О проблеме коррупции и борьбе за власть в Иране

В последние месяцы в политических и судебных кругах Исламской Республики Иран разразилось несколько коррупционных скандалов, свидетельствующих не столько о намерении правительства Хасана Роухани бороться с этим злом, хотя его масштабы действительно наносят вред иранской экономике, сколько об обострении внутриполитической борьбы в Иране.

30 сентября с.г. иранские судебные органы выдвинули официальное обвинение в расхищении государственных средств бывшему первому вице-президенту ИРИ Мохаммеду Резе Рахими. Рахими обвиняется в том, что занимая пост вице-президента, оказывал давление на руководство Иранской Национальной страховой компании, побуждая переводить десятки миллионов долларов на контролируемые им  счета. По мнению иранских экспертов, настолько серьезное обвинение не могло быть выдвинуто без разрешения верховного лидера Али Хаменеи, эффективно контролирующего судебную систему страны. Основной причиной  обвинения против Рахими является не только намерение показать, что борьба с коррупцией в Иране осуществляется на серьезном уровне, но и желание команды Роухани уменьшить влияние на экономику и политику страны команды бывшего президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада. В течение последнего полугодия команда Роухани ведет пропагандистскую войну против сторонников М.Ахмадинежада, обвиняя их в некомпетентности, коррупции и тяжелом экономическом наследии. В частности, падение ВВП страны на 5,4% в последние годы и прошлогодний уровень инфляции в 44% стараются поставить в вину именно фракции бывшего президента. В апреле с.г. Хасан Роухани отметил в одном из своих заявлений: «Санкции явились большой несправедливостью для нашего народа. Как Иран, так и весь остальной мир немало пострадал от них. К сожалению, есть люди и в нашей стране, которые получили выгоду от санкций».

По оценкам иранских аналитиков, вряд ли расследование против такой серьезной фигуры как Рахими будет раскручиваться до конца, хотя десяток иранских чиновников небольшого ранга уже получили многолетние тюремные сроки по этому делу. Еще одним из путей вывода валютных средств из страны в президентство М.Ахмадинежада стали теневые контракты по продаже сырой нефти, осуществлявшиеся в обход санкций на подставные фирмы. Такие контракты получили широкое распространение в 2012 году. Необходимо отметить, что коррупционная мотивация при их заключении стояла вовсе не на первом месте. Такие контракты были необходимы для того, чтобы обходить санкции, пользуясь «серыми схемами» в рамках «экономики сопротивления» и пополнять бюджет ИРИ. Одним из предпринимателей, занимавшихся такими сделками, был мультимиллионер Бабак Зенджани, против которого в настоящее время также открыто уголовное дело.  Министр нефти ИРИ Бижан Намдар Зангене заявил, что Зенджани должен его министерству 2,7 миллиардов долларов, переведенных в малайзийский банк First Islamic Investment Bank и предназначенных для оплаты контрактов с исполнителями работ в нефтеперерабатывающем секторе ИРИ. Против Зенджани выдвинуто также обвинение в невозврате 17 миллиардов долларов от продажи нефти, размещенных на счетах его фирм за рубежом. Иранский предприниматель оправдывается тем, что не мог вовремя вернуться деньги в банки ИРИ из-за санкций. Одновременно разворачивается кампания по расследованию нецелевого расходования средств, предназначенных на реализацию программы «Мехр» (строительства доступного жилья для беднейших семей, осуществлявшегося в президентство М.Ахмадинежада). Нет сомнения, что все эти дела носят политическую подоплеку и имеют целью предотвратить возвращение в активную политику бывшего президента Ахмадинежада, планирующего выставить свою кандидатуру на довыборах в иранский парламент.

Однако не нужно обманываться, считая, что выгоду от теневых финансовых операций получает только окружение бывшего президента. В не меньшей степени в них втянуты и представители правительства Х.Роухани, особенно из состава его экономического блока, а также поддерживающие их представители высшей политической элиты ИРИ. К ним относится, например, сын бывшего президента А.А.Хашеми-Рафсанджани Мехди Хашеми-Рафсанджани, имеющий большое влияние на Х.Роухани. Недавно он давал показания на закрытом расследовании по поводу незадекларированных доходов (предположительно вознаграждений от зарубежных компаний Statoil и Total). Министр нефти Ирана Зангене известен своими тесными отношениями с французской компанией Total, а в европейских столицах его считают «своим человеком». Совсем недавно в Иране разгорелся коррупционный скандал, связанный с компанией Crescent Oil Petroleum. Эта компания была основана в Дубае в 2001 году в то время, когда Зангене занимал пост министра нефти в правительстве М.Хатами. В период, когда цена нефти колебалась в пределах 80-100 баррелей, нефть поставлялась иранской стороной этой компании по цене 18-40 долларов за баррель. В 2006 году договоры с Crescent Oil Petroleum были расторгнуты Ираном как экономически невыгодные. По оценкам депутата иранского Меджлиса Ильяса Надерана, несколько министров кабинета Роухани имеют личное состояние от 250 до 330 миллионов долларов.

В настоящее время в иранской политической элите разворачивается подковерная борьба между неоконсервативной и частью консервативной фракции с одной стороны и той частью политического истеблишмента, которую условно можно назвать «иранскими глобалистами».  К первым принадлежат иранские политики, полагающие, что ускоренное примирение с Западом на любых условиях может существенно подорвать экономические и политические позиции страны, а в перспективе облегчить западное проникновение и лишить Иран исламской идентичности. К ним относятся, в частности, руководители КСИР и сторонники бывшего президента М.Ахмадинежада. В то же время иранские «глобалисты»  выступают за ускоренную интеграцию Ирана в мировую экономику и мировое сообщество, скорейшую нормализацию отношений с Западом. В плане общенациональных интересов они приводят в пример Турцию, поддерживающую хорошие отношения с США и ЕС, что не мешает ей проводить независимую внешнюю политику. В личном плане они ожидают легализации своих значительных теневых капиталов в международном масштабе. По всей вероятности, эта группа пользуется поддержкой со стороны ряда представителей высшего духовенства.

К этой группе можно отнести экономический блок правительства Х.Роухани. Самыми яркими его представителями являются руководитель президентской администрации Мохаммед Нехавандиян и министр нефти, а по совместительству сопредседатель российско-иранской межправкомиссии Бижан Намдар Зангене. Мохаммед Нехавандиян получил докторскую степень по экономике в американском университете Джорджа Вашингтона. С 1993 по 2001 год он занимал пост заместителя министра торговли, а с 2001 по 2005 год был советником тогдашнего президента ИРИ М.Хатами и главой экономического совета Национальной телерадиокомпании. Принимал участие в работе государственной комиссии по переговорному процессу о вступлении ИРИ в ВТО. Другой  фигурой, формирующей экономический блок Х.Роухани, является Бижан Намдар Зангене, возглавивший Министерство нефти. Фактически, Б.Н.Зангене возвратился на тот же пост, который он покинул при М.Ахмадинежаде.

Борьба за власть и будущее страны в иранской политической элите будет продолжаться и усиливаться, а коррупционная карта, по всей видимости, еще не раз будет использована для борьбы между политическим противниками.

52.19MB | MySQL:103 | 0,485sec