Ситуация в зоне Сахеля: декабрь 2014 г.

Месяц начался с решения МВФ возобновить финансовую помощь Мали, замороженную на шесть месяцев в связи с выявленными нарушениями при расходовании бюджетных средств, и в частности, с покупкой президентского самолета стоимостью 40 млн долларов.

1 декабря МВФ дал «зеленый свет» на выделение Мали кредита в 11,7 млн долларов в рамках плана помощи, одобренного в декабре 2013 года. Согласно этому плану, Мали должны быть выделены кредиты на общую сумму в 46 млн долларов. Однако предоставление этих кредитов было прервано в мае 2014 г. после вскрытия «серьезных нарушений» в управлении малийской государственной казной.

МВФ был недовлен, в частности, тем, что самолет для президента Мали Ибрагима Бубакара Кейты приобретался без объявления тендера и в рамках сделок, не вписанных в бюджет страны.

МВФ также осудил контракт стоимостью в 140 млн долларов на приобретение вооружений, подписанный военными с маленькой малийской компанией, которая получила под него таинственным образом госгарантии на сумму в 200 млн долларов.

Оказавшись под давлением международных финансовых институтов, Мали было вынуждено согласиться на публикацию данных двух независимых аудиторских проверок, в которых указывалось на просчеты при управлении расходованием государственных средств, после чего виновными в них занялись органы юстиции.

В декабре на севере Мали продолжилась минная война, которую ведут джихадисты против малийских военных и миротворцев из Миссии ООН в Мали (Minusma).

2 декабря командование Миссии объявило о подрыве на мине близ г.Агельхок (160 км к северу от г.Кидаль) автомашины с военнослужащими из Чада. В результате подрыва ранения получили 5 солдат.

По данным Minusma, всего с начала 2014 года из-за подрывов на минах в северном Мали погибли 10 «голубых касок», 36 получили ранения.

9 декабря стало известно об освобождении Сержа Лазаревича – последнего из числа французов, удерживавшихся где-либо в заложниках. Как объявила в тот день канцелярия президента Нигера, его освобождение после более чем трехлетнего плена стало результатом «интенсивных усилий» Нигера и Мали. Со своей стороны президент Нигера Махамаду Иссуфу воздал должное «профессионализму» спецслужб двух стран.

Ниамей уже сыграл определенную роль при освобождении 4-х французских заложников в октябре 2013 года. Все они были похищены тремя годами ранее в Нигере.

С.Лазаревич – обладатель двойного французского и сербского гражданства – был похищен 24 ноября 2011 года из отеля в г.Хомбори на севере Мали. Последнее по времени свидетельство того, что он жив, было получено 17 ноября 20 14г., когда «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ) распространила видеозапись с его обращением к французским властям. Вместе с С.Лазаревичем был похищен еще один француз – Филипп Вердон. Последнему повезло меньше: его тело с пулей в голове было найдено в июле 2013 г., 6 месяцев спустя после французского вмешательства на севере Мали.

АКИМ представила обоих заложников как агентов французской разведки.

В тот же день об освобождении С.Лазаревича сообщила канцелярия президент Франции. В коммюнике ничего не говорилось о возможной выплате выкупа и/или обмене пленными. Как сообщил источник в малийских спецслужбах, сама процедура освобождения проходила на территории Мали близ города Кидаль.

Официально Франция как и другие европейские страны отказывается платить выкупы за освобождение заложников напрямую, однако не исключает подобной процедуры через третьи страны.

В заложниках у боевиков АКИМ остаются три иностранца – швед, голландец и южноафриканец. Они были похищены 25 ноября 2011 года в районе Томбукту. Присутствовавший при  этом гражданин Германии погиб при попытке оказать сопротивление похитителям.

9 декабря о своей причастности к освобождению С.Лазаревича заявила одна из туарегских группировок, действующих на севере Мали – Верховный совет за единство Азавада (ВСЗЕА). Как заявил генсек организации Альгабас аг Инталла, «да, ВСЗЕА участвовал в освобождении С.Лазаревича, и мы гордимся этим». «Наш брат Мохаммед Акотей, а также правительства Мали и Нигера запросили нашу помощь, и мы ответили на этот запрос», — заявил он.

М.Акотей – туарег по происхождению, бывший министр в правительстве Нигера – уже сыграл определенную роль в октябре 2013 г. в освобождении 4-х французов, похищенных АКИМ в Нигере.

В составе ВСЗЕА имеется немало боевиков, раньше воевавших в составе джихадистской группировки «Ансар ад-дин».

Уже 10 декабря стало известно, что взамен на освобождение С.Лазаревича Мали освободило 4-х джихадистов, в том числе организатора похищения француза Мохаммеда Али аг Вадуссена, считающегося «правой рукой» главаря «Ансар ад-дин» Айяда аг Гали. Подобный обмен вызвал возмущение ряда правозащитных организаций, указавших, что такая практика только поощряет джихадистов к новым захватам заложников.

