Ситуация в Ливане: декабрь 2014 г.

Ситуация в Ливане в декабре 2014 года характеризовалась несколькими основными факторами: угрозой террористических актов, неурегулированностью президентского кризиса, продолжением кризиса с заложниками, захваченными радикальными исламистами в Арсале в августе прошлого года, началом прямого диалога между «Хизбаллой» и движением «Мустакбаль» Саада Харири.

1 декабря 2014 года бывший премьер-министр Ливана Саад Харири, выступая в эфире телекомпании LBC, официально дал «зеленый свет» переговорам с Коалицией 8 марта (читай с «Хизбаллой») для разблокирования политического кризиса в Ливане и недопущения шиитско-суннитского конфликта. В то же время лидер «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла в своих выступлениях не раз говорил об искреннем намерении примириться со своими политическим противниками.

Чем же объясняется «смягчение» позиций политических противников? Коалиция С.Харири в течение восьми последних лет активно использовала в политической борьбе против «Хизбаллы» религиозных экстремистов-салафитов, прежде всего из Триполи. Однако в последнее время экстремистские ячейки стали все больше выходить из-под контроля. Этому немало способствовала и гражданская война в соседней Сирии. Деятельность джихадистов все больше стала угрожать политическим позициям статусных семей Харири и Микати, из-под влияния  которых экстремисты фактически уводили «суннитскую улицу». Кроме того, волна прошлогодних терактов в Ливане серьезно подмочила репутацию блока Харири. В результате было принято решение занять умеренные позиции и встать в авангарде борьбы с терроризмом.

В свою очередь «Хизбалла», глубоко втянутая в сирийский конфликт, не рассчитала свои силы и столкнулась с угрозой потери своего доминирования в ливанской политической системе. Вести войну на два фронта: против исламистов в Сирии и своих противников в Ливане чрезвычайно трудно, а на трех (с учетом противостояния Израилю) практически невозможно. Кроме того активизировался американский нажим на «Хизбаллу». Еще летом волна американских санкций коснулась ряда крупных ливанских банков, сотрудничающих с «Партией Бога», в том числе Ливанско-Канадского Банка и банка FBME,  активно оперирующего на Кипре. 12 ноября американский посол в Бейруте Дэвид Хейл вновь обрушился на «Хизбаллу», заявив о том, что «ситуация,  когда одна политическая партия имеет монополию на вооруженную силу, ненормальна». В этих условиях нужно искать политический консенсус.

Первый раунд переговоров между политическими соперниками прошел в бейрутском пригороде Айн аль–Тине 24 декабря 2014 года. Со стороны движения «Мустакбаль» в нем приняли участие министр внутренних дел Ливана Нухад Машнук, родственник лидера «Мустакбаль» и бывший шеф его администрации Надер Харири, депутат ливанского парламента Самир Джиср. Со стороны «Хизбаллы» в переговорах участвовали политический советник генерального секретаря Хусейн Халиль, министр ливанского правительства Хусейн Хадж Хасан и депутат парламента Хасан Фадлалла. Переговоры проходили в присутствии Али Хусейна Халиля, министра ливанского правительства, представляющего шиитское движение «Амаль». Данное обстоятельство неудивительно, учитывая посреднические усилия лидера «Амаль» Набиха Берри по урегулирования споров между «Хизбаллой» и «Мустакбаль». По итогам встречи было принято коммюнике. В нем, в частности, говорится о том, что целью переговоров является оздоровление межобщинных отношений в Ливане с тем, чтобы «сохранить стабильность и гражданский мир в Ливане, уберечь единство страны в тех условиях, когда она сталкивается с угрозами, имеющими региональный характер». Журналисты сообщают о том, что в ходе переговоров обсуждались обстановка в г.Триполи и в долине Бекаа, планы ливанской армии по обеспечению безопасности в этих регионах. В то же время в коммюнике в завуалированной форме было сообщено о том, что вопрос, связанный с президентскими выборами, не входил в программу переговоров.

Между тем, эта проблема продолжает существенно влиять на взаимоотношения между различными политическими силами Ливана. В этой связи можно отметить многочисленные и часто взаимопротиворечивые заявления, которые в декабре раздавал один из кандидатов на высший пост в стране, лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа. 3 декабря в интервью ливанской газете «Ас-Сафир» он заявил, что в принципе поддерживает диалог между Коалицией 14 марта и «Хизбаллой». В то же время, по его мнению, острые проблемы безопасности Ливана решаются «не путем переговоров». Он отметил, что лидер Коалиции 14 марта Саад Харири предлагает Хасану Насралле два пути решения президентского кризиса: либо честная конкуренция между М.Ауном и С.Джаджаа за завоевание парламентского большинства, либо избрание консенсусного (читай слабого) кандидата, который удовлетворял бы обе политические силы.

15-18 декабря С.Джаджаа совершил поездку в Саудовскую Аравию, где встретился  с наследником престола принцем, министром обороны Салманом бин Абдель Азизом, командующим Национальной гвардией принцем Митебом бин Абдаллой, начальником Управления общей разведки принцем Халедом бин Бандаром. По итогам поездки он дал интервью газете «Аль-Ахбар». При  этом он заявил, что считает продуктивным диалогом со своим соперником в христианском лагере Мишелем Ауном, но не с «Хизбаллой». Он вновь осудил монополию «Хизбаллы» на применение силы, заявив, что именно это движение мешает армии реализовать в долине Бекаа план безопасности, уже примененный в Триполи. Джаджаа вновь отметил, что без ухода Башара Асада никакое решение политического кризиса в Сирии невозможно.

