О потеплении отношений между Египтом и Катаром

Египет и Катар заявили о прекращении разногласий и открытии новой страницы в своих отношениях. Соответствующая договоренность была достигнута 20 декабря во время встречи президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси с эмиссарами саудовского короля и катарского эмира в рамках инициативы Саудовской Аравии по снижению напряженности в отношениях между Египтом и Катаром.

Следует отметить, что это была первая встреча А.Ф.ас-Сиси с катарским высоким должностным лицом с момента его прихода к власти. Примечательно также, что Эр-Рияд представлял глава королевского суда, личный секретарь короля, а Доху – специальный посланник эмира.

Практической реализацией договоренностей стало закрытие спустя два дня после встречи катарским медиа-холдингом «Аль-Джазира»  трансляции одного из принадлежащих ему спутниковых телеканалов — Al Jazeera Misr (Аль-Джазира Египет), главной темой новостных выпусков которого была критика египетских властей. Вместо него в скором времени планируется запустить новый телевизионный канал. Причем менеджеры телекомпании рассчитывают возобновить вещание из офиса в Каире, закрытого сразу же после смены власти в Египте в июле 2013 года «после получения соответствующего разрешения».

Как египетская, так и катарская стороны оптимистично прокомментировали результаты встречи. В частности, в администрации А.Ф.ас-Сиси заявили, что Египет стремится к установлению «новой фазы в отношениях, которая положит конец противоречиям», поскольку нынешняя критическая ситуация требует солидарности и напряженных совместных усилий».

Сообщается также, что А.Ф.ас-Сиси обратился к представителям СМИ и экспертного сообщества АРЕ с призывом сотрудничать в рамках саудовской инициативы с целью добиться прогресса в египетско-катарских отношениях.

В свою очередь в канцелярии эмира Катара заявили, что его государство «полностью находится на стороне братской египетской республики, ценит роль и поддерживает ее место и влияние в арабском и исламском мире», отмечая также взаимосвязанность вопросов безопасности между странами. При этом Доха поблагодарила Саудовскую Аравию за посредничество в разрешении дипломатического кризиса. В заявлении подчеркивается, что встреча была инициирована эмиром Катара, и, что его специальный посланник «был великодушно принят египетским президентом».

Согласно саудовскому заявлению, встреча стала положительным шагом на пути египетско-катарского примирения. Помимо этого отмечается, что стороны «приняли саудовскую инициативу, понимая, что она направлена на благо двух стран» и согласились «прекратить совершать действия, приводящие к разногласиям между ними».

Более того региональные СМИ сообщают, что 3 – 4 января ожидается встреча президента АРЕ  А.Ф.ас-Сиси и Эмира Катара Тамима в Эр-Рияде на саммите, организованном королем Абдаллой.

Напомним, что отношения между Египтом и Катаром осложнились после отстранения военными от власти президента-исламиста М.Мурси, с которым Катар тесно сотрудничал, оказывая ему щедрую финансовую помощь. С момента свержения Х.Мубарака в 2011 году Катар выделил на развитие египетской экономики 7,5 млрд долл. помощи как в денежном эквиваленте, так и в виде нефтепродуктов, потребовав, однако, их возврата после прихода к власти военных. В конце ноября Египет вернул Катару долг на сумму 2,5 млрд долл. и на сегодняшний день оставшиеся долговые обязательства арабской республики Катару составляют 500 млн долларов, транзакция которых Дохе намечена на первую половину 2015 года. Альтернативным источником финансирования стали Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт.

Поддержка Дохой «Братьев-мусульман», внесенных в список террористических группировок в Саудовской Аравии и ОАЭ также привела к ухудшению отношений Катара с этими монархиями, а также с Бахрейном.

Дошло до того, что в начале марта Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ отозвали своих послов из Катара, обвинив его власти в дестабилизации ситуации в регионе и на Ближнем Востоке в целом.

Длившийся более восьми месяцев дипломатический кризис удалось разрешить на экстренном саммите стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Эр-Рияде в середине ноября. Лидеры стран договорились оставить в прошлом все разногласия, вернуть своих послов в Доху и разрешить Катару провести очередной саммит ССАГПЗ взамен на его обещание изменить свою внешнюю политику. Главным образом, это касается прекращения поддержки организации «Братья-мусульмане» в Египте, а также пересмотра «информационной политики» Катара в отношении нынешних властей Каира (в первую очередь, имеется в виду освещение событий в АРЕ катарским телеканалом «Аль-Джазира»).

Тогда же король Саудовской Аравии Абдалла обратился лично к египетскому лидеру и народу Египта с просьбой «поддержать заключенные в Эр-Рияде договоренности». Особо отмечая «ведущую роль Египта в регионе» саудовский король заявил, что «арабские страны должны быть едины в борьбе со злом».

В свою очередь, власти АРЕ приветствовали соглашение о «возобновлении отношений» между Катаром и другими участниками ССАГПЗ. Впрочем, в своем интервью французскому телевидению А.Ф.ас-Сиси заявил, что Египет самостоятельно не будет предпринимать каких-либо примирительных шагов, пока не убедится в эффективности данного соглашения между аравийскими монархиями.

Как и ожидалось, одним из главных итогов ежегодного саммита ССАГПЗ 9 декабря в Дохе  стало заявление катарских властей о готовности поддержать нынешние египетские власти.

По всей видимости, примирительная политика Катара обусловлена, изменениями по отношению к Египту со стороны вовлеченных в ближневосточную политику западных стран (в первую очередь, США) произошедшими за последний год. Вашингтон, понимая стратегическую важность Каира для региональной безопасности, решил больше не заострять внимание на способе прихода к власти нынешнего режима в АРЕ. Что, безусловно, четко и уловила Доха, взявшая ныне курс не только на восстановление отношений со своими союзниками по ССАГПЗ, но и укрепление сотрудничества со своим заокеанским союзником — США.

Следует отметить, что несмотря на то, что Доха пообещала выступить в качестве локомотива по привлечению инвестиций в египетскою экономику на донорской конференции в марте следующего года, эксперты не возлагают больших надежд на экономический бум в отношениях между Египтом и Катаром в связи с нынешним примирением, учитывая, что Каир сегодня имеет огромные инвестиционные возможности с другими партнерами, к примеру, с Китаем и той же Саудовской Аравией.

Очевидно, что не преодолены также и идеологические противоречия между Каиром и Дохой. И как подтверждение, согласно египетским дипломатическим источникам, Катар уже успел отклонить просьбу Египта – экстрадировать исламистов, которым он предоставил убежище. А это значит, что потепление между двумя странами, судя по всему, будет существовать до тех пор, пока законодателями нынешней политической моды в арабском мире будут выступать саудиты, активно поддерживаемые их заокеанскими союзниками.

52.21MB | MySQL:103 | 0,607sec