Ситуация в Ливане: сентябрь 2014 г.

Ситуация в Ливане в сентябре 2014 года определялась следующими факторами: продолжающимися столкновениями с радикальными исламистами в районе Арсаля,  захватом боевиками «Исламского государства» (ИГ) заложников из числа ливанских военнослужащих, реакцией ливанской дипломатии на создание антитеррористической коалиции для борьбы с группировкой ИГ.

В ходе операции ливанским военным удалось вытеснить из Арсаля сирийских боевиков «Джабхат ан-нусры» и ливанских исламистов, присягнувших на верность ИГ. В то же время угроза городу и его окрестностям сохраняется, так как сирийские боевики остро нуждаются в Арсале как тыловой базе для отдыха. Зимой климат в горах Каламун довольно суров, и джихадисты могут просто не дожить до весны. Вот почему они будут всячески стараться обеспечить себе базу на ливанской территории. Сложность ситуации в Арсале состоит также в том, что при численности коренного (ливанского) населения в 35 тысяч человек, количество сирийских беженцев в городе превысило 100 тысяч человек. 3 сентября 2014 г. командующий ливанской армией генерал Жан Кахваджи, выступая в парламенте по итогам операции в Арсале, отметил неудовлетворительный уровень оснащенности ливанской армии оружием. По его словам, весь запас боевых ракет был израсходован в ходе операции. Начиная с 1990 года, не велось систематических закупок  оружия для вооруженных сил Ливана, а все техническое оснащение проходило по линии иностранных грантов и подарков великих держав. 20-25 сентября генерал Кахваджи побывал в США и в Саудовской Аравии для обсуждения вопросов использования саудовского гранта для борьбы с терроризмом размером в один миллиард долларов и закупки вооружений для армии.

Кризис, связанный с заложниками, усиливал в сентябре свое влияние на формирование общественного мнения Ливана. Напомним, что в Арсале джихадисты захватили в плен 29 ливанских солдат. Трое из них были обезглавлены в течение первой декады сентября. Четверо сумели бежать из плена. В настоящее время в плену у джихадистов содержатся 22 ливанских военнослужащих. К освобождению солдат подключились ливанские спецслужбы, прежде всего Служба внутренней безопасности во главе с генералом Аббасом Ибрагимом. В сентябре с.г. А.Ибрагим предпринял ряд поездок в Катар и в Турцию для поиска международных посредников и урегулирования ситуации. Катарцы уже успешно посредничали в марте-апреле с.г. в ходе освобождения похищенных «Джабхат ан-нусрой» монахинь из сирийского монастыря святой Феклы.

Кризис с заложниками накалил обстановку в ливанском обществе. 7 и 15 сентября в Бейруте прошли митинги, в которых участвовали родственники солдат и представители ряда НПО, требовавшие от правительства активизации усилий по освобождению пленных. 5 сентября 2014 года министр по делам беженцев и перемещенных лиц Алис Шабтини (единственная женщина в ливанском правительстве, представляющая маронитскую общину Триполи) предложила свою кандидатуру для отдачи террористам в обмен на заложников. В то же время лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла, выступая по телеканалу «Аль-Манар» заявил, что противники «Хизбаллы», обвиняющие движение в нежелании вести переговоры с джихадистами об освобождении пленных солдат, лгут. Насралла отметил, что «Хизбалла» приветствует любые средства для освобождения ливанцев, но при этом «переговоры должны вестись не с позиций слабости и заискивания, а с позиции силы. Террористы должны понять, что в случае новых казней наших братьев их ждет суровое возмездие».

7 сентября 2014 года активисты христианской общины организовали митинг, осуждающий деятельность «Джабхат ан-нусры» и ИГ в бейрутском квартале Ашрафие, одном из наиболее престижных кварталов ливанской столицы. При этом был публично сожжен флаг ИГ. Министр юстиции Ливана Ашраф Рифи, представляющий движение «Мустакбаль» Рафика Харири и связанный с суннитскими фундаменталистами в Триполи, инициировал уголовное дело по отношению к митингующим за разжигание религиозной розни. В этой ситуации абсурдным представляется поведение как митингующих, так и министра юстиции. Понятно, что никакие протесты не произведут большого впечатления на террористов. В то же время сожжение флага террористической организации не является оскорблением религиозных чувств, так как все исламские организации Ливана, даже салафиты осудили деятельность ИГ. Касаясь деятельности джихадистов в Ливане, стоит отметить еще один факт. 30 сентября имам Сираджеддин Зрейкат, пользующийся популярностью среди части салафитов и причастный к организации взрывов в шиитском квартале Дахие в прошлом году (в настоящее время он находится в подполье), провозгласил себя эмиром ИГ в Ливане и заявил, что отряды ИГ скоро будут в Бейруте.

