Шиитский вектор ближневосточной политики США

Разворот ближневосточной политики США в сторону Ирана вызвал и другое изменение их стратегического курса – все большее влияние «шиитского» фактора при выстраивании диалога со странами региона.

«Размораживание» отношений с Ираном привело к появлению осязаемого «шиитского вектора» американской внешней политики на Ближнем Востоке. В результате Вашингтон вынужден действовать в регионе как минимум с «оглядкой» на этот фактор. Это дополнительно способствует коррекции отношений США с их прежними региональными союзниками в сторону их осложнения. Особенно с обладающими крупными шиитскими общинами. Соответствующая тенденция все заметнее проявляется по мере развития событий «арабской весны» и становится особенно осязаемой после мартовского визита президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию.

США и «шиитский вопрос» в Бахрейне

8 июля она получила весьма красноречивое проявление. Тогда заместитель государственного секретаря по вопросам демократии и правам человека США Том Малиновски был объявлен властями Бахрейна персоной нон грата «за грубое вмешательство во внутренние дела страны». Официальную Манаму возмутил проведения «американским эмиссаром встречи, противоречащей нормам дипломатии и угрожающей двусторонним отношениям». Согласно ее данным, заместитель главы внешнеполитического ведомства США встретился с представителями «радикальной шиитской оппозиции, поддержав тем самым силы, враждебные властям страны».

По данным американских источников, участники встречи лишь пожаловались Малиновски на усиление притеснений со стороны правящей суннитской династии. В связи с этим США осудили действия бахрейнских властей. Представитель Госдепа Джен Псаки особо указала, что программа визита Малиновски якобы была заранее и детально согласована с официальной Манамой. Это касалось и встреч с шиитской оппозицией.

Необходимо особо заметить, что на этом инцидент исчерпан не был. Не случайно, что спустя буквально три месяца после инцидента с Малиновски тональность диалога Вашингтона и Манамы принципиально изменилась. В октябре Госдеп открыто вмешался в ход уголовных дел над видными представителями шиитской оппозиции в Бахрейне. Он вступился за подвергающуюся преследованиям Зайнаб аль-Хаваджу, дочь местного общественного деятеля Абдулхади аль-Хавадж, осужденного за «организацию» предыдущих шиитских выступлений к пожизненному сроку заключения.

По факту это является прямым вмешательством в дела суверенного государства. Пикантность ситуации состоит в том, что она преследуется властями страны за неоднократные публичные оскорбления монаршей особы. Так, Зайнаб в очередной раз демонстративно порвала фотографию бахрейнского короля прямо во время идущего над ней судебного процесса. За это ей грозит семь лет заключения.В свою очередь, ее родной сестре Марьям также «светит» заметный срок за участие в недавних беспорядках и схватках с полицией.

Примечательна в этой связи оперативность реакции американских властей на действия официальной Манамы, которые предупредили Бахрейн, что вынесение обвинительного приговора Зайнаб аль-Хавадж будет иметь для двусторонних отношений самые серьезные последствия. Представители Госдепа в этой связи обращают особое внимание на «избыточную жестокость» бахрейнских властей, которые преследуют беременную женщину за действия, «в демократических странах не являющиеся даже административным правонарушением».

И столь показательное внимание к «бунтарской» семье аль-Хавадж по мнению официальной Манамы является открытым вмешательством во «внутренние» дела королевства и поощрение оскорбления «монаршей особы» со стороны женщины, да еще и представляющей нелояльное шиитское большинство страны.

И такое отношение США вызывает негодование не только среди окружения бахрейнского короля, но и представителей прочих монархических режимов региона, где особенно актуальна «шиитская проблема».

Опять-таки, в данной ситуации нельзя исключать, что эти действия изначально носили провокационный характер и были заранее согласованы с американскими представителями для усиления нажима на Манаму и стоящий за ее спиной Эр-Рияд.

В этой связи октябрьский «экстренный» визит бахрейнского короля в резиденцию российского президента в Сочи, совпавший по времени с очередным «шиитским» обострением, достаточно показателен. Во всяком случае, лидеры двух государств в своей беседе затронули «беспокоящее» поведение США на мировой арене.

