Ситуация в Ливии: декабрь 2014 г.

В декабре в Ливии продолжилось вооруженное противостояние между сторонниками международного признанного правительства Ливии в Тобруке и происламистскими формированиями альянса «Заря Ливии», захватившими Триполи и учредившими там свое правительство. При этом сторонники отставного генерала Халифы Хафтара, ставшего символом борьбы против джихадистов, все чаще использовали в боевых действиях части ВВС Ливии, верные правительству в Тобруке. Причем речь шла не только о частях, дислоцированнных в восточных районах страны, но и на западе.

2 декабря самолет, взлетевший с авиабазы Аль-Вутия на западе страны (эта авиабаза контролируется Зинтанскими бригадами бывших «повстанцев», союзных с формированиями Х.Хафтара и правительства Абдаллы ат-Тани), трижды наносил удары по объектам портового города Зуара, находившегося под контролем командования «Заря Ливии». Целями налетов были склад продовольствия, химический завод и порт. В результате ударов погибли 7 человек, 25 получили ранения.

В настоящее время Зуара, равно как ряд других городов с преимущественно берберским населением на западе Ливии, по малопонятным причинам поддерживает «Зарю Ливии».

Следующий авиаудар был совершен 5 декабря, когда атаке подвергся блок-пост Рас Джедир происламистского формирования на границе Ливии и Туниса. В результате атаки один боевик погиб, трое получили ранения. Атакованный блок-пост находился под контролем бригады «повстанцев» «Щит Ливии», подчиняющейся командованию «Зари Ливии». По данным атакованной стороны, для нанесения удара с нужного направления самолет заходил на цель со стороны воздушного пространства Туниса.

13 декабря удерживающие город Дерна на востоке Ливии исламистские формирования объявили о создании коалиции под названием «Совет шуры муджахидинов» (СШМ) с задачей не допустить захвата города атакующими проправительственными войсками.

Город Дерна, провозглашенный «исламским эмиратом», с 2011 года регулярно принимал иностранных джихадистов, которые проходили там военную подготовку перед отправкой в Ирак и Сирию. В настоящее время он является оплотом «Исламского государства» (ИГ).

13 декабря формирования «Зари Ливии» атаковали район нефтедобычи Аль-Хилаль, находящийся между городами Бенгази и Сирт. Эта атака была отбита сторонниками Х.Хафтара и Абдаллы ат-Тани. В ходе атаки исламисты выдвигались колоннами с трех направлений. Еще до развертывания в боевые порядки их атаковали самолеты и вертолеты ВВС Ливии. Затем в бой вступили подразделения сухопутных войск, охранявшие район нефтедобычи. По данным военных, им удалось нанести большие потери исламистам.

В районе Аль-Хилаль находятся важные нефтеэкспортные порты Эс-Сидра и Рас Лануф.

14 декабря исламисты повторили попытку наступления, сконцентрировав на сей раз свои силы против терминала Эс-Сидра. Защитники порта с помощью авиации отбили эту атаку. Тем не менее из=за боевых действий работа портов Эс-Сидра и Рас Лануф была приостановлена.

16 декабря выяснилось, что управлять боевыми самолетами могут не только сторонники Х.Хафтара, но и его оппоненты. В тот день самолет «Зари Ливии» впервые атаковал наземные цели в районе, примыкающем к порту Эс-Сидра. По оценке ливийских военных, целью налета были самолеты проправительственных сил, находившиеся там на аэродроме. К тому дню, как следовало их коммюнике военных, «армейские подразделения продвигались по направлению к Триполи, они также установили контроль над пограничным постом Рас Джедир на границе с Тунисом».

18 декабря формирования «Зари Ливии» атаковали авиабазу в Брак аш-Шата, что в 640 км к югу от Триполи, и захватили ее. Им достались склады боеприпасов, в том числе противотанковые управляемые ракеты, а также несколько самолетов. Правительственные войска тут же окружили базу. Боевикам было предложено оставить ее при условии сдачи оружия местным властям.

