О визите министра обороны РФ Сергея Шойгу в Пакистан

Исторический визит российского министра обороны Сергея Шойгу в Пакистан, увенчавшийся заключением соглашения о развитии военно-технического сотрудничества между двумя странами, ознаменовал окончательный отход от прежних советских внешнеполитических «аксиом».

Визит министра обороны РФ Сергея Шойгу 20 ноября в Исламабад и подписание «рамочных» соглашений о военно-техническом сотрудничестве (ВТС) стал индикатором нового и качественного разворота российской внешней политики.

Не случайна оценка этого политического события пакистанской стороной: «Пакистан и Россия подписали исторический эпохальный военный договор о сотрудничестве, нацеленный на установление мира и стабильности в регионе». А это уже явное обращение не только Индии, но и более серьезным «надрегиональным» игрокам.

Необходимо отметить, что появление Шойгу в Исламабаде стало действительно историческим событием, поскольку последняя подобная встреча имела место 45 лет назад в 1969 году, когда Пакистан посетил  министр обороны СССР маршал Андрей Гречко.

 

Как происходило сближение с Пакистаном

Ничего неожиданного в результатах визита Сергея Шойгу не было. Потепление в двусторонних отношениях происходило заметно с начала 2014 г., по мере актуализации кризиса в отношениях между Россией и Западом. Данному событию предшествовало предварительное снятие Москвой в 2014 году ограничений на ВТС с Пакистаном.

Этому способствовало то, что в 1990-е гг. Москва и Исламабад уже заложили основание для дальнейшего более плодотворного развития подобного сотрудничества. Активные же попытки развития двусторонних отношений наблюдались с весны 2014 г. и усиливались по мере ухудшения американо-российских отношений.

О динамике ВТС свидетельствует и целый ряд «предварительных» посещениях Пакистана в 2014 г. командующими всеми видами вооруженных сил РФ, включая главкомов ВВС, ВМФ и Сухопутных войск. Это лишний раз свидетельствует о степени интереса и конкретных интересующих Исламабад направлениях сотрудничества.

Параллельно подобным действиям министр обороны Пакистана Хаваджа Асиф участвовал в 3-й конференции по международной безопасности в Москве, где у него уже были консультации с представителями российского руководства.

 

Кому адресован пакистанский сигнал России?

Россия благодаря визиту Шойгу в Исламабад добилась реализации сразу нескольких целей, продемонстрировав возможности налаживать отношения с прежними антагонистами. Также ее действия служат серьезным предупреждением некоторым ее партнерам, чьи действия стали наносить ей все более ощутимый вред и создают перспективы ухудшения позиций Москвы в будущем.

Данное событие свидетельствует о дальнейшем отходе Москвы от прежних советских «догм», предполагающих осуществление влияния в Южной Азии за счет ставки на «союз» с Индией. Не случайно, что до недавнего времени эта страна являлась одним из основных покупателей российского вооружений. С момента холодной войны действовало правило: Индия не закупает его у явных оппонентов Кремля, который, в свою очередь, снабжает ее всем необходимым для успешного паритета с Китаем и недопущения реваншистских попыток со стороны Пакистана.

Однако в последние годы Дели стал все заметнее дистанцироваться от «установок» холодной войны. На практике это не только выразилось в развитии ВТС с такими конкурентами Москвы как США и Израиль, но и с Украиной. Показательно, что разворот Дели на украинском направлении происходит именно в последние месяцы в условиях все более заметного обострения российско-украинских отношений между .

Так, например, речь идет о решениях Дели  2013 – 14 гг. о закупке крупной партии украинских танков (в том числе августовские соглашения 2014 г. по закупке 200 машин «Оплот-М», а не российских Т-90С).

Подобные действия индийского руководства, пришедшего к власти в мае 2014 г., создают для России серьезную проблему. В результате Москва рискует окончательно утратить свои прежние позиции на индийском рынке.

И дело не только в ухудшении перспектив реализации российских планов по ВТС в результате получения в лице Украины сильнейшей конкуренции. В итоге Россия стоит перед лицом возможного вытеснения с местного рынка соперником, предлагающей Индии более выгодное в ценовом и техническом отношении предложения.

Попытки индийской сторона объяснить подобные перемены стремлением лишь «изучить» поставляемые Украиной Пакистану вооружения не выдерживают критики: для этого вовсе не обязательно закупать сотни машин.

