Турция против ИГ или ИГ против Турции

Последние события в Ираке и активизация в «суннитском треугольнике» боевиков «Исламского государства» (ИГ) помимо создания напряженности имеют и ярко выраженную тенденцию по распространению идеологии ИГ на сопредельные страны. По данным ряда западных разведслужб, пропагандистская литература этой организации уже появилась среди пуштунских племен Афганистана. Вообще пропагандистская составляющая деятельности ИГ выше всяких похвал, даже с учетом крайне зловещего и трагичного контента. Сама его постановка выполнена на хорошем «голливудском уровне», что свидетельствует явно не об «арабском» организаторе этого процесса. В данном случае явно видны «катарские уши», которые давно уяснили, что войну выигрывают сейчас CNN, а не войска. Отсюда и «западное» исполнение проекта «Аль-Джазиры», например. Распространение пропагандистской литературы на языке местного населения в том же Афганистане также, безусловно, из этой области.

В качестве одной из приоритетных зон своей экспансии руководство ИГ однозначно рассматривает Турцию, в том числе и из-за ее роли в материально-технической поддержке курдской пешмерга и сирийской оппозиции. Мы уже говорили ранее, что Анкара и Эрбиль заключили секретный пакт, который предусматривал тренинг (тактика и владение новыми образцами вооружения) инструкторами из турецкого спецназа (35 военнослужащих на первом этапе) бойцов курдских пешмерга на территории трех специально организованных лагерей в Эрбиле, Дохуке и Диана в Иракском Курдистане. При этом по данным ряда источников, турецкие офицеры участвовали и в планировании и руководстве недавних наступательных операций курдов на севере Ирака.

Естественно, что иракские сунниты готовятся нанести ответный удар. В этой связи турецкая спецслужба МИТ располагает информацией о скорой активизации террористической активности непосредственно не территории страны. В качестве основного «острия копья» для их осуществления выбрана джихадистская группировка «Хизбалла», которая при этом не имеет никакого отношения к своему ливанскому аналогу и состоит в основном из курдов. Они уже начали боевые действия против отрядов Рабочей партии Курдистана (РПК), в результате которых в течение двух недель потеряли двенадцать бойцов и командиров убитыми. МИТ фактически уверена, что турецкая «Хизбалла» присягнула на верность ИГ и действует в координации с ним. Лишним доказательством этого, по оценке ряда аналитиков, является недавнее освобождение одного из лидеров группировки Халиса Баянчука, который был обменен на 49 турецких заложников в Мосуле в октябре с.г. Тогда эта операция была преподнесена как очередной триумф турецкой разведки, хотя ряд экспертов утверждали, что заложников элементарно выкупили. Теперь вскрываются новые подробности, и кандидатура Х.Баянчука целенаправленно определена руководством ИГ. По крайней мере, об этом говорит нынешняя утечка информации.

Напомним, что турецкая «Хизбалла» была порядком обескровлена за последние два года, в течение которых ее члены принимали активное участие в боевых действиях в Сирии и Ираке. По оценкам МИТ, потери турецкой «Хизбаллы» можно оценить в половину личного состава. Примерно в тот же период времени турецкая армия сумела нейтрализовать большинство руководства «Хизбаллы» как физически, так и посредством арестов и заключения в тюрьму.

Однако существует и иная версия происходящего. турецкая «Хизбалла» вполне может оказаться легендированной «игрушкой» самой МИТ, которая таким образом пытается создать боевой противовес РПК. Последняя считается в настоящее время основной угрозой внутренней безопасности Турции. Особенно после провала проекта все той же МИТ по установлению перемирия с РПК в обмен на вывод отрядов партии с территории Турции. Остроту этой темы для Анкары подчеркивает тот факт, что именно «участие РПК» в боях против ИГ было «камнем преткновения» во время консультаций между США и Турцией по вопросу создания «нового сегмента» вооруженной сирийской оппозиции. Позиция турецкой стороны в данном случае была предельно четко сформулирована: в ней не должно быть места бойцам РПК. Американцы такой позиции не разделяют, что и нашло свое буквальное отражение во время организации материально-технического снабжения курдских отрядов во время боев в Кобани, а они в своей большей части представляли именно РПК. МИТ ранее уже предпринимала попытку создать некий курдский аналог «Талибана» для распространения своего влияния в приграничных к Турции районах Сирии, но она была сорвана той же РПК, а его бойцы частью уничтожены, а частью — рассеяны. Не исключено, что именно эта последняя часть и пополнила сейчас поредевшие ряды турецкой «Хизбаллы». Эта версия имеет право на жизнь. Если допустить, что турецкой разведке удалось перевербовать Х.Баянчука, затеять «игру» с ИГ, и в результате обмена сразу решить две задачи (освободить своих граждан и внедрить значимого «крота»), то ей можно только поставить «пять с плюсом». В этом случае нынешняя утечка имеет цель «дымовой завесы» дабы тем самым дистанцировать турецкие спецслужбы от «экстремистской структуры», которая пока воюет в основном именно с главным недругом Анкары. Чтобы проверить, какая из версий является верной, необходимо отслеживать дальнейшие действия  турецкой «Хизбаллы». В случае начала атак именно на «турецкие цели» можно будет уверенно констатировать о том, что ИГ начала свою экспансию уже и в Турции.

52.2MB | MySQL:103 | 0,522sec