11 декабря французские военные заявили, что нанесли «очень мощный удар» по действующим в Сахеле джихадистам, уничтожив одного из видных полевых командиров группировки «Аль-Мурабитун» Ахмеда ат-Тилемси (боевой псевдоним – Абдеррахман ульд эль-Амар) и до 10 боевиков. За «голову» Ат-Тилемси, в свое время бывшего среди основателей «Движения за единство и джихад в Западной Африке» (ДЕДЗА) США ранее назначили денежную награду в 5 млн долларов.

12 декабря министр юстиции Мали Мохаммед Али Батили официально признал, что С.Лазаревича обменяли на 4-х джихадистов. По его словам, ранее «аналогичным образом» были спасены «38 военнослужащих, префектов и полицейских».

14 декабря министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что за год в Сахеле французские военные уничтожили или пленили 200 джихадистов, в том числе 60 – начиная с 1 августа, когда стартовала операция «Бархан». День спустя, выступая в Дакаре на первом международном форуме по миру и безопасности в Африке, он призвал африканские страны усиливать взаимодействие между ними в борьбе против джихадистов, сделав «сотрудничество правилом, а не исключением». По его оценке, юг Ливии превратился в место, где действующие в зоне Сахары и Сахеля джихадистские группировки получают все виды обеспечения. Он дал понять, что Франция пока не готова к переносу боевых действий на юг Ливии, заявив, что кризис в этой стране должен найти политическое решение. «Необходимо, чтобы Египет, Нигер, Чад, Тунис или Алжир способствовали таким усилиям, чтобы в стране сформировались политические власти, которые затем были бы способны решить проблему юга», — заявил он.

18 декабря по итогам регионального саммита в Нуакшоте 11 стран Западной Африки и Сахеля призвали к региональной и континентальной мобилизации усилий для стабилизации в Ливии. Как заявил президент Мавритании, действующий председатель Африканского союза Мохаммед ульд Абдель Азиз, «мы особо озабочены ситуацией в Ливии, где усиливаются насилие и терроризм».

Участники так называемого Нуакшотского процесса одобрили ряд мер по усилению мер безопасности на общих границах. В частности, они решили создать совместные подразделения по охране границ и ввести их совместное патрулирование. Принято также решение создать совместную структуру реагирования на кризисы численностью до 1500 человек, куда войдут подразделения сухопутных войск и сил специального назначения.

19 декабря по итогам проведенного в Нуакшоте саммита Г5 (Чад, Мали, Нигер, Мавритания и Буркина-Фасо) его участники призвали ООН сформировать «международные силы» для «нейтрализации вооруженных групп», обосновавшихся в Ливии.

27 декабря родной брат генсека ВСЗЕА Альгабаса аг Инталлы – Мохаммед аг Инталла – был назначен вождем туарегов, проживающих в районе г.Кидаль. На этом «посту» он сменил своего отца, скончавшегося 18 декабря в возрасте 87 лет и занимавшего должность «аменокаля» (вождя) с 1962 года. Новый вождь туарегов – депутат малийского парламента от пропрезидентской партии «Объединение за Мали». По своим взглядам считается умеренным, поскольку в свое время отказался присоединиться как к «Национальному движению за освобождение Азавада» (НДОА), так и к «Ансар ад-дин». Его назначение может создать коллизию между братьями, поскольку ранее главным претендентом на пост вождя туарегов Кидаля считался генсек ВСЗЕА.

29 декабря стало известно о гибели по меньшей мере пяти человек на севере Мали в результате междоусобицы с участием бойцов двух туарегских групп – НДОА и «Группы самообороны туарегов (племени) имгад» (ГСТИ), считающейся порождением Бамако. НДОА значится среди участников переговоров, начавшихся в августе 2014 г. в Алжире между Бамако и туарегскими группировками. Возникшая в августе ГСТИ также претендует на свое место за столом переговоров. В ходе боев формирования НДОА и ГСТИ были поддержаны враждующими между собой фракциями «Арабского движения Азавада».

В тот же день боевики группировки «Ансар ад-дин» близ Тессалита обстреляли с помощью реактивных снарядов полевой лагерь, где распологаются солдаты малийской и французской армий, а также «голубые каски». Всего по лагерю было выпущено 9 реактивных снарядов. По счастливой случайности, никто не пострадал.

В целом представляется, что невозможно достичь нормализации ситуации в зоне Сахеля без вскрытия южноливийского «нарыва». А последнее вряд ли возможно без участия тех стран, действия которых ранее привели к падению режима М.Каддафи. Но эти страны пока не торопятся влезать в события в Ливии, поскольку они и так несут немалые расходы в связи с боевыми действиями против «Исламского государства».

52.28MB | MySQL:103 | 0,547sec