Более убедительными служат объяснения Индии, согласно которым она уже давно была недовольна качеством поставляемой ему военной продукции, в частности, авиационной, в качестве подтверждения указывая на «слишком частые аварии и катастрофы произведенных в России вертолетов и особенно самолетов», а также корабельными «долгостроями».

Впрочем, в условиях все более глобализирующегося мира, сохранение исключительной ставки на одну страну в столь стратегическом вопросе как оборона для Индии также стало «пережитком прошлого». Тем более, что, по мнению Дели, Москва также в 1990-е гг. стала нарушать прежние установки, активно развивая ВТС с Китаем, стратегическим индийским соперником в регионе.

 

Саудовский вектор пакистанской сделки

И, наконец, результаты визита Сергея Шойгу свидетельствуют об еще одном проявлении тенденции дальнейшего сближения России с Саудовской Аравией, которая с момента ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. находилась, по сути, во враждебных отношениях с Москвой. И эту ситуацию не смогла переломить даже активизация двусторонних отношений в 2007 -08 гг.

Однако изменение курса американской политики при при президенте Бараке Обаме привело к трансформации саудовских приоритетов. Так, в 2014 г. именно Эр-Рияд оплатил начавшееся многомиллиардное перевооружение Египта, в том числе за счет поставок соответствующей российской продукции.

Учитывая стратегический характер партнерства между Эр-Риядом и Исламабадом, в случае своего реального осуществления «пакистанская» сделка также с высокой долей вероятности будет оплачиваться саудовскими деньгами по «египетской» схеме. И это не случайно: поддержка Пакистана является одной из приоритетных задач Саудовской Аравии, поскольку наличие этого союзника заметно сдерживало активность ее главного регионального противника в лице Ирана.

С другой стороны, «накачивание» российским оружием Пакистана преследует и другую важную для Саудовской Аравии цель – демонстрация собственной значимости в глазах США, имеющих «свои» планы на развитие ситуации в обеих странах. Тем самым Эр-Рияд показывает свои реальные возможности осложнить жизнь Вашингтону в стратегически важном для него и всего мира регионе.

 

Векторы дальнейшего сотрудничества Москвы и Исламабада

Между тем, визит Шойгу в Исламабад является лишь «ступенью» в сближении двух стран, которое в том числе выражается в поэтапном развитии ВТС. И хотя согласно утверждениям большинства обозревателей подписанные в Исламабаде соглашения имеют лишь декларативный характер без конкретного «наполнения», это не совсем так.

Важная деталь: стороны реально не разглашают деталей договоренностей. Правда, некоторые «утечки» стороны все же допустили. Так, в ходе встрече с пакистанским премьер-министром Навазом Шарифом Сергей Шойгу заявил, что соглашение о военном сотрудничестве двух стран «дает дальнейшее правовое оформление наших шагов в этой области».

Кроме того, об ожидании конкретного подписания сделки по ВТС свидетельствует и дополнительная «оговорка» Шойгу, согласно которой создание сторонами такой обстановки «способствует последовательному наращиванию взаимодействия России и Пакистана в оборонной сфере».

Согласно имеющимся «утечкам», пакистанскую сторону интересуют не только сугубо оборонительные вооружения, включая средства ПВО малой и средней дальности, но и ударные вертолеты Ми-35, с помощью которых, по официальной версии Исламабада, он намерен «противостоять террористам и наркоторговцам».

А это уже «очень тонкий намек» Индии, ранее отказавшейся от приобретения соответствующей российской продукции (например, от вертолетов Ми-28Н) в пользу американских «аналогов».

А в дальнейшем нельзя исключать и приобретения Исламабадом высокоточных  артиллерийских и ракетных систем и крупной партии российских истребителей-бомбардировщиков, учитывая наблюдавшиеся ранее у него проблемы относительно покупки американских F-16. В этом случае Исламабад создаст ситуацию уязвимости индийским ядерным объектам «обычными» средствами без угрозы применения оружия массового поражения.

Учитывая тот факт, что обычно реальные «прорывные» соглашения подписывают высшие представители российского руководства, нельзя исключить, что это может произойти в ходе ожидаемого Исламабадом визита президента РФ Владимира Путина.

В тоже время, данный документ дает возможность сторонам заметно активизировать военно-техническое сотрудничество  в «океанском» сегменте, что позволяет России рассчитывать на регулярное присутствие в Индийском океане, опираясь на содействие Пакистана. Речь в данном случае идет о параграфах соглашения, касающихся проведения совместных учений на море, борьбы против терроризма и антипиратских действиях.

