Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2014 г.

В октябре в Аддис-Абебе продолжился вялотекущий процесс мирных переговоров между сторонами продолжавшегося к тому времени уже 10 месяцев южносуданского конфликта, унесшего, похоже, десятки тысяч человеческих жизней.

5 октября в столице Эфиопии было в очередной раз объявлено о приостановке переговоров с целью консультаций между главами делегаций с Джубой и руководством повстанцев. В заявлении сообщества стран Восточной Африки (ИГАД), выступающего в роли посредника в деле урегулирования конфликта в Южном Судане, утверждалось, что прерванный раунд переговоров уже оказался более результативным, чем предыдущие. Нерешенными остаются всего несколько «критически важных» вопросов, по которым понадобились консультации. Этот раунд переговоров начался еще 22 сентября в г.Бахир Дар на северо-западе Эфиопии. От него ждут, что по его результатам может быть сформировано «переходное правительство национального единства».

Ранее ИГАД ультимативно потребовало от сторон южносуданского конфликта сформировать такое правительство до 9 августа, однако из этого ничего не вышло. Противоборствующие стороны неоднократно подписывали соглашения о прекращении огня, которые никто не соблюдал.

Переговоры в Аддис-Абебе ведутся с несколькими паузами с января 2014 года. До сих пор они не привели к каким-либо значимым результатам.

Мировое сообщество неоднократно обвиняло стороны южносуданского конфликта в отсутствии стремления к миру и желании решить проблему военным путем.

Тем временем власти Джубы 9 окября значительно расширили полномочия своих спецслужб, и в частности, всесильной Службы национальной безопасности (СНБ), позволив ей производить внесудебные аресты. Единственное ограничение — арестованные должны представать перед судом, который должен принимать решение о мере пресечения, в последующие 24 часа после ареста. Понятно, что это решение тут же было подвергнуто критике со стороны международных правозащитных организаций. Как отметила в этой связи «Международная амнистия», это решение дает СНБ «практически ничем не ограниченные полномочия на аресты».

10 октября чиновница ООН Зейнаб Бангура, занимающаяся вопросами борьбы против сексуального насилия в ходе вооруженных конфликтов, после визита в г.Бенти заявила, что нигде ранее не сталкивалась с подобным огромным числом случаев сексуального насилия, как в Южном Судане в ходе гражданской войны, ведущейся по этническому принципу между сторонниками президента Сальвы Киира (динка) и бывшего вице-президента Риека Машара (нуэр). «Это — худшая из возможных ситуаций», — утверждала уроженка Сьерра-Леоне.

В ходе гражданской войны г.Бенти несколько раз переходил из рук в руки. Всякий раз его новые хозяева — как правительственные войска, так и повстанцы — устраивали этнические чистки. «Есть факты сексуального насилия над только что родившей женщиной, над очень пожилой женщиной. Девочки 10 — 11 лет подвергались ежедневно насилию», — говорит З.Бангура.

Только в апреле в ходе одного из рейдов повстанцев на город они в течение двух дней вершили насилие в нем по этническому признаку, убивая мирное население, укрывавшееся в больницах, школах, церквях и мечетях. В мае город перешел под контроль правительственных сил.

16 октября высокопоставленный представитель ООН заявил, что в этой организации опасаются возобновления боев в Южном Судане сразу после завершения сезона дождей. «Сезон дождей завершается, и это может быть сигналом для возобновления боев за контроль над районами нефтедобычи», — сказал он. Представитель ООН напомнил, что к тому времени на четырех базах ООН укрывались до 100 тысяч гражданских лиц, как динка, так и нуэр. Он же предупредил, что в ООН не забыли про отсутствие С.Киира на организованной в конце сентября в Нью-Йорке встрече высокого уровня по вопросам гражданской войны в Южном Судане. На ней присутствовали представители американской администрации, посредники от ИГАД и делегация от Южного Судана. «Мы не готовы забыть это», — предупредил он.

20 октября в г.Аруша на севере Танзании прошли переговоры между президентом этой страны Джакайя Кивете и главой Южного Судана С.Кииром. Днем ранее президент Танзании встречался с Р.Машаром. В этой связи в прессе утверждалось, что 20 октября С.Киир и Р.Машар должны подписать «основополагающее соглашение» об единстве правящей в Южном Судане партии СНОД. Затем, как предполагалось, переговоры будут продолжены относительно деталей этого соглашения.

