Ирак: кто будет воевать с «Исламским государством»

Как мы уже сообщали, Вашингтон, при полном отсутствии у него желания проводить своими силами сухопутную операцию против «Исламского государства» (ИГ), резко сузил себе поле для маневра и вынужден идти  на поиск сил для ее проведения непосредственно в самом Ираке. Уговорить иорданские и турецкие власти выступить на «острие копья» пока не удается по крайне прозаическим причинам. Ни Анкара, ни Амман пока не готовы вводить свои войска в Сирию и Ирак, поскольку это чревато рядом политических рисков. Во-первых, и сирийцы, и иракцы однозначно отрицательно, независимо от своих политических пристрастий, отнесутся к присутствию на своей территории иностранных войск, тем более турецких и иорданских. Во-вторых, существует реальная опасность тяжелых потерь, как на начальном этапе наземной операции, так и латентных — на втором, когда придется стоять гарнизонами в крупных населенных пунктах. Плюс Анкара находится в ожидании максимального ослабления своих традиционных врагов в лице боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), и помогать им не торопится.

В этой связи основную тяжесть организационной работы по «сколачиванию» более или менее боеспособной силы в Ираке, способной, как минимум, сражаться на равных с боевыми частями ИГ легла на ЦРУ США. При этом отметим хорошую стратегическую подготовку руководителей военного совета ИГ, сумевших ослабить прессинг на свои отряды «с воздуха» путем организации широкомасштабного наступления в районе Кобани, и тем самым «растягивания» сил противника. Прежде всего, авиации. Одновременно ИГ готовит наступление на Багдад, и руководит этим бывший высокопоставленный сотрудник военной разведки во времена Саддама Хусейна – Абу Муссалем аль-Туркмани. Последний близок к верховному эмиру ИГ Абу Бакру аль-Багдади, с которым он познакомился во время совместного пребывания в тюрьме Бока на юге Ирака. Не последнюю роль в этом должна сыграть и «пятая колонна» в самой столице, под кураторством главы вновь созданного недавно Совета по разведке и безопасности ИГ Абу Али аль-Джибури (он же Касем Рашид аль-Джибури), из очень серьезного племенного клана Джибури провинции Анбар.

Таким образом, ИГ нанесла во многом отвлекающий удар в Кобани, который, однако, вполне претендует на самостоятельную успешную наступательную операцию. Из этого делаем следующие выводы. Первый – сирийский и иракский филиалы ИГ в состоянии проводить крупные наступательные операции автономно друг от друга без переброски дополнительных сил из одной страны в другую. Второй – в «военном совете» ИГ преобладают люди с хорошей военной подготовкой. Это неудивительно, с учетом того, что там большинство составляют бывшие офицеры высшего звена баасистского режима, прошедшие обучение в СССР. Так, в частности, «военным советом» ИГ руководит еще один бывший баасистский офицер Абу Ахмед аль-Альвани, который близок к одному из главных вдохновителей и организаторов суннисткого восстания в Ираке, бывшему приближенному С.Хусейна — И.И.ад-Дурри.

Поисками кандидатов на роль создания новой «суннитской армии» и наполнения ее квалифицированными кадрами озабочены и в ЦРУ США. Подразумевается, что это должны быть бывшие офицеры армии С.Хусейна, не связанные сейчас с ИГ. Сразу же скажем, что таковых в Ираке практически нет. Одновременно американцы стараются реанимировать свой удачный проект 2007 года, когда было создано племенное суннитское ополчение «Сахва». Тогда оно в довольно сжатые сроки сумело очистить от иностранных джихадистов провинции Анбар, Найнаву, Салах эд-Дин. Напомним, что в тот период правительство Н.аль-Малики нарушило свои обещания по вопросу инкорпорации суннитских вооруженных формирований в силовые государственные структуры, в результате чего этот эксперимент был завершен. Более того, его провал, собственно, и привел к нынешнему положению дел.

По замыслу руководства ЦРУ США, суннитские ополченцы, пока только из одного племени Дулейми, должны действовать автономно от иракской армии, основу которой по-прежнему будут составлять шииты из «Армии Махди» М.ас-Садра и иракской «Хизбаллы». С шейхами из Дулейми такие договоренности вроде бы достигнуты. Координацию этой работы проводит сейчас американский посол в Ираке Роберт Стефан Бикрофт. Он согласовал этот план с премьером Х.аль-Абади и получил его одобрение. При этом надо отметить, что его партия «Аль-Даава» выступает категорически против такого решения, и консенсус с ее руководством еще предстоит достигнуть. За реализацию такого плана американцев выступает и Тегеран, что было подтверждено во время неформальных консультаций Бикрофта с командованием КСИР в Багдаде.

Вместе с тем ЦРУ США сохраняет серьезный пессимизм по вопросу скорейшей локализации «джихадистской угрозы» в Ираке и Сирии. По оценке американцев, иракская армия в настоящее время небоеспособна и не имеет потенциала к проведению серьезных наступательных операций. В ней отсутствует необходимое взаимодействие войск и имеются серьезные проблемы с их централизованным управлением. Более того, в случае начала наступления отрядов ИГ на Багдад, в ЦРУ США не исключают утери контроля над его значительной частью. Особую озабоченность у аналитиков вызывает и состояние дел в Национальной разведывательной службе Ирака, сотрудники которой в своей подавляющей массе малокомпетентны и набирались по конфессиональному признаку из числа шиитских группировок типа «Армии Махди». В этой связи в Лэнгли настаивают на скорейшей отставке главы иракской разведки Зухейра Шарбауи.

52.28MB | MySQL:106 | 0,605sec