О позициях сирийского бизнеса

Политический режим, складывавшийся в Сирии в течение последних пятнадцати лет, характеризуется мощными клановыми связями, оперирующими на всех уровнях сирийского общества. Подобный стиль управления не мог не затронуть и экономику, в частности, предпринимательскую сферу.

В период президентства Хафеза Асада (1970-2000 годы), несмотря на общую коррумпированность режима, его представители сами предпочитали не заниматься бизнесом, сбирая проценты с удачливых коммерсантов. Одним из столпов, на которых держался режим Асада-старшего, был союз между алавитскими силовиками и суннитской буржуазией. Суннитские бизнесмены Дамаска дважды выручали Хафеза Асада – в 1973 году, после поражения в войне с Израилем и в 1982 году, когда представители старой буржуазии Дамаска, несмотря на общую религиозность, отказались закрыть магазины на улице Хамидия, к чему их побуждали «Братья-мусульмане». В благодарность за это Хафез Асад до самой смерти оказывал протекцию и предоставлял привилегии представителям старых торговых семей Дамаска. К началу 21 века основной бизнес в Сирии контролировался т.н. «дамасской пятеркой» — представителями старых семей аль-Каллаа, Таббаа, аль-Аттаров, аль-Шалла и Сейфов. Особняком в данном ряду стоял Рияд Сейф, алавит и депутат сирийского парламента. Хозяин многочисленных заводов по пошиву одежды (в частности, ему принадлежала сирийская франшиза «Адидас») и ряда торговых компаний, Р.Сейф в 2000 году поддержал т.н. «Декларацию Дамаска», группу либеральной интеллигенции, настаивавшей на проведении в Сирии политических реформ. В 2001 году группа была запрещена, а большинство ее членов арестованы. Р.Сейф, однако, остался на свободе. В 2004 году он вынашивал планы создать в Сирии большую телекоммуникационную компанию, но проект был перехвачен двоюродным братом президента Башара Асада Рами Махлюфом. После этого Р.Сейф в личном разговоре с Б.Асадом наговорил ему немало резких слов, и в конце концов оказался в тюрьме. В 2011 году он был выпущен на свободу, после чего уехал в эмиграцию в Катар, где примкнул к сирийской оппозиции.

Одним из катализаторов «сирийской весны» стало недовольство старой суннитской буржуазии возвышением новых предпринимателей, связанных родственными узами с президентской семьей. Гражданская война в Сирии вызвала разорение или бегство капиталов старой суннитской буржуазии. В то же время война способствовала обогащению и росту влияния ряда новых спекулятивных дельцов. Казначеем семьи Асадов, судя по всему, остается двоюродный брат президента и бывший министр экономики Сирии Рами Махлюф (1970 г.р.). Его отец Мухаммед Махлюф является родным братом матери Башара Асада Анисы Махлюф, сохраняющей большое влияние на сына. Мухаммед Махлюф в 70-е годы прошлого века активно занялся предпринимательской деятельностью. Кстати, в то время это было нетипично для алавитов, предпочитавших военную службу. Его компаньоном в бизнесе был родной брат Хафеза Асада Рифаат, в то время командующий воздушно-десантными войсками. В феврале 1982 года Рифаат Асад руководил подавлением восстания «Братьев-мусульман» в Хаме. Однако позже, в 1984 году оказался замешанным в подлинном или мнимом заговоре против родного брата и был выслан заграницу. В настоящее время Рифаат Асад проживает в Париже, не поддерживает отношений с семьей и объявил себя «оппозиционером».

Рами Махлюф является хозяином телекоммуникационной компании Syriatel. Кроме того в условиях гражданской войны он захватил в свои руки прибыльный импорт сельхозпродуктов. Еще пять лет назад Сирия полностью обеспечивала себя продовольствием. Однако несколько неурожайных лет засухи и захват антиправительственными боевиками ряда сельскохозяйственных провинций превратили САР в импортера продовольствия. Закупка пшеницы, риса, чая, сахара приносит структурам Р.Махлюфа значительные доходы. Еще одним крупным импортером зерна является семья Фоз из Латакии, которую крышует руководитель службы безопасности президента генерал Зу’ль Химма Шалиш.

Структуры Р.Махлюфа занимаются и импортом сырой нефти и нефтепродуктов из Ирана и Ирака. Ранее Сирия была экспортирующей нефть страной, но с 2013 года нефтяные месторождения в провинции Ракка находятся под контролем «Исламского государства». Закупки осуществляются на грант в размере 3,6 миллиарда долларов, предоставленный правительством Ирана. Часть нефти закупается и у боевиков ИГ из Ракки (им ведь тоже нужно финансирование). Ближайшими компаньонами Рами Махлюфа являются Айман Джабер, Абдель Кадыр Сабра и бывший менеджер компании «Нестле» Самир Хасан. С начала сирийских событий зарубежные компании Р.Махлюфа оказались под санкциями. К ним относятся инвестиционная компания на Каймановых островах и холдинг Drex Tecnologies в  Люксембурге. Империя Р.Махлюфа имеет подразделения в Австрии и в Румынии, где ее деятельностью руководит тесть Р.Махлюфа, посол Сирии в Бухаресте Валид Осман. Согласно информации сирийской оппозиции, бизнес Р.Махлюфа в этих странах приносит десятки миллионов долларов, которые затем наличными переправляются в Сирию и идут на поддержку режима. В последнее время наблюдается ослабление политических позиций Р.Махлюфа. В начале октября его родной брат Хафез Махлюф по представлению сирийских силовиков и посла Ирана был уволен Башаром Асадом с поста руководителя военной разведки в столичном регионе Дамаска и выехал в Белоруссию, где, по слухам, занимается скупкой недвижимости.

Свой клан бизнесменов имеет и родной брат Башара Асада, командующий Республиканской гвардией генерал Махер Асад. К этому клану относятся Мухаммед Хамшо, Самир Дебс и Халид Каддур. Наиболее влиятельным в этой группе является суннит Мухаммед Хамшо, основатель и руководитель Hamsho International Group. До войны Хамшо имел сильные позиции во многих сферах сирийской экономики: строительстве, интернете, гостиничном бизнесе и туризме (ему была выделена лицензия на строительство курорта на искусственном острове возле Тартуса), разведении элитных лошадей. Доходы от его бизнеса частично идут на финансирование Республиканской гвардии. Под давлением американской администрации еще в самом начале внутрисирийского конфликта против Мухаммеда Хамшо, Аймана Джабера и ряда других бизнесменов были введены санкции, включая замораживание их авуаров в банках Дубая и ряде европейских банков. Недавно было объявлено о снятии ареста со счетов этих предпринимателей. Официальной мотивировкой снятия санкций против них является то, что они выиграли судебный процесс в Европе, однако близость этих людей к режиму Асада позволяет говорить о том, что это решение было политическим.

52.22MB | MySQL:103 | 0,475sec