Такое соглашение вечером 20 октября действительно было подписано. При этом С.Киир и Р.Машар признали их коллективную ответственность за развязывание гражданской войны в Южном Судане.

В предыдущий раз два политика встречались в августе в Эфиопии. Тогда было подписано очередное соглашение о прекращении огня, которое обе стороны не выполнили, равно как и три других предыдущих соглашения.

«Нет никаких причин для того, чтобы наш народ вновь страдал после того, как он доиблся независимости», — заявил в этой связи С.Киир. Со своей стороны Р.Машар утверждал, что «мы должны сделать все возможное для завершения (мирного-авт.) процесса».

24 октября действующие в Южном Судане международные гуманитарные организации, специализирующиеся в борьбе против распространения различных болезней и голода в условиях продолжающейся уже 10 месяцев гражданской войны, обвинили Джубу в постоянном давлении на своих сотрудников. В документе, подготовленном по итогам форума с участием более 100 неправительственных организаций, подчеркивается, что их сотрудники постоянно сталкиваются с «враждебным отношением к ним и растущими угрозами со стороны властей». В частности, власти пытаются запретить этим организациям определения «голод», «катастрофа», «бедствие» применительно к Южному Судану, хотя все эти явления налицо в стране, раздираемой этническим конфликтом.

29 октября южносуданский город Бенти вновь стал ареной ожесточенных боев между правительственными войсками и повстанцами. Как заявил представитель южносуданской армии Филипп Агюэр, повстанцы атаковали город с южного и северного направлений. До этого они в течение нескольких дней атаковали передовые позиции правительственных войск вокруг города, не приближаясь к нему самому.

Эти бои прервали продолжавшееся несколько месяцев относительное спокойствие в этом стратегически важном городе — столице штата Единство. Они же подтвердили прогнозы аналитиков, предсказывавших неминуемое возобновление боевых действий сразу после завершения сезона дождей.

Уже 30 октября министр обороны Южного Судана Куол Маньянг объявил, что правительственные войска отразили наступление повстанцев на город Бенти. Он признал, что с обеих сторон имеются многочисленные убитые и раненые, не приведя точных данных на этот счет. Несмотря на победные реляции министра, работники международных гуманитарных организаций утверждали, что 30 октября бои за город продолжались.

Новой вспышке насилия никак не помешали сделанные заблаговременно ООН заявления, в которых обе стороны конфликта предупреждались о недопустимости возобновления боевых действий. Связанная с сезоном дождей непродолжительная пауза в боях позволила сторонам конфликта перегруппировать свои силы, а также получить новые тяжелые вооружения.

30 октября генсек ООН Пан Ги Мун потребовал от сторон южносуданского конфликта немедленно прекратить боевые действия.

В Судане на фоне определенного затишья по части новостей 16 октября стало известно о гибели трех эфиопских «голубых касок» из состава Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (ЮНАМИД) Эфиопские военные охраняли источник воды, когда их атаковали неизвестные люди. Их гибель довела до 61 число «голубых касок», погибших в составе ЮНАМИД начиная с 2007 г.

Задачей ЮНАМИД является защита гражданских лиц и обеспечение их доступа к гуманитарной помощи в Дарфуре, где с 2003 года не утихает восстание местных жителей против центральных властей в лице арабской элиты.

Информационное затишье прервалось 20 октября, когда правящая Партия национальный конгресс (ПНК)  предложила президента Судана Омара аль-Башира в качестве возможного кандидата от нее на предстоящих в апреле 2015 года президентских выборах. Соответствующее заявление в тот день сделал советник президента Ибрагим Гандур. До этого было немало сомневающихся в том, что 70-летний Омар аль-Башир вновь будет баллотироваться на избрание, поскольку недавно он перенес две хирургические операции на колене.

«Было 10 кандидатов на избрание на пост председателя. По итогам тайного голосования осталось пять кандидатов, в том числе действующий президент», — сообщил И.Гандур. Избрание на пост председателя ПНК автоматически делает лидера партии кандидатом на избрание на пост главы государства.

День спустя Омар аль-Башир был переизбран на посту председателя ПНК, что открыло ему дорогу на участие в президентских выборах в качестве кандидата на избрание. Как сообщил И.Гандур, в борьбе с 4 другими кандидатами действующий глава партии собрал наибольшее количество голосов — 266 из 522. Голосование проходило в ходе съезда ПНК.

