Израиль: правое и левое крыло партии ШАС

В преддверии выборов в Кнессет обостряется напряженность в ультраортодоксальной религиозной сефардской партии ШАС между сторонниками нынешнего председателя партии Арье Дери и сторонниками оттесненного им с этого поста Эли Ишая. При нынешнем правительстве ШАС была в оппозиции, однако в Кнессете следующего созыва она может рассчитывать на возвращение в правящую коалицию,  а, следовательно, на министерские портфели и бюджеты.

До 1999 года, когда Арье Дери был вынужден покинуть политику из-за приговора суда, признавшего его виновным в коррупции, он был несомненным лидером партии ШАС и любимцем ее духовного главы раввина Овадии Йосефа. С 1999 по 2013 год партию возглавлял Эли Ишай, а в 2013 году отсидевший  тюрьме и завершивший срок, в течении которого ему запрещалось заниматься политикой, Арье Дери сумел оттеснить конкурента и снова занять место председателя ШАС.

Помимо вполне понятных личных счетов и интересов Арье Дери отделяют от Эли Ишая сущностные различия в политических взглядах. Арье Дери придерживается левых взглядов в вопросах, связанных с арабо-израильским конфликтом. Он всегда предпочитал союз с левыми, а не с правыми партиями. Именно по его инициативе ШАС поддержала в свое время предложенные Ицхаком Рабином Норвежские соглашения между Израилем и ООП, в результате которых была создана Палестинская национальная администрация. Именно его активность привела к возникновению глубокой пропасти между ШАС и религиозными сионистами. Соответственно именно Арье Дери ответственен за то, что при нынешнем правительстве ШАС оказалась в оппозиции.   Эли Ишай превратил ШАС в правую партию, что соответствует взглядам большинства ее избирателей. Теперь Арье Дери запустил обратный процесс.

В настоящее время идеологический конфликт между двумя этими политическими лидерами сефардских ультраортодоксов вылился в требование Эли Ишая и его сторонников дать гарантии, что руководство партии ШАС предоставит своим представителям в будущем правительстве право голосовать по внешнеполитическим вопросам в соответствии с их личными убеждениями. Это требование выдвигается в качестве условия для сохранения единства партии. В противном случае сторонники Эли Ишая угрожают уйти из ШАС.

После смерти духовного вождя ШАС раввина Овадии Йосефа у этой партии не осталось раввинов, которые могли бы решать подобные вопросы единолично, как это делал в прошлом он. Совет мудрецов Торы, высший религиозный орган ШАС гетерогенен по взглядам своих членов на внешнеполитические вопросы. Нынешний глава совета, раввин Шалом Коэн не сумел приобрести в партии реальной власти и влияния. Одновременно с этим все большее влияния на партию приобретает  раввин Меир Мазуз, не являющийся членом Совета мудрецов Торы ШАС. Меир Мазуз – одни из ведущих современных сефардских раввинов. Он придерживается последовательных правых взглядов и покровительствует Эли Ишаю. .

Внутренние конфликты подрывают партию ШАС изнутри. Она явно теряет мандаты. Стремясь сохранить ультраортодоксальную сефардскую партию как реальную силу и одновременно с этим не допустить превращения ее в левую партию, раввин Меир Мазуз предложил сделать ШАС не монолитной партией, какой она является на сегодняшний день, а партий, объединяющей в свои рядах различные течения, общим для которых является, по сути, только то, что их последователи – верующие евреи восточного происхождения.

52.18MB | MySQL:103 | 0,642sec