Как известно, Вашингтон унижений, подобных высылке Малиновски не прощает. Особенно со стороны тех, кто зависит от его заступничества. Но причины столь жесткой реакции США на ситуацию с положением шиитов обусловлены не только «громкой» риторикой Бахрейна при ведении подобных споров. Нельзя исключать, что действия Малиновски носили изначально заказной провокационный характер и были направлены на дополнительное сознательное осложнение американо-бахрейнских отношений.

Впрочем, подробности данного дела не столь существенны. Важно, что произошедшее является красноречивым симптомом существенного ухудшения отношений не столько между Бахрейном и США, сколько между США и Саудовской Аравией. Именно последняя взяла на себя роль «старшего брата» в обеспечении безопасности бахрейнского королевского режима. По сути, в условиях перманентного шиитского восстания именно на штыках саудовских войск последние годы здесь держалась власть Его Величества Хамада ибн Исы аль-Халифы.

Шиитский фактор в Йемене

Впрочем, наиболее ярким и показательным сейчас влияние «шиитского фактора» отмечается в Йемене. Так, в течение сентября-октября размещенные в Йемене силы США, включая сухопутный спецназ и ударные БПЛА, направленные туда для борьбы с исламскими экстремистами и осуществления помощи местному правящему режиму, не стали препятствовать шиитским группировкам в овладении столицей страны Сана.

Более того: своими действиями они способствовали краху поддерживаемым Саудовской Аравией силам суннитов. Так, вплоть до второй декады октября они продолжали наносить удары по «Аль-Каиде Аравийского полуострова» (АКАП), фактически единственной продолжающей сражаться против проиранских сил суннитской группировке.

Примечательно, что шеф ЦРУ Джон Бреннан отдал личный приказ «временно» прекратить эти действия лишь после настойчивых просьб саудовских властей, ведущих с АКАП тайные переговоры относительно противодействия общему врагу. Примечательно, что в самой Саудовской Аравии за обнаружение принадлежности к «местной» «Аль-Каиде» почти неизбежно следует смертная казнь.

Однако отчаянное положение в Йемене, являющемся «ахиллесовой пятой» безопасности Эр-Рияда, вынуждает его следовать взятому в последние месяцы и годы курсу на заключение самых противоестественных союзов ради банального выживания в условиях охлаждения с США. Последние при этом не демонстрируют явного желания сохранить прежние союзнические отношения.

Так, хотя Вашингтон располагал по своим тайным каналам сведениями об усилении йеменских шиитов Ираном и ливанской «Хизбаллой», он отнюдь не противодействовал этому. Например, лидер последней Хасан Насралла лично следил за созданием у них системы безопасности, особенно в отношении штаб-квартиры и лидеров местного движения.

Причем благодаря наличию американских «каналов» иранские спецслужбы наладили своевременное снабжение йеменских шиитов оружием и боеприпасами в том числе через южные провинции самой Саудовской Аравии.

США и иракские шииты

Еще одним важным «срезом» американской внешней политики применительно к региону является взаимодействие с одной из крупнейших шиитских общин – иракской. Понимая потенциальную опасность, исходящую от иракских суннитов, представляющих социальную базу «Исламского государства», а также фактический развал оставшихся в наследство от режима Нури аль-Малики силовых структур, Вашингтон пытается наладить отношения с двумя основными шиитскими группировками в Ираке, включая и «Армию Махди», рассчитывая использовать их в борьбе против ИГ. Подобные действия имеют как характер самостоятельных попыток, так и действий, скоординированных с представителями Тегерана.

В результате Саудовская Аравия, уже столкнувшаяся с «шиитским» вызовом в Бахрейне и на собственной территории в Восточной провинции, оказывается во все более уязвимом положении. Кроме того, что проиранские элементы теперь создают потенциальную угрозу ее путям транспортировки нефти на мировой рынок на юге, у берегов Йемена, а эта угроза становится все более актуальной и на севере. И, главное, созданию «шиитского» окружения максимально поспособствовал прежний союзник Эр-Рияда в лице Вашингтона.

