Турция-США: разногласия по стратегии борьбы с «Исламским государством»

Турецкий премьер-министр А.Давутоглу недавно допустил утечку информации о том, что силовой блок Турции начинает реализацию секретной программы по оснащению и тренировке бойцов иракского курдского ополчения пешмерга с целью «повышения эффективности сопротивления» отрядам «Исламского государства» (ИГ) на севере Ирака. 35 военнослужащих турецкого спецназа уже проводят курс обучения курдских бойцов в недавно организованном лагере Диана в Иракском Курдистане. Курс включает в себя обучение военной тактике и использованию различных модификаций стрелкового вооружения, в частности автоматических винтовок «Браунинг М2». Таким образом, иракские курды, пожалуй, впервые начинают курс обучения на западных образцах стрелкового вооружения, до сего время их традиционным оружием было вооружение, произведенное в бывшем СССР. Указанная программа также включает в себя планы расширения системы тренировочных лагерей, в самом скором времени откроются еще два в Эрбиле и Дохуке.

Помимо чисто военного аспекта обучения турки будут тренировать своих курдских коллег и по линии спецслужб, прежде всего, в рамках организации и сбора оперативной информации. С целью подготовки этого процесса Эрбиль на прошлой неделе посетил руководитель турецкой спецслужбы МИТ Х.Фидан. Одновременно он достигнул договоренности с руководством курдской автономии о серьезном расширении «полевой» стационарной резидентуры МИТ в Эрбиле с целью налаживания более активного обмена разведданными между представителями двух спецслужб.

Ряд экспертов связывают эти действия турок как следствие серьезных разногласий между Анкарой и Вашингтоном по вопросу организации нового сегмента вооруженной оппозиции в Сирии. В частности, США отказались утвердить предложенную турецкой стороной программу по организации вооруженных отрядов сирийской оппозиции на приграничной с Сирией территории Турции. Но, как представляется, проблема, в данном случае, не в вопросах тактики и способах тренировки новобранцев, а, прежде всего, в качественном содержании новой вооруженной оппозиции. Американские силовики фактически заблокировали финансирование такой структуры, мотивируя это опасностью инфильтрации в ее ряды исламистов самого радикального толка, в первую очередь, из просаудовской «Джабхат ан-нусра». Кроме того, в Вашингтоне не вполне разделяют установки Анкары о невозможности присутствия в составе «новой оппозиции» курдских бойцов из отрядов Рабочей партии Курдистана (РПК) и сирийского филиала этой партии, которые сейчас отражают атаки исламистов из ИГ на сирийский город Кобани. Отставка министра обороны США Ч.Хейгела, излишне поддавшегося обаянию своих турецких и саудовских коллег, похоже, поставило точку в этой дискуссии. И заодно завершила очередную попытку создания чисто «светского» сегмента сирийской оппозиции, которые время от времени предпринимаются с одинаково печальным финалом. Таким образом, тренировочный лагерь на полицейской базе Хирфанли (регион Кирсешир, Турция) который был организован именно с целью начала тренинга сирийцев «по новым правилам», видимо, в ближайшем будущем прекратит свое существование. Пентагон и ЦРУ США в этой ситуации решили не «выдумывать велосипед», и сделать ставку именно на курдские отряды для того, чтобы удержать и постепенно расширить зону контроля на приграничной к Турции сирийской территории. Одновременно с повестки дня на нынешний период времени снят вопрос о безусловном свержении режима Б.Асада и взят курс на негласный союз с Ираном.

Анкара такой вариант, естественно, не приветствует, и более того – крайне раздражена этой стратегией, полагая, что он может привести в конечном результате к «бесконтрольному» усилению РПК непосредственно на своей границе. Из этого сделан выбор на «симметричное» усиление отрядов пешмерга как своего единственного союзника в курдской среде. Анкара уже однажды использовала такую схему в 1996 году, когда тренировала и снабжала вооружением отряды М.Барзани в период их вооруженного противостояния с отрядами другого курдского лидера Д.Талабани и отрядами РПК. Кроме того, сейчас Анкара и Эрбиль стараются «размыть» чисто «РПК-ский» сегмент сопротивления в том же Кобани путем переброски в этот район отрядов пешмерга с тяжелым вооружением. Опять же формально, «для помощи» воюющим там курдам. Это также не является чем-то новым, буквально год назад подразделения пешмерга, подконтрольные президенту курдской автономии М.Барзани, при содействии турецких спецслужб уже пытались инфильтроваться в этот район, однако были вынуждены и оттуда спешно эвакуироваться под натиском отрядов РПК.

Заметим, что принятая на вооружение стратегия США вряд ли позволит организовать какую-либо серьезную наступательную операцию в Сирии на позиции исламистов из ИГ. Все, что в данном случае можно сделать – это только сдержать наступательную активность последних. Анкара же пытается усилить именно отряды пешмерга в самом Иракском Курдистане, поскольку последние показывают крайне невразумительный военный результат и явно уступают в боевом потенциале более малочисленным, но гораздо лучше организованным и «обстрелянным» бойцам РПК. В любом случае это означает откладывание в долгий ящик любых проектов об организации какой-либо внятной и масштабной сухопутной наступательной операции, как в Ираке, так и в Сирии. А это означает, что в Вашингтоне взяли курс на «замораживание» ситуации с одновременным стимулированием переговоров с самими суннитскими племенами в Ираке с целью размыть ядро суннитского сопротивления и изолировать его «радикально-джихадистскую» часть. Примерно так, как это удалось сделать американским силовикам в начале 2000-х, когда суннитские племена в иракской провинции Анбар фактически нейтрализовали иностранных джихадистов.

52.36MB | MySQL:103 | 0,635sec