Пакистан: срочные меры по борьбе с терроризмом

Масштабный теракт  в военной школе  в г.Пешавар, в результате которого погиб 141 человек, в том числе 130 детей подросткового  возраста, заставил федеральные власти признать, что поражение в борьбе с терроризмом и  разработать неотложные меры по его обузданию. Одними из первых шагов в этом направлении стало принятие  политическим руководством страны  Национального плана действий    и разрешение   военным судам рассматривать дела и выносить приговоры  гражданским лицам, подозреваемым в причастности к террористическим актам.

Нынешний  разворот в сторону ускоренного военного судопроизводства в очередной раз подтвердил, что  только пакистанская армия из всех государственных институтов, подтвердила свою состоятельность ответить на вызов, в очередной раз брошенный руководству и народу Пакистана.

Федеральная армия в конце декабря 2014 г. заметно активизировала и расширила географию военных операций с целью ликвидации мест укрытий боевиков и складов оружия в нескольких агентствах Территорий племен федерального админисративного управления (на границе с Афганистаном).

Депутаты  Национальной ассамблеи/НА (нижней палаты парламента)   широко обсуждали вопрос о превентивных мерах по предотвращению роста экстремизма  в  образовательной сфере, в частности,  в медресе.

Запоздалое понимание в НА вызвало очередное заявление министра внутренних дел Пакистана Чаудхри Нисар Али Хана  о том, что «…полиция не в состоянии противодействовать терактам в виду отсутствия  у нее необходимого оборудования, квалифицированных кадров, финансирования и т.д.. И потребуется время для решения нынешнего кризиса, установления правопорядка в стране».   В числе  неотложных мер он заявил о необходимости

— прекратить финансирование терроризма и террористических организаций;

— обновлять на постоянной основе Красную книгу наиболее разыскиваемых террористов

— выявить все террористические организации (в том числе восстановленные  под новыми названиями);

— разработать официальный документ (совместно гражданскими властями и военным командованием), регламентирующий работу   интернета

— законодательно закрепить кодекс поведения для СМИ (прекратить использование террористами  легальных СМИ — угрозы террористов не должны выходить в прямой эфир в рубрике последних новостей, прерывая передачи.

Наиболее болезненным для политического руководства было принятие решения о военных судах. Дебаты в Национальной ассамблее  были долгими, часто высказывались противоположные мнения. Сенатор от  бывшей правящей Пакистанской народной партии утверждал, что такие суды не несовместимы с конституционной демократией, и что  ПНП  всегда выступала против их формирования.

В то же время Х.Бизенджо, лидер Белуджской национальной партии   заявил, что в случае, если «…мы остановимся или откажемся от борьбы сейчас, это приведет к проигрышу навсегда. Если мы проиграем, то  в ближайшие  время  править будет Талибан».

Председатель оппозиционной Партии справедливости / Техрик-и-исаф Имран Хан  ограничил временными рамками  период действия военных судов.   В результате депутаты НА согласились, что  «чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных мер»., и одобрили пакет предложений.

В прошлом гражданские власти  Пакистана неоднократно  призывали силы безопасности оказать помощь  при различных обстоятельствах. Законодательно парламентарии опирались на Статью 245 Конституции  Пакистана 1973 г. Обязательным при этом было сделать официальный запрос НА в адрес генералитета. Это чрезвычайно важно, так как  в его отсутствие гражданские суды по требованию родственников или доверенных лиц погибших террористов вправе вызвать в суд офицеров из личного состава федеральной армии и предъявить им обвинения в превышении военными своих полномочий.

В настоящее время 10 000 военнослужащих дислоцированы во всех четырех провинциях страны. Но только в двух административных центрах – провинции Панджаб и административном  центре – Исламабаде были сделаны подобные запросы. Поставленная перед военными задача —  помочь местным правоохранительным органам поддерживать  правопорядок. С другой стороны власти понимают, что  подобное сосредоточение  в урбанизированных центрах страны лишь «обнажает/ ослабляет армию».

Присутствие  военных во внутренних районах страны не всегда поддерживается властью на местах, так как  зачастую  гражданская администрация считает, что  армейские подразделения  проводят «неконтролируемые ими  действия». И это вызывает недовольство местных властей и ведет к очередному конфликту в военно-гражданских отношениях.

«Я прошу поддержать  позицию  армии, которая является законной в соответствии со Статьей 245», — призывал министр внутренних дел Пакистана.  Со своей стороны  начальник штаба сухопутных войск генерал Р. Шариф  заверил общественность, что  предлагаемые специальные суды первой инстанции будут выносить решения в отношении лиц,  доказуемо причастных к конкретным терактам

52.18MB | MySQL:103 | 0,639sec