В марте И.Гандур утверждал, что президент «неоднократно заявлял о своем желании не баллотироваться на выборах», однако в данном случае этого от него потребовала его партия.

Омар аль-Башир пришел к власти в 1989 году в результате военного переворота. В 2005 году он заключил мирное соглашение, прекратившее 22-летнюю гражданскую войну между Хартумом и южанами. Его преследует Международный уголовный суд (МУС) по обвинениям в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и геноциде в Дарфуре, где боевые действия ведутся с 2003 года.

Запланированные на апрель 2015 года выборы — как президентские, так и парламентские — вторые по счету со времени прихода Омара аль-Башира к власти. Оппозиция бойкотировала выборы 2010 года. Они, по мнению наблюдателей, не соответствовали международно принятым нормам.

После происшедшего в 2011 году раскола Судана и образования Южного Судана Хартумский режим лихорадит: повстанческие движения действуют в половине из 18-ти штатов, задыхается экономика страны.

Оппозиция немедленно подвергла резкой критике решение Омара аль-Башира баллотироваться на выборах, утверждая, что ПНК «не уважает демократию».

Временная конституция Судана, разработанная в рамках мирных соглашений 2005 года, предусматривает, что глава государства может иметь всего два президентских мандата. По мнению оппозиции, сейчас у Омара аль-Башира истекает второй президентский мандат. У ПНК другая аргументация. Эта партия считает, что Омар аль-Башир избирался по условиям новой конституции только один раз — в 2010 году, а до этого с 2005 года он был временным президентом страны.

Как заявил представитель Суданской компартии Юсеф Хусейн, решение Омара аль-Башира баллотироваться на выборах лишь осложнит ситуацию в стране.

Уже 23 октября президент Омар аль-Башир вновь призвал суданскую оппозицию к участию в инициированном им ранее «национальном диалоге» с тем, чтобы «прийти к консенсусу». Этот призыв прозвучал с трибуны съезда ПНК, ранее избравшего президента на высший партийный пост. «Диалог — это единственное решение проблемы разделения власти», — утверждал он. Президент  признал, что суданцы устали после многих лет экономических проблем и вооруженных конфликтов. Он также признал, что раскол страны в 2011 году и создание Южного Судана нанесли удар по экономике и повлекли за собой «нехватку ресурсов».

Призыв Омара аль-Башира к «национальному диалогу» прозвучал еще в январе 2014 года. Однако последовавшие затем аресты лидеров оппозиции, наступление на свободу прессы повлекли за собой множество вопросов относительно искренности намерений властей осуществить реформирование страны.

Новый призыв президента к «национальному диалогу» был тут же отвергнут одной из основных групп дарфурских повстанцев. По ее оценке, само выдвижение кандидатуры Омара аль-Башира на выборы «подтверждает, что он является настоящим диктатором».

Несмотря на массу внутренних проблем, в октябре Хартум попытался выступить посредником в урегулировании конфликта в Ливии, возникшего в результате противоречий между международно признанными правительством и парламентом, действующими в настоящее время в Тобруке и представляющими либеральные круги, и захватившими Триполи исламистскими формированиями, которых поддержала часть депутатов прежнего парламента.

28 октября в Хартуме побывал премьер-министр Ливии Абдалла ат-Тани. В ходе визита он согласился с предложением суданских властей принять в Хартуме встречу делегаций сторон внутриливийского конфликта при том, что в сентябре ливийское правительство в Тобруке обвинило Судан в поддержке «террористических» групп в Ливии путем поставки им боеприпасов. Эти обвинения были отвергнуты Хартумом.

В целом, что касается Южного Судана, то там представляется неминуемой новая проба сил между сторонами конфликта. В этих условиях только жесткая позиция мирового сообщества в отношении глав сторон конфликта может хоть как то убедить их не нагнетать ситуацию.

В Судане ближайшие месяцы вряд ли будут спокойными. Для оппозиции победитель предстоящих выборов очевиден, и она сделает все возможное, чтобы попытаться сорвать их и тем самым лишить легитимности будущего президента.  Сделать это представляется возможным одним путем — организацией массовых акций протеста.

52.25MB | MySQL:103 | 0,510sec