Примечательно, что уже в апреле 2014 г. туда нанесли «визит вежливости» российские боевые корабли. Разумеется, это не может не вызывать тревогу у западных потребителей ближневосточных энергоресурсов относительно того, что завтра в непосредственной близости от Ормузского пролива «исключительно» с «миротворческими» целями на постоянной основе может появиться внушительная российско-китайская эскадра.

Подобное развитие ситуации станет адекватным ответом Москвы и Пекина относительно усиления военного присутствия Запада у их границ и попыток дестабилизации некоторых жизненно важных для них стран и регионов.

В то же время, не следует пока и переоценивать подобные достижения. Заявления некоторых экспертов относительно того, что договоренности в Исламабаде свидетельствуют о «формировании коллективной системы региональной безопасности без Запада» не совсем учитывают «сигнальную» роль этого визита.

 

Геостратегическое влияние российско-пакистанского сближения

Характер нынешних соглашений свидетельствует не просто о «сиюминутном» торговом взаимодействии сторон. Необходимо напомнить, что Пакистан – стратегический союзник Китая в регионе и его дальнейшее укрепление в данном случае лишь способствует реализации китайских планов относительно ослабления Индии.

Для Китая «расконсервация» российско-пакистанских отношений явно на руку: подобную ситуацию можно рассматривать и как ответ на небезуспешные попытки «затаскивания» Индии Вашингтоном в Южно-Китайское море с целью сдерживания там активности Пекина.

Примечательно, что обозреватели иностранных и российских СМИ в первую очередь обратили внимание на то, что визит российского министра обороны в Пакистан последовал сразу после соответствующих консультаций с китайскими коллегами, на основании чего были сделаны предположения о явной «антиамериканской» направленности таких действий.

Впрочем, как уже говорилось выше, влияние визита Шойгу явно не ограничивается лишь «демонстрацией» Вашингтону. Соответствующий уклон в данном случае действительно можно усмотреть, учитывая стратегический характер отношений между КНР и Пакистаном. В этой связи даже появлялись предположения о возможном создании «азиатского» антиамериканского военно-политического блока с активным участием России.

Казалось бы, после появления  сообщений о ликвидации американским спецназом в Пакистане Усамы бен Ладена, вызвавшей заметное недовольство со стороны официального Исламабада относительно такого «самоуправства», это было бы неудивительно.

Гораздо более существенно, что и Россию, и Китай, и Пакистан волнуют дальнейшие планы США после демонстрации готовности сохранить свое военное присутствие в Афганистане. Стороны предвидят осложнение ситуации в Центральной Азии в результате «афганского влияния» и намерены выработать действия, которые могут быть направлены в пику США, заявивших о намерении оставить в Афганистане свой контингент и после 2014 г.

Ситуация в этой стране имеет особое значение для КНР, учитывая взаимную подпитку между местными экстремистами и сепаратистами, действующими в китайском Синцзян-Уйгурском автономном районе.

И хотя пока говорить об «оси» Москва-Пекин-Исламабад также не приходится, именно Пакистан после американского ухода из Афганистана способен серьезно повлиять на активность талибов и ее направленость в будущем. Так, среди привычных малозначащих фраз и традиционной для такого рода документов «воды», в глаза бросается декларация о сотрудничестве с учетом ситуации в Афганистане «в борьбе с терроризмом».

Поэтому политическое «обозначение» этих контактов также стоит на повестке дня. Через активизацию развития ВТС Россия сама способствует международной «легитимизации» Пакистана. В этой связи не только у Дели, но и у Исламабада появляется шанс пополнить собой ряды Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) уже в 2015 году.

Тем самым Китай, содействуя Исламабаду в ВТС с Москвой, фактически парирует эффект от ослабления собственного влияния в этой структуре в результате включения в нее Индии. Впрочем, пополнение ШОС подобными антагонистами вместо ожидаемого эффекта усиления ее значимости может внести заметный диссонанс в ее ряды.

Впрочем, пока говорить о безоговорочном переходе Пакистана в число явных американских оппонентов преждевременно. Достаточно указать на степень влияния США в силовых структурах этой страны, особенно спецслужбах и среди представителей политического руководства.

62.86MB | MySQL:102 | 0,555sec