Саудовский бюджет 2015 года

25 декабря 2014 г. в Эр-Рияде были преданы гласности указы короля Абдаллы бен Абдель Азиза, касавшиеся утверждения государственного бюджета на следующий, 2015 (или, если использовать принятое в Саудовской Аравии мусульманское летоисчисление — 1436-1437 гг.) финансовый год, распределения доходов истекшего финансового года и оценке финансовых потребностей министерств и государственных учреждений. Принявшее эти указы к исполнению правительство (где роль премьер-министра ныне исполняет наследный принц Сальман бен Абдель Азиз), как это вытекает из сложившейся практики, по сути дела, на своем чрезвычайном заседании утвердило новый основной финансовый закона государства, который должен стать основой его деятельности в наступающем году. Саудовская пресса, что также является элементом сложившейся практики, невзирая на падение цен на нефть и положение в сфере современных мирохозяйственных связей, уже определила бюджет 2015 г., как «самый значительный в истории государства». Эта постановка вопроса требует ответа, по крайней мере, на два основных вопроса, — из какой цены на нефть исходили составители нового финансового закона, и каковы, в этой связи, его основные параметры?

Уже высказанные финансовыми аналитиками (ведущие саудовские издания предпочитают, в этой связи, точку зрения зарубежных — чаще всего, американских, а не отечественных специалистов) оценки нового бюджета показывают, что его составители, вероятно, исходили из сравнительно узкого ценового коридора на нефть — от 55 до 58 долларов за баррель. При этом, все те же аналитики подчеркивали, касаясь основных показателей нового саудовского финансового закона, что учтенные составителями этого закона (или, если использовать выражение «Аш-Шарк Аль-Аусат», «объективное прочтение ими современной ситуации на рынке нефти») мировые цены на нефть отражают готовность саудовского государства сохранять возможность решать стоящие перед ним задачи развития (в том числе, и связанные с удовлетворением насущных запросов граждан) даже в условиях воздействия на экономику нефтепроизводящих стран теперь уже кажущейся устойчивой тенденции к падению цен на углеводородное сырье на мировых рынках. Наличие же у Саудовской Аравии значительных валютных запасов и фондов должно позволить ей и в дальнейшем, как писала 26 декабря 2014 г. «Аль-Хайят», «осуществлять в среднесрочной перспективе щедрую политику финансовых расходов».

Итак, каковы же основные параметры бюджета саудовского государства на 2015 г.?

Этот бюджет дефицитен, — его доходная часть оценивается в 715 млрд риалов (1 доллар Соединенных Штатов = 3.75 саудовских риалов), а расходная = 860 млрд риалов. Как полагает саудовское Министерство финансов, дефицит бюджета 2015 г. будет покрываться за счет замороженных доходов прошлых лет. Вместе с тем, официально опубликованные данные исходят из того, что, как и в случае бюджета нынешнего 2014 г., расходная часть будущего бюджета будет включать значительные ассигнования на образование (почти 1/4 расходов или 217 млрд риалов, что на 7 млрд превышает идентичный показатель для 2014 г.), здравоохранение и, в целом, социальную сферу — 160 млрд риалов или 18,6% от общей суммы расходов (что превышает соответствующий показатель для 2014 г. — 108 млрд риалов), а также на муниципальные службы — 40 млрд риалов (39 млрд в текущем году). Как заявил в этой связи министр финансов Ибрагим аль-Ассаф, «Королевство будет и далее осуществлять среднесрочные проекты развития в силу того, что оно способно перенести снижение цен на нефть». Определяя же эту «среднесрочную» перспективу, глава саудовского финансового ведомства подчеркивал, что ситуация «может продлиться от 3 до 5 лет».

Стоило бы, вместе с тем, заметить, что, обращаясь к гражданам страны по случаю принятия нового бюджета государства, саудовский монарх подчеркивал, что целью нового финансового закона «должно стать продолжение курса на поддержку взвешенного и всеобъемлющего развития, улучшение уровня предоставляемых гражданам благ, а также создание новых рабочих мест на предприятиях государственного и частного сектора». В его обращении, вместе с тем, ставился особый акцент на «активизации деятельности частного сектора», «дальнейшей интеграции государственной и частной предпринимательской деятельности», «расширении сферы образования как основы развития», «урегулировании положения на рынке труда», «ликвидации диспропорций в развитии регионов», а также на «бережном отношении к имеющимся ресурсам». В словах короля Абдаллы бен Абдель Азиза едва ли не впервые в последние годы прозвучала мысль о принципиальной важности развития частнопредпринимательской инициативы (которая ни в коей мере не связана с нефтедобычей и нефтепереработкой в ее качестве ведущей отрасли национальной экономики), как и идея экономного расходования государственных средств. Совсем не случайно (но, вероятно, имея в виду эту экономию, монарх отметил в своем обращении, что бюджет 2015 г. предусматривает, в первую очередь, «реализацию тех проектов, которые не были завершены в прошлые годы»), лишь в малой степени уделяя внимание новым экономическим начинаниям и ограничиваясь, в связи с ними, указанием лишь на те, которые имеют «первоочередное значение для благосостояния граждан». Лозунг экономии (пусть и оформленный недостаточно открыто) выражает, скорее всего, основную заботу саудовского государства в течение последующих лет.

Вместе с тем, саудовское руководство не высказывает сколько-либо серьезных опасений в связи с перспективами развития национальной экономики. По словам И.аль-Ассафа, рост ВВП в 2014 г. составил 2.67% по сравнению с 2013 г. Однако, при этом, рост ВВП в ненефтяной сфере (включая государственный и частный сектор) составил 8.21%. Особенно быстрыми темпами развивается сфера строительства, ненефтяная перерабатывающая промышленность, связи и коммуникаций (где в истекающем году рост составил, соответственно, 6.7%, 6.5%, 6.1%). Не менее значим и рост экспорта товаров саудовского ненефтяного сектора, составивший в истекающем году почти 3.1%, по сравнению с 2013 г. Тем не менее, рост саудовского ВВП не исключил и негативных явлений, — в 2014 г. стоимость потребительской корзины увеличилась на 2.7%, что (как и развивающиеся в стране инфляционные процессы), как отмечал глава саудовского финансового ведомства, «отрицательно отразилось на положении малоимущих граждан».

Все же, представляемый руководством (в обращении к гражданам король Абдалла бен Абдель Азиз говорил о стране, которой он правит, что она «облагодетельствована стабильностью, процветанием и безопасностью») позитивный образ Саудовской Аравии не скрывает его беспокойства положением, складывающимся на мировом рынке нефти. Конечно, говорил И.аль-Ассаф, «наша экономическая мощь достаточна для того, чтобы пережить время, пока не улучшатся цены на нефть». Но далее он, тем не менее, замечал: «Никто не предполагает, что цены на нефть не улучшатся. Специалисты всего лишь расходятся в оценках того, когда произойдет желанное улучшение. Кто-то говорит, что во второй половине будущего года, а кто-то, что в 2016 г. С помощью Господа, — подчеркивал он далее, — мы перенесем нынешнее снижение».

52.19MB | MySQL:103 | 0,539sec