Что стоит за визитом в Афганистан руководителя Межведомственной разведки Пакистана

Новый руководитель Межведомственной разведки (ISI) Пакистана генерал Ризван Акхтар 10 ноября с.г. посетил с официальным визитом Кабул. Формально это должно было продемонстрировать жест доброй воли и стремление к установлению добрососедских отношений с новым правительством Афганистана. Выбор главы ISI в качестве посла «доброй воли», конечно, не случаен. Именно эта структура играет основную роль в поддержании градуса внутренней нестабильности в Афганистане, и, безусловно, в состоянии диктовать линию поведения талибам. То есть, грубо говоря, определить в достаточной мере будущее нового правительства в Кабуле.

Эксперты разошлись в оценках данного визита. Ряд из них, в основном американские и британские, стали наперебой утверждать, что тем самым Исламабад открывает новую страницу в отношениях не только с Кабулом, но и Западом. Предполагается, что пакистанцы готовы к достижению компромисса по вопросу сохранения американского военного присутствия в Афганистане — около 10 тыс. военных, и сохранению у власти нового президента Ашрафа Гани Ахмадзая и его правительства. На то, что пакистанский генерал приезжал торговаться, по их оценке, указывают и факты крупных военных операций талибов в ряде афганских провинций, по итогам которых они были фактически ими захвачены. На сегодняшний день талибы контролируют порядка 60% территории страны, и это районы компактного проживания пуштунских племен. Тем самым Вашингтону и новому лидеру Афганистана были предъявлены «козыри» талибов и, опосредованно, Исламабада. В данном случае возникает вопрос — что пакистанцы хотят взамен.

Судя по некоторым данным, в центре дискуссий между руководителем пакистанских спецслужб и президентом Афганистана было формирование в скором времени т.н. «пуштунского правительства доверия». Это должно означать инкорпорацию в новые структуры исполнительной власти представителей именно талибов. Скорее всего, не самих скомпрометировавших себя основных полевых командиров, а их более или менее приемлемых для новых властей представителей, которые не «замазаны» участием в каких-либо резонансных терактах. Одновременно Исламабад хотел бы изменить ситуацию с внешнеполитическим индийским вектором Кабула и жестко лимитировать влияние Дели на процессы, происходящие в Афганистане. Бывший президент Хамид Карзай был убежденным сторонником развития доверительных отношений с Индией, их он рассматривал как самую очевидную альтернативу и противовес пакистанскому влиянию в стране. Смена этой тенденции также является одним из условий Исламабада, и в данном случае необходимо учитывать, что это консолидированная позиция всех политических сил Пакистана и военных, прежде всего.

В случае, если предложения Пакистана не найдут отклика у новых афганских властей, то следует ожидать усиление ползучего захвата территории в стране отрядами «непримиримых талибов». При этом в Исламабаде четко адресовали свои инициативы не только собственно афганцам, но и американцам, в опосредованной, конечно, форме. При этом учитывалась степень влияния Вашингтона на Кабул, главным образом, в экономической сфере. Учитывается также и заинтересованность Пентагона в сохранении своего пребывания в Афганистане. Стало известно о планах американцев серьезно усилить свое присутствие, прежде всего, в сфере радиоразведки, что предполагает наличие филиалов стационарных постов. В том числе и на севере Афганистана, что подразумевает активный разведывательный мониторинг на центральноазиатском направлении. Это в свою очередь увеличивает риски в сфере безопасности с соответствующими большими финансовыми издержками. Таким образом, в интересах США снизить градус напряженности именно внутри Афганистана путем достижения договоренностей и компромисса между новыми властями в Кабуле и талибами. А если вернее – пакистанцами, которые в действительности стоят за ними. При этом косвенно эти договоренности, несомненно, повлияют и на активность «пакистанской» «Аль-Каиды», поскольку мы имеем ввиду стратегический геополитический союз между основным патроном этой структуры в лице КСА и Пакистаном. Эр-Рияд серьезно рассчитывает на Исламабад в рамках создания напряженности на границе с Ираном и помощи в подготовке своих кадров в сфере безопасности и спецназа.

В этой связи пакистанские военные оставляют в запасе «веские доводы» и не спешат распускать подконтрольные им террористические группировки. По данным армейской разведки США, несмотря на все публичные заявления руководства ISI, основные силы талибов продолжают находиться в боевой готовности и в случае необходимости готовы организовать наступление на Кабул. При неблагоприятном для Исламабада, конечно, развитии ситуации. В любом случае ожидать каких-то масштабных резких движений от талибов раньше весны 2015 года маловероятно. Американская разведка также указывает, что «группа Хаккани», которая считается основным инструментом для организации резонансных операций против войск контингента НАТО в период его пребывания в Афганистане, и прежде всего – против американцев, в настоящее время находится на своих тыловых базах в зоне племен на Северо-Западе Пакистана и ждет приказа. Сам Джаллалуддин Хаккани также находится в своей резиденции в зоне племен, и с августа с.г. он, по крайней мере, дважды встречался с пакистанцами, которых американцы идентифицировали как высокопоставленных офицеров ISI. Таким образом, силовой вариант остается у пакистанцев «в активном запасе» и будет однозначно задействован в той или иной степени в случае «несговорчивости» нового руководства Афганистана и Белого дома. Говорить о каком-то сохранении видимости альянса между США и Пакистаном можно будет только в том случае, если Исламабад добьется от Кабула выполнения своих условий сохранения стабильности в стране.

62.81MB | MySQL:102 | 0,512sec