Во всех этих боях были неминуемы жертвы. Однако стороны предпочитали не сообщать о них. Потери сторон можно оценивать, например, по итогам боев за один только день — 22 декабря — в Бенгази и Дерне, где погибли свыше 16 человек.

25 декабря исламисты на моторных лодках предприняли попытку атаковать порт Эс-Сидры с моря. При отражении атаки погибли по меньшей мере 22 солдата правительственных войск. В ходе атаки начался пожар на одном из резервуаров нефти. Ответным огнем военныые потопили три лодки с исламистами. В целом, атака была отражена.

С 13 декабря, когда начались бои за нефтетерминалы Эс-Сидры, Рас Лануфа и Бреги, по состоянию на 25 декабря объем добычи нефти в Ливии снизился с 800 тысяч баррелей в день до 350 тысяч.

Одновременно 25 декабря исламисты атаковали позиции проправительственных сил в районе Сирта. При отражении атаки погибли по меньшей мере 18 военных из 136-го отдельного батальона, большинство бойцов которого является членами племени, лояльного Х.Хафтару.

К 26 декабря в порту Эс-Сидры полыхали уже 3 резервуара нефти, к 27 декабря — 5 из 19.

30 декабря дело дошло до воздушных боев. В тот день самолеты ВВС Ливии сбили вертолет, которым управляли сторонники «Зари Ливии». Вертолет был сбит при попытке атаковать объекты порта Эс-Сидры.

В декабре мировое сообщество продолжило усилия по прекращению новой гражданской войны в Ливии. 2 декабря находившийся с визитом в Алжире премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил о готовности его страны внести свой вклад в международный проект, призванный восстановить мир и безопасность в Ливии.

В настоящее время Италия является единственной европейской страной, поосольство которой продолжает функционировать в Триполи.

3 декабря командующий Африканским командованием Пентагона (Африком) генерал Дэвид Родригес заявил в Вашингтоне, что джихадисты из «Исламского государства» (ИГ) обосновали тренировочные лагеря на востоке Ливии, за которыми внимательно следят американские спецслужбы. По их данным, там одновременно готовятся до 200 боевиков. Тем не менее, по оценке командующего, это явление находится только «в начальной стадии». Отвечая на вопрос — не станут ли эти лагеря целями американских ударов — генерал сказал: «Нет, не сейчас». По его оценке, боевики ИГ в Ливии не являются добровольцами, прибывшими из других стран. По его данным, это — бывшие «повстанцы» из числа исламистов, присягнувшие ИГ.

4 декабря в ходе встречи в Хартуме глав МИД стран, граничащих с Ливией, министр иностранных дел Судана Али Карти обвинил некие «иностранные группы» в поджигании кризиса в Ливии. Последняя была представлена на встрече главой МИД из международно признанного правительства.

5 декабря глава МИД Италии Паоло Джантилони заявил, что его страна не согласится с разделом Ливии. Он высказался за организацию встречи всех ливийских организаций, имеющих репутацию «умеренных».

8 декабря Миссия ООН в Ливии (Unsmil) призвала все стороны ливийского конфликта включиться в диалог с целью прекращения боевых действий и институционального кризиса, назначив на 9 декабря новую встречу между их представителями. Тем не менее за день до этой встречи ее место проведения не называлось. Да и обе стороны конфликта предварили свое участие во встрече выдвижением ряда предварительных условий.

Первая встреча между представлявшими две стороны конфликта депутатами избранного в июне и признанного мировым соообществом парламента состоялась в сентябре. Она не принесла каких-либо результатов.

По итогам июньских парламентских выборов исламисты оказались в меньшинстве, и их депутаты не принимают участия в работе парламента, переместившегося вместе с правительством в Тобрук.

Депутаты-исламисты нового парламента и их сторонники из состава прежнего парламента — Всеобщего национального конгресса — устроились в захваченном исламистами Триполи, где учредили свое «правительство».

«Триполийские» депутаты отказыва.тся вести диалог с «Тобрукскими», поскольку контролируемый исламистами и сидящий в Триполи Верховный суд Ливии принял решение о «незаконности» парламента в Тобруке.

