К обострению пакистано-индийских отношений

В понедельник, 20 октября с.г. федеральный министр пакистанского  правительства  привлек внимание международного сообщества к опасности ядерного соперничества между Пакистаном и Индией. В это же время пакистанские законодатели в Национальной ассамблее  Пакистана, выступая от имени правящей партии  Пакистанская мусульманская лига (Наваз) – (PML(N)) — обвинили Индию в недавнем обострении пограничных столкновений на Линии контроля (LoC) в   штате Джамму и Кашмир, уже приведшие к жертвам среди пакистанских и индийских военных и мирных жителей.

По сообщению авторитетной пакистанской урдуязычной газеты «Доон»  пакистанский федеральный министр  по делам штатов и пограничных регионов генерал –лейтенант (в отставке) Абдул Кадир Балуч в своем крайне противоречивом выступлении в Национальной ассамблее заявил, что он не высказал угрозы в адрес Индии.  Далее развивая свою мысль о потенциальном использовании ядерного оружия Пакистаном против Индии, он пообещал «дать подходящий ответ» тому, что он назвал «агрессивной политикой» Индии. Это выступление прозвучало  во время открытия дебатов, проведенных в пакистанском парламенте по инициативе министра по делам Кашмира Чаудхри Бирдиза Тахира.  Тахир обрисовал нынешнюю ситуацию, как «неразборчивый индийский обстрел из артиллерийского и стрелкового оружия вдоль Линии контроля, которая считается действующей границей между индийским штатом Джамму и Кашмир и пакистанским «Азад Кашмир», в пакистанских округах Сиалкот и Наровал. Напомним, что в истории отношений между двумя странами подобные  стычки  не раз приводили  к серьезным вооруженным конфликтным ситуациям –  в последний раз –  13 лет назад, когда между Индией и Пакистаном в течении 2001-2002 гг. возникло т.н. «вооруженное противостояние», которое едва не привело к новой войне.   Эксперты по ядерному нераспространению в Южной Азии тогда всерьез опасались применения обеими странами тактического ядерного оружия, в случае возникновения новой войны на южноазиатском субконтиненте.

Начиная с октября с.г. серии  вооруженных стычек являются самыми серьезными нарушениями соглашения о прекращении огня между Пакистаном и Индией, заключенного в 2003 г. и соблюдавшегося до сих пор обеими сторонами. Согласно данным газеты «Доон» число жертв  составляет уже более 20 человек, 13 из которых – со стороны Пакистана.

Министр Балуч, который семь лет служил в пакистанской армии, в  подразделениях, расположенных в Кашмире, говоря об Индии и Пакистане, буквально заявил следующее: «Существует проблема, которую должен осознавать весь мир, это то – что обе наши страны  являются ядерными державами». Далее он сказал, что «мы поддерживали и поддерживаем наш (ядерный-авт.) потенциал с величайшей ответственностью». Однако  он предостерег Индию от « неправильного понимания»  того факта, что Пакистан будет иметь дело  «с агрессивной политикой Индии, сохраняя при этом полное молчание». «Если какие–либо страны, — далее сказал Балуч, — обладают любым потенциалом для своей обороны, они не держат этот потенциал только в холодном состоянии на складах», добавив при этом, что «этот потенциал может быть использован случае необходимости». «Мы, -сказал он, — больше не позволим невооруженным людям (пакистанским гражданам- авт.) становиться мишенью (для индийских вооруженных сил-авт.)»

Министр по науке и технологии Пакистана Захид Хамид описал район Пасру в его избирательном округе Сиалкот, как один из самых опасных из-за артиллерийских обстрелов Индией пакистанской территории на глубину до 5 километров.

В то же время, заверяя о своей поддержке пакистанской армии в ее реакции на «вызов со стороны Индии», Асиф Хаснани из пакистанской партии «Муттахида Каоми Мувмент» (MQM) и Азра Фазал Печухо из  «Партии пакистанского народа» (PPP) с удовлетворением отметили  политику правительства Пакистана «в воздерживании против провокаций», которые отражают  «конфронтационный режим» против Пакистана, проводимый правительством «Бхаратия Джаната Парти» (BJP), возглавляемое премьер –министром Нарендрой Моди.

Хушро Бахтияр из правящей партии PML (N) заявил, что BJP вероятнее всего продолжит эту «срежиссированную» ею политику до следующих выборов Ассамблеи штата в индийском штате Джамму и Кашмир, для закрепления выгод в результате недавних выборов в некоторых других штатах Индии.

