Что стоит за объединением исламистов в Судане

Лидер Партии народный конгресс (ПНарК) и один из основателей «Зеленого интернационала» Хасан ат-Тураби обосновал решение своей партии в отношении поддержки проекта запуска национального диалога тем, что оппозиция фактически провалила возможность силового свержения режима. В этой связи он предложил организовать специальную комиссию из суданских юристов и общественных деятелей, которая подготовила бы необходимые поправки в конституцию страны с учетом итогов широко народного обсуждения. Х.ат-Тураби подчеркнул, что только проект организации диалога является на настоящий момент единственной возможностью выйти из политического и экономического кризиса. Исламистский лидер также констатировал, что внутренняя суданская оппозиция крайне слаба и дезорганизована, в том числе и по вопросу проекта новой конституции Судана. «Нашу оппозицию объединяет только одно – нелюбовь к нынешнему режиму. Она не имеет цели и призывает только к физическому свержению правительства, что неконструктивно. Сегодня она полностью упустила момент для силового свержения нынешнего режима», — заявил патриарх исламистского движения. Х.ат-Тураби указал, что правительство также «самое слабое за всю историю страны после отделения Южного Судана и обострения кризиса в Дарфуре. Львиная доля бюджета в условиях крайне тяжелого экономического положения по-прежнему тратится на армию и силовые структуры». Он категорически предупредил всех оппонентов против опрометчивых действий по нагнетанию дальнейшей дестабилизации и усугубления и без того сложной ситуации. «Мы не можем позволить реализации в Судане сомалийского сценария, и режим эти страхи разделяет», — заявил Х.ат-Тураби, развивая эту тему, он отметил, что по его ощущениям, правящая Партия национального конгресса» (ПНК) действительно настроена серьезно на запуск механизма национального диалога. Естественно, что досталось и США и странам ЕС: они были обвинены в попытках срыва этой инициативы, поскольку не желают «единения всех исламистских сил».

Отметим трансформацию взглядов патриарха суданской политики и фактически «крестного отца» государственного переворота, который привел к власти нынешнего президента О.аль-Башира в 1989 году. Ранее, после ссоры с О.аль-Баширом Х.ат-Тураби всячески призывал к свержению режима в Хартуме, за что неоднократно подвергался арестам и тюремным заключениям. Некоторые обозреватели указывали на его связь с дарфурскими повстанцами из Движения за справедливость и равенство (ДСР), которых он даже в начале 2000-х годов пытался использовать для силового захвата Хартума. С того времени, как президент О.аль-Башир провозгласил год назад курс на организацию «национального диалога», Х.ат-Тураби встал в ряды его убежденных сторонников. Связано это, конечно, не только с «озвучкой» этой идеи, а с принципиальным договором между ранее ярыми антагонистами по вопросу сохранения исламистского режима в стране путем инкорпорации партии Х.ат-Тураби во властные структуры исполнительной власти. Многие оппоненты такого союза из числа самих исламистов (а они имеются как в рядах правящей партии, так и среди сторонников Х.ат-Тураби) указывают, что имеет место тайная договоренность между двумя лидерами в связи с несколькими волнами протестов среди «низовых» исламистов в ряде регионов страны. Как заявил один из анонимных источников в правящей партии: «Реальной целью т.н. «национального диалога» является подготовка условий для объединения двух исламистских партий». В этой связи приводятся заявления Х.ат-Тураби о том, что он не будет испытывать никаких сомнений по вхождению в правительство в случае внесения конституционных поправок, которые позволят кабинету министров направлять президенту представления о назначении и снятии губернаторов. Тем самым, по словам Х.ат-Тураби, можно будет преодолеть последствия трайбализма и клановости. При этом он заметил, что правительство может делать это и без соответствующих конституционных поправок, а исходя только из существующих полномочий. Если отбросить в сторону тему «трайбализма», то очевидно, что в обмен на лояльность Х.ат.Тураби скорее всего получит возможность реально влиять на региональную политику страны, в том числе в Дарфуре. Косвенно это подтверждается и тем, что в ноябре с.г. О.аль-Башир направил в Национальную юридическую комиссию проект поправок в конституции, которые позволяют президенту назначать и снимать губернаторов по представлению правительства в том числе. И не только, всего таких поправок 61, и одна из них подразумевает организацию специальных полицейских судов, которые будут находиться в ведении полиции. Это, безусловно, шаг к ужесточению полицейского режима и своеобразный ответ Хартума на события «арабской весны» и возможные массовые социальные протесты. Если же мы постараемся проанализировать общий тренд поправок к конституции, которые были предложены президентом, то легко сделаем вывод о том, что речь идет об усилении централизации власти.

Интересно, что последней каплей, которая в 1999 году переполнила чашу терпения нынешних союзников и привела к расколу исламистского движения, была именно тема выборности губернаторов. Тогда Х.ат-Тураби настаивал именно на том, чтобы они выбирались всеобщим голосованием. Теперь он полностью поддерживает президентскую инициативу, оговорив ее только двумя условиями. Первое – губернатор сможет быть снят только после того, как он пробыл на должности один год. Второе – он необязательно должен быть членом правящей партии. Интересно, что оппоненты данных поправок из Юнионисткой демократической партии (ЮДП) в лице ее сопредседателя Али Ахмед ас-Саеда, указывают на то, что внесение таких изменений только лишь усилит коррупцию в центральных органах власти, которые будут готовить представления о назначении или снятии губернаторов. То есть, игнорировать полностью момент племенной дипломатии вряд ли удастся. Вопрос пока стоит больше в плоскости трансформации этой системы без глубокого изменения ее самой. Таким образом, вся эта история, видимо, все-таки связана с попытками центральной власти усилить свое влияние на местах.

Таким образом, можно констатировать, что в Судане явно наметилась тенденция в попытке преодолеть раскол в исламистском движении и сцементировать его структурно, укрепив, прежде всего, влияние на низовые ячейки и т.н. «молодое крыло» («исламистская милиция»), которое за последнее время несколько раз открыто оппонировало  центральной власти. Уход в отставку в этом году целой плеяды «старых кадров» (О.Таха, Нафи Нафи, О.аль-Джаз и др.) должен по идее означать приход к управлению страной новой плеяды «молодых» исламистов, в первую очередь, из регионов. И подготовка изменений в конституцию также является частью этой реформы.

52.19MB | MySQL:103 | 0,490sec