Со своей стороны международно признанный парламент обусловил свое участие в переговорах признанием его легитимности на всей территории Ливии. Кроме того, «Тобрукские» против того, чтобы в переговорах участвовали представители «Зари Ливии».

15 декабря при посещении Дакара министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан призвал африканские страны усиливать координацию их действий в связи с угрозой дестабилизации в зоне Сахеля действиями джихадистов, обосновавшихся на юге Ливии. По его оценке, именно там действующие в регионе джихадистские группировки получают вооружени и боеприпасы, там готовятся и отдыхают их боевики. Тем не менее пока Франция не планирует военных операций на юге Ливии.

Уже 16 декабря, также из Дакара, прозвучал призыв президентов Чада, Мали и Сенегала к западным странам, которым предлагалось «завершить их работу» в Ливии путем военного вмешательства против логова джихадистов на юге страны. Особенно красноречивым был президент Чада Идрис Деби. «Ливия превратилась в убежище террористов и других преступников. То, что произошло в Мали — прямое следствие разрушения государственности в Ливии. В Ливии целью НАТО было уничтожение Каддафи. Альянс достиг этой цели, но не стал заниматься послепродажным обслуживанием. Теперь только НАТО, который создал хаос в Ливии, может восстановить там порядок. ООН, которая дала «зеленый свет» на военную операцию против Каддафи, также несет ответственность за происшедшее. Если кто-то хочет решить проблемы Сахеля, он должен заняться Ливией. Мы можем только помочь им», — заявил И.Деби, обращаясь к западным странам.

18 декабря по итогам регионального саммита в Нуакшоте 11 стран Западной Африки призвали к региональной и мировой мобилизации на борьбу за стабилизацию в Ливии. Участники так называемого Нуакшотского процесса одобрили ряд мер по усилению мер безопасности на общих границах. В частности, они решили создать совместные подразделения по охране границ и ввести их совместное патрулирование. Принято также решение создать совместную структуру реагирования на кризисы численностью до 1500 человек, куда войдут подразделения сухопутных войск и сил специального назначения.

19 декабря по итогам проведенного в Нуакшоте саммита Г5 (Чад, Мали, Нигер, Мавритания и Буркина-Фасо) его участники призвали ООН сфформировать «международные силы» для «нейтрализации вооруженных групп», обосновавшихся в Ливии.

8 декабря Центральный банк Ливии (ЦБЛ) предупредил, что в 2014 году страна столкнется с острейшим дефицитом бюджета из-за резкого снижения доходов от нефти, вызванного падением цен на углеводороды и блокированием работы ряда нефтеэкспортных терминалов. По данным ЦБЛ, за 11 месяцев 2014 года доходы от экспорта углеводородов составили 14,8 млрд долларов, а государственные расходы за тот же период — 29,6  млрд долларов, то есть дефицит бюджета составил 14,8 млрд долларов.

Из государственных расходов за указанный период 16,2 млрд долларов пошло на выплату зарплат, около 10 млрд — на поддержание низких цен на товары первой необходимости, и в частности, хлеб и бензин.

В 2013 году нефтяные доходы Ливии составили 45 млрд долларов при госрасходах в 54 млрд.

Дефицит бюджета покрывается за счет валютных запасов, которые явно не безграничны.

ЦБЛ неоднократно заявлял, что не вмешивается в институциональный кризис, обеспечивая лишь выплаты зарплат и операции по поддержанию низких цен на товары первой необходимости.

В целом, западные страны оказались в случае Ливии перед необходимостью нового военного вмешательства в этой стране. Более того, оно представляется необходимым. И теперь у Москвы появляется шанс попытаться урегулировать имеющиеся проблемы с западными столицами из-за Крыма и Украины. В отличие от первого ливийского конфликта у России сейчас есть все основания для того, чтобы поддержать правительство А.ат-Тани. А значит, нужно действовать, и сделать западным странам такие предложения, от которых они не смогут отказаться.

52.22MB | MySQL:103 | 0,498sec