Анализируя эти высказывания пакистанских политиков, как министров центрального правительства, так и членов  ведущих политических партий напрашиваются некоторые предварительные выводы и соображения.

Во–первых, хотя министр Балуч призвал не считать  возможность применения ядерного оружия Пакистаном против Индии угрозой, очевидно, что, в случае дальнейшего разрастания конфронтации между обеими странами и (теоретически) эскалации ее до  нового масштабного вооруженного конфликта, на наш взгляд все же заявление министра действующего правительства  можно назвать угрозой со стороны Пакистана.  И хотя это высказывание принадлежит не премьер-министру Навазу Шарифу, что из его уст  означало бы прямую угрозу для Индии, которая в настоящее время все же не находится в состоянии войны с Пакистаном, оно демонстрирует, что Исламабад проводит сейчас в отношении Нью-Дели политику «балансирования на грани фола». Таким образом, Пакистан  прибегает к тактике угроз, пусть и завуалированных, поскольку  опасается, что сегодняшние вооруженные стычки перерастут в новый конфликт с Индией, у которой в отношении Пакистана есть действующая военная доктрина «Холодный старт», предполагающая в случае терактов на индийской территории боевиками, действующими с пакистанской территории, ответные удары вглубь Пакистана, что применимо и в случае возникновения крупного пограничного конфликта между двумя странами. И здесь необходимо всегда принимать во внимание, что по мнению большинства экспертов по ядерному нераспространению в Южной Азии, в количественном отношении у Пакистана больше ядерных боеприпасов, прежде всего на тактическом ядерном оружии  — ракетах меньшей и средней дальности (РМД и РСД), чем у Индии. По данным СИПРИ, у Пакистана на вооружении находится более 100 ядерных боеголовок,  больше чем имеет Индия, и все они действительно находятся  «в холодном состоянии на складах», но могут оперативно быть установлены на РМД и РСД.

Во-вторых, очевидно, что Пакистан, который не принял доктрину «неприменения ядерного оружия первыми», по прежнему рассчитывает на него, как на средство не только запугивания своего традиционного антагонист,, но и  как на средство, способное помочь ему выиграть или, по крайней мере, сокрушительно не проиграть новый вооруженный конфликт с Индией, который, вероятнее всего, будет, как считают западные эксперты по региону Южная Азия, иметь «ядерное измерение».

Третий вывод, который можно сделать из того, о чем сообщила пакистанская газета «Доон» (особо отметим, что она выходит  на языке урду – государственном языке Пакистана, и сообщает факты, которых иногда нет в англоязычной версии газеты, то есть рассчитана прежде всего, на внутреннее потребление в стране) – опасность возникновения ядерного конфликта в Южной Азии по–прежнему очень высока. Пожалуй, это именно тот самый регион мира, где в отсутствии основополагающих соглашений по поддержанию мира между  Пакистаном и Индией, которые обладают ядерным оружием, его применение возможно. Несмотря на Лахорскую декларацию, подписанную  в 1999 году, кстати в период правления в Индии правительства Атала Ваджпаи, возглавлявшего тогда именно партию BJP,  опасность возникновения такого конфликта нельзя преуменьшать и сегодня, когда внимание всего мира приковано к событиям на Украине и Ближнем Востоке.

Очевидно, что в Пакистане сейчас популярны националистические настроения среди ведущих политиков в связи с пограничными инцидентами и высокая степень поддержки пакистанских военных, которые,  скорее всего, и санкционировали такие высказывания министра Балуча.

Что касается некоторых кратких прогнозных оценок развития этих пограничных стычек, то на наш взгляд вероятность их перерастания в новый вооруженный конфликт достаточно мала. Обе стороны, скорее всего, ограничатся использованием,  прежде всего,  своих пограничный сил и в течение некоторого времени  взаимные обстрелы на Линии контроля в Кашмире будут продолжаться. Но как нам представляется, ни Индия, ни Пакистан не заинтересованы сейчас в эскалации этих столкновений до нового масштабного вооруженного конфликта, тем более с применением ядерного оружия, что, впрочем, не исключается при неблагоприятном стечении обстоятельств. Одним из подобных обстоятельств может быть прежде всего,  резкое обострение внутренней обстановки в Пакистане,  ее полная дестабилизация или резкий рост террористической активности в стране с переносом некоторых терактов на территорию Индии (наподобие теракта в Мумбаи в 2008 году)  и т.п. Как следствие этого – резкое ухудшение индо-пакистанских отношений и повторение событий 2001-2002 гг, но уже на более высоком пороге конфликтности.

52.2MB | MySQL:103 | 0,469sec