Военные базы как последний аргумент в диалоге с США

Между тем, у сторон еще остались неиспользованные в игре козыри. В частности, это использование местных военных баз вооруженными силами США. Однако попытка поднять этот вопрос может стать чреватой уже самыми настоящими неприятностями в первую очередь для самих аравийских монархий.

Как бахрейнский, так и саудовский короли не могут не осознавать, что в случае ухода отсюда американских военных они окажутся в роли черепахи, лишившейся своего панциря и рискуют стать легкой добычей для Ирана. Эту задачу для Тегерана упрощает отвлечение основных саудовских сил сразу на несколько направлений, особенно на защиту границы с Ираком и Йеменом.

Подобная ситуация ставит вопрос о том, насколько вообще в Вашингтоне заинтересованы в сохранении местных аравийских режимов и не ведет ли он в конечном итоге дело к ссоре с ними. Для него уход из Саудовской Аравии и Бахрейна не станет неприемлемым уроном, невзирая на значимость предоставляемых ими военных баз, в том числе и для 5-го флота США. Во всяком случае, пока у них гарантированно сохраняются соответствующие объекты в Кувейте и Катаре.

Дело Нимра ан-Нимра как индикатор шиитской проблемы

Соответственно, подобное поведение вызывает всплеск антиамериканских настроений среди представителей суннитских правящих верхушек былых союзников США. Речь, прежде всего, идет о Саудовской Аравии, где, как и в Бахрейне, проживают крупные общины шиитов.

О серьезности ситуации свидетельствует то, что Вашингтон и особенно «околоамериканские» структуры в октябре достаточно резко осудили вынесенный смертный приговор лидеру саудовских шиитов Нимру ан-Нимру. Его обвинили в организации и подстрекательстве мятежа в стратегически важной для Эр-Рияда Восточной провинции, ставшей за последние три года «арабской весны» своего рода «шиитской Вандеей».

Курьезность ситуации состоит в том, что обвинение ему было предъявлено за «попытку ее отделения и присоединения к Бахрейну». В любом случае, решение судьбы Нимра ан-Нимра может стать для США точкой для дальнейшего и более заметного пересмотра отношений с суннитскими аравийскими монархиями.

Столь жесткий приговор демонстрирует опасения саудовских властей относительно способности контролировать ситуацию в стране и является свидетельством их слабости в плане противодействия проиранским элементам.

«Эволюция» американской стратегии по «шиитскому» вопросу

Сложившаяся ситуация автоматически влияет и на дальнейшее отношение США к «шиитскому вопросу» на территории аравийских монархий. Необходимо заметить, что Вашингтон в последние годы уделяет особое внимание ущемлению прав различных и религиозных меньшинств в регионе. Американские дипломаты внимательно и скрупулезно фиксируют все случаи давления в отношении шиитов.

И если в 2011–2012 гг. поддержка со стороны США и вообще Запада шиитских «протестантов» носила достаточно мягкий и весьма ограниченный характер, то теперь ситуация кардинально изменилась. От робких и невнятных попыток на данном направлении Вашингтон теперь приступает ко вполне отчетливому поощрению «шиитских бунтарей» в странах региона.

Шиитская проблема в наименьшей степени стоит в Катаре и Омане, где доля шиитов не превышает 10 процентов и где их положение по сравнению с ситуацией в Бахрейне и Саудовской Аравии, где проживают крупнейшие в численном и процентном отношении шиитские общины, обстоит на порядок лучше.

Однако в случае с Бахрейном и КСА ситуация совсем иная. В случае продолжения и тем более усиления заступничества в отношении «проиранских элементов» Эр-Рияд рискует получить уже полноценный мятеж в своей Восточной провинции, собственной «нефтяной житнице» со всеми вытекающими из этого последствиями.

Столь беспрецедентная ситуация сложилась ввиду очевидного «слива» Обамой прежних американских союзников в регионе. Такова фактическая оценка ситуации самими представителями саудовского руководства. Если проводить современные параллели, то по степени накала противостояния противоречия между Саудовской Аравией и США превзошли нынешний конфликт между Западом и Россией. Во всяком случае, несмотря на громкую риторику, Москва и западные государства не переходят известных границ и не высылают столь высокопоставленных дипломатов.

