Что стоит за административной реформой в Южном Судане

Президент Южного Судана Сальва Киир принял без всяких условий предложение об административной реформе, которая должна предусматривать федеративное устройство страны. Об этом стало известно 26 октября с.г. из «осведомленных анонимных источников, близких к руководству Южного Судана». Кроме того, президент Южного Судана также согласился на разделение власти с южносуданской оппозицией, возглавляемой лидером племенной группы нуэр и бывшим вице-президентом Р.Машаром. Это подразумевается подписанным обеими сторонами протоколом о принципах мирного урегулирования кризиса, который стал результатом многомесячных усилий посредников из региональной организации ИГАД. Те же неназванные источники так обрисовали эту ситуацию: «Прорыв, о котором ИГАД заявило в пятницу после закрытой короткой встречи, закончился заявлением со стороны Р.Машара о признании легитимности избрания нынешнего президента С.Киира и отказе попытки его насильственного свержения. В этом контексте президент принял решение, без всяких условий, по разделу властных полномочий с повстанцами. В том числе и предоставления им поста премьер-министра». Это означает фактический отказ С.Киира от своего права накладывать вето на кандидатуру должности премьера, что, безусловно, является серьезной подвижкой в автократической системе координат нынешней правящей верхушки Суданского народно-освободительного движения (СНОД).

Официальные лица в Джубе, правда, признают это с трудом: «Президент никогда не выступал против идеи федерализма. Просто он утверждал, что этот выбор должен сделать сам народ через установленные законом конституционные процедуры». Естественно, что президент С.Киир и его окружение принимают такое решение более вынужденно, чем добровольно. Федерализм, прежде всего, означает переориентацию и без того скудных финансовых потоков в регионе, что объективно ограничивает административный ресурс президента влиять на внутриполитическую ситуацию. Естественно, что такой сценарий С.Киира не устраивает, но у него нет другого выхода.

Помимо внутренней неразберихи и откровенного провала попыток военного решения вопроса противодействия с нуэр, к этому прибавляется и откровенно негативная реакция на действия Джубы со стороны ее основных внешнеполитических спонсоров в лице Найроби и Кампалы. Пресс-секретарь повстанцев А.Куюйт сообщил, что «наши коллеги присутствовали на встрече с президентами Уганды, Кении и премьер-министром Эфиопии в Джубе 22 октября с.г., на которой С.Киир, в общем-то, под большим нажимом последних и согласился об отказе от своего права вето при назначении на должность премьер-министра». Он также дал понять, что самым реальным кандидатом на эту должность является Р.Машар. Помимо этого, с его слов стало понятно, что на встрече обсуждалась не только административная реформа, но и реформы в области индустриализации, безопасности, в финансовом секторе, управлении и международных отношений». Найроби и Кампала в этой связи очень жестко прессингуют С.Киира, четко указывая ему на крайнюю нежелательность дальнейшего вооруженного противостояния с нуэр. Примерно такой же позиции придерживаются в Брюсселе, в котором вообще взяли молчаливый курс на отстранение С.Киира от власти через достаточно определенный срок.

На этом фоне происходят непонятные процессы в южносуданской армии. В частности, появились данные о «неизвестной болезни» начальника генерального штаба Пауля Малонга Авана, которая не позволяет ему дальше выполнять свои обязанности. Говорится о неожиданном обмороке генерала, слабости в мышцах и потери памяти. Несмотря на ряд оптимистичных заявлений официальных представителей Министерства обороны о скором возвращении начальника генерального штаба в строй, ряд других источников говорит о скорейшей его переправки в Германию на лечение. Заметим в этой связи, что нынешний начальник генерального штаба является прямой креатурой С.Киира, который получил свое назначение два года назад после массовой отставки ветеранов партизанского движения. Официально это было представлено как «естественная ротация кадров», но на самом деле С.Киир просто избавлялся от ненужных критиков его курса. И тем самым существенно обогатил кадрами подразделения Р.Машара.

В любом случае создается впечатление, что С.Киира все-таки, в конечном счете, дожали, и он готов на компромисс. Вопрос только в том, насколько эта данная его готовность является лишь маневром «для концентрации сил» и продолжения схватки. Абсолютно не верится в благие намерения С.Киира и его желание поделиться властью с этническим соперником Р.Машаром. Но, как бы то ни было, в отношениях между Хартумом и Джубой в случае назначения Р.Машара премьер-министром может начаться некий период относительного потепления. Напомним, что Р.Машар во время гражданской войны воевал на стороне Хартума и с тех пор поддерживает неплохие контакты с суданским руководством. Он всегда выступал за компромисс с Хартумом по вопросам транзита нефти и, как видится, продолжит этот курс. В данной ситуации, по его мнению, возобновление транзита – это единственный путь к реанимации южносуданской экономики и соответственно — повышению своего авторитета среди населения. Последнее крайне важно для Р.Машара, который, естественно, носит «в своем ранце президентский жезл». Этот сценарий выгоден для всех внешнеполитических игроков, включая США и ЕС. С недавнего времени они полностью разочаровались потенцией С.Киира в качестве эффективного лидера страны. Р.Машар устраивает Запад и соседние страны гораздо больше. Он практик и прагматик, и это поняли в той же Кении и Уганде. В последние два месяца Р.Машар периодически вел переговоры с лидерами этих стран и сумел их убедить в своей способности успокоить Южный Судан. Теперь они делают ставку исключительно на него, что в принципе должно предопределить скорую политическую смерть С.Киира. Даже несмотря на то, что он по-прежнему авторитетен среди титульного племени Южного Судана динка.

52.2MB | MySQL:103 | 0,544sec