Другим моментом ливанской политики, связанным с экспансией «Исламского государства», стала реакция официального Бейрута на создание антитеррористической коалиции во главе с США и странами ССАГПЗ. Официальную позицию Ливана выразил министр иностранных дел страны Джебран Басиль. 23-24 сентября с.г. на полях Генеральной Ассамблеи ООН он вел переговоры с госсекретарем США Джоном Керри. По мнению Басиля, нейтральный статус Ливана, закрепленный в конституции, препятствует стране принимать участие в каких-либо блоках и коалициях. При этом стороны договорились по трем основным пунктам. Во-первых, Ливан не будет принимать участие в военных ударах с воздуха по позициям ИГ (для этого у него просто нет соответствующих ВВС), не будет оказывать логистическую и финансовую помощь силам коалиции, а также предоставлять в их распоряжение живую силу и технику своей армии. Во-вторых, Ливан обязуется оказывать коалиции моральную поддержку. В-третьих, коалиция признает угрозы для национальной безопасности Ливана и обязуется оказывать ему поддержку в форме поставок вооружений. Одновременно премьер-министр Ливана Тамам Салам, также побывавший в Нью-Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, встречался и вел переговоры по той же проблеме с эмиром Катара  и президентом Франции Франсуа Олландом.

Начало сентября 2014 года было ознаменовано активизацией встреч между ведущими политиками страны по вопросу президентских выборов. Напомним, что ливанский парламент 22 сентября с.г. в очередной, уже десятый раз не смог выбрать президента. В течение первой декады сентября прошли встречи лидера движения «Хизбалла» Хасан Насраллы с председателем Свободного патриотического движения (СПД) генералом Мишелем Ауном и другим маронитским лидером Сулейманом Франжье, а также между лидером ПСП Валидом Джумблатом и лидером СПД Мишелем Ауном. Переговоры, естественно, касались президентских перспектив генерала Ауна. При этом «Хизбалла», похоже, не собирается разочаровывать своего христианского союзника и не будет прекращать его поддержку в президентском марафоне. В это нелегкое для движения время Насралла не хочет терять поддержку влиятельной маронитской общины, и, скорее всего, не согласится на «компромиссную» кандидатуру генерала Кахваджи, поддерживаемую блоком Саада Харири. Исходя из этого, перспектива разрешения президентского кризиса в Ливане в настоящее время не просматривается. Интересно, что экстремистская организация «Джабхат ан-нусра» распространила заявление, в котором предостерегла ливанских христиан от голосования на президентских выборах за «врага сирийского народа Мишеля Ауна». В заявлении сказано, что руководство джихадистов было готово обсудить вопрос об освобождении заложников-солдат христианского вероисповедания, но поведение Ауна воспрепятствовало этим планам.

Сентябрь 2014 года был отмечен оживлением российско-ливанских контактов по всем направлениям. 13 сентября состоялось открытие Российско-ливанского дома в городе Батрун. Выступая на  мероприятии с приветственной речью, глава МИД Ливана Джебран Басиль отметил, что «поводом для создания Российско-ливанского дома в Батруне стало 70-летие дипломатических отношений между двумя странами». Он напомнил, что СССР был одним из первых государств, признавших Ливан в 1943 году. Басиль добавил, что в настоящее время Россию и Ливан объединяет множество совместных проектов, число которых в будущем будет неуклонно расти. Он подчеркнул, что «Россия не отворачивается от своих друзей и не отказывается от своих слов».

17 сентября лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла посвятил свое выступление на канале «Аль-Манар» ситуации в Сирии. Он отметил, что в сложившейся обстановке угрозы со стороны ИГ «Хизбалла» не может вывести свои формирования из САР, так как они прикрывают северные фланги Ливана. При этом он охарактеризовал Россию как «верного союзника Сирии», но с сожалением отметил, что после начала украинского кризиса внимание Москвы к сирийским событиям ослабло. В марте с.г. Насралла приветствовал присоединение Крыма к России, выразив надежду, что это территориальное приращение будет способствовать росту веса и влияния России в мире.

19 сентября Россию с визитом посетил министр внутренних дел Ливана Нухад аль-Машнук. В Москве он провел встречи с руководством ФСБ и Совета Безопасности России. Речь на переговорах шла о поставках оружия с спецоборудования для ливанской полиции в рамках саудовского гранта. Примечательно, что Н.аль-Машнук является представителем движения «Мустакбаль» Саада Харири. Этот факт подтверждает, что сближения с Россией в текущей ситуации ищут все основные политические силы Ливана.

52.26MB | MySQL:103 | 0,398sec