Способна ли «защита» шиитов сблизить позиции США и Ирана?

Необходимо заметить, что в стратегическом отношении «защита шиитов» не способна кардинально улучшить диалог США с Ираном и развеять его подозрительность по поводу конечных американских планов. Во всяком случае, даже при самом благоприятном для Вашингтона раскладе шиитские аятоллы не намерены становиться американскими сателлитами по «образцу и подобию» своего предшественника шаха Пехлеви. Свои нынешние отношения с Вашингтоном они воспринимают, главным образом, как попытку «обмануть Большого Сатану».

Впрочем, на краткосрочную перспективу ставка на «размораживание» отношений с Исламской Республикой может иметь эффект. В частности, последние октябрьские заявления официального Тегерана о грядущем увеличении собственной нефтедобычи до 4.3 млн баррелей в сутки и «нормальной и приемлемой цене» на «черное золото» в районе 75 долларов «за бочку» явно не идут на пользу продолжающей конфронтацию с Западом России. Если в данном случае имел место «сговор» Тегерана с Вашингтоном, то первый обязательно попытается максимально использовать «момент» для достижения наиболее выгодного для себя результата в регионе.

Однако в Тегеране убеждены, что всякое долговременное сотрудничество с США в силу традиционно и быстро меняющегося политического вектора Белого дома невозможно. Все эти факты «заступничества» и явной поддержки шиитов, которая фактически косвенно распространяется и на радикальные группировки, в той или иной мере способствуя расширению влияния и ячеек той же «Хизбаллы», ведут лишь к дальнейшему осложнению диалога между Вашингтоном и аравийскими монархиями.

Однако это отнюдь не способствует устранению иранской подозрительности относительно последних американских инициатив. Тоже самое можно констатировать и в отношении отдельных шиитских региональных группировок.

Показательным моментом служит недавнее громкое заявление видного шиитского религиозного деятеля Салеха Джавхара из Кувейта, обвинившего «Исламское государство», Израиль и Запад в причастности к «торговле мусульманскими женщинами» и назвавшего происходящее в регионе их сговором. Это можно расценивать как демонстрацию собственной «независимой» позиции шиитов относительно происходящих в регионе событий.

Насколько долгой будет «шиитская оттепель»?

Важно отметить, что «особое» внимание Обамы к «шиитскому вопросу» в региональных делах вообще во многом обусловлено анализом ранее собранных дипломатами и спецслужбами данных. Согласно им, шиитские группировки в гораздо меньшей степени придерживаются террористических методов борьбы, чем суннитские структуры.

По мнению окружения Обамы, взаимодействие и диалог с последними является затруднительным по причине «обычного» наличия у них многочисленных хозяев и разветвленной системы взаимодействия, осложняющих осуществление над ними контроля. С точки зрения Вашингтона, несмотря на проблемно развивающийся диалог с Тегераном, у США имеется серьезный шанс если не «оседлать» шиитскую «тему», то управлять ей через достижение договоренностей с Ираном. Это представляется гораздо более простым и менее затратным, чем осуществление контроля «всех» суннитов.

Вопрос в том, насколько это реально удастся сделать в рамках большой политической игры, в которой стороны изначально преследуют различные конечные цели. «Шиитская» ставка Белого дома способна в перспективе лишь дополнительно усилить Иран, и, напротив, ослабить «саудовский блок», являющийся фактическим «противовесом» дальнейшему росту мощи Тегерана, которая возросла после уничтожения его прежнего «естественного» противника – Ирака.

Между тем, сама логика дальнейшего «размораживания» Ирана, приведшая к усилению влияния «шиитского» фактора американской внешней политики на Ближнем Востоке, автоматически порождает всё большее вовлечение США в судьбу «проиранского» населения и последующее ухудшение отношений Вашингтона с просаудовским монархическим блоком.

62.87MB | MySQL:102 | 0,572sec