10 декабря довольно интересное интервью интернет-порталу «Аль-Монитор» дал лидер Прогрессивно-социалистической партии Ливана Валид Джумблат. По мнению влиятельного ливанского политика, никакое долгосрочное решение сирийского кризиса невозможно без ухода Башара Асада. Главной опасностью для Сирии Джумблат считает распад страны, для чего противоборствующими политическими силами и их внешними покровителями созданы все условия. В этих условиях перед друзами Сирии стоит выбор: либо «присоединиться к антиасадовской революции», либо изолироваться от внешнего мира. Нынешний исторический этап он считает чрезвычайно опасным для народов Ближнего Востока. По его словам, в 2014 году рухнула система Сайкс-Пико, бывшая основой нынешних политических границ между странами региона. «Ближний Восток стремительно меняется, и эти изменения несут угрозу арабской идентичности, нашему культурному наследию и арабскому обществу», — отметил Джумблат. Он констатировал, что ни одна из великих держав в настоящее время не может держать под контролем ситуацию на Ближнем Востоке, включая и стремящуюся к этому Россию.

Большое беспокойство в Ливане в декабре 2014 года вызывала террористическая угроза. 4 декабря ряд ливанских СМИ растиражировал сообщения о том, что 19 ноября на КПП Мадфун на ливано-сирийской границе была задержана с поддельными документами некая Саджа ад-Дулейми, одна из жен лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади. 1 декабря ливанскими спецслужбами была арестована другая супруга высокопоставленного джихадиста, одного из лидеров «Джабхат ан-нусры» Анаса Шаркаса. Этих женщин ливанские журналисты рассматривали как возможную «разменную монету» на переговорах с экстремистами по обмену заложников, но ни МВД Ливана, ни местные спецслужбы официально не подтвердили эту информацию. Более того, один из руководителей Внутренней службы безопасности Ливана в частном порядке назвал эти сообщения «не соответствующими истине».

В центре внимания ливанского общества в декабре вновь продолжал оставаться кризис с заложниками. 14 декабря на площади Рияда ас-Сольха в Бейруте прошел большой митинг, в котором приняли участие родственники захваченных в заложники солдат. Он проходил под лозунгом: «Освободите наших детей, иначе будет революция». В начале декабря правительство Ливана начало переговоры с сирийской экстремистской группировкой «Джабхат ан-нусра». Интересно, что посредником в переговорах выступает экстремистский шейх Мустафа аль-Худжейри, который сам находится в розыске. 16 декабря министр здравоохранения Ливана Ваэль Абу Фаур (партия ПСП) предложил обмен пленных военнослужащих на заключенных-исламистов из тюрьмы Румие в пропорции 1:5, однако этот план был отвергнут премьер-министром Ливана Таммамом Саламом. После этого переговоры об освобождении заложников были заморожены на неопределенное время.

Декабрь 2014 года был чрезвычайно богат на события внешнеполитического характера. 7-8 декабря Бейрут посети специальный представитель президента Российской Федерации по Ближнему Востоку М.Л.Богданов, который провел переговоры с десятком ливанских политиков: премьер-министром Таммамом Саламом, министром внутренних дел Нухадом Машнуком (представлял в данном случае движение «Мустакбаль»), генеральным секретарем «Хизбаллы» Хасаном Насраллой, спикером ливанского парламента Набихом Берри, патриархом маронитской церкви Бешарой ар-Раи, лидером Свободного патриотического движения Мишелем Ауном, лидером «Ливанских сил» Самиром Джаджаа, лидером ПСП Валидом Джумблатом. Судя по официальным коммюнике, на переговорах обсуждались, главным образом, вопросы политического урегулирования в Сирии. В заявлении Богданова было сказано, что Россия считает вопрос о выборах президента внутренним делом ливанского народа и не собирается глубок в него вовлекаться.

16 декабря во время саммита Меркосур в Паране (Аргентина) Ливан подписал Меморандум о взаимопонимании с этой международной торгово-экономической организацией. Организация Меркосур в составе Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Уругвая  и Парагвая была создана в 1991 году. На территории стран-участниц этого объединения проживает 450 миллионов человек. Совокупный ВВП стран-членов организации составляет 5,7 миллиардов долларов. Для Ливана присоединение к этому интеграционному объединению открывает новые экономические возможности, учитывая, то, что ливанская диаспора в странах Латинской Америки превышает 10 миллионов человек.

20 декабря премьер-министр Ливана Таммам Салам побывал в Париже с официальным визитом. По окончании переговоров с президентом Франции Франсуа Олландом, которые проходили в присутствии министра обороны Ливана Самира Мокбеля, было заявлено о достижении окончательных договоренностей о поставках в Ливан французского оружия на суму около 3 миллиардов долларов. Напомним, что грант на поставку вооружений был выделен Ливану Саудовской Аравией еще в марте 2014 года. Ливанские СМИ выдвигают предположение о том, что столь долгий срок согласований по поставкам оружия был связан с обсуждением комиссионных тех или  иных посредников и ливанских чиновников.

24 декабря Бейрут посетил спикер иранского парламента Али Лариджани. Этот визит прошел в рамках тура ливанского политика в Ирак, Сирию и Ливан. На встречах Лариджани с премьер-министром Т.Саламом, спикером парламента Н. Берри, лидером «Хизбаллы» Х.Насраллой и лидером СПД М.Ауном обсуждались вопросы борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом. Тегеран в очередной раз выразил свою солидарность с ливанским народом и предложил помощь в обучении ливанской армии и поставках необходимого вооружения.

Подводя итоги 2014 года можно констатировать, что ливанское общество и политическая элита этой страны не решили ни одной из стоящих перед Ливаном проблем: внутриполитический кризис не пришел к разрешению, безопасность страны перед лицом террористических проявлений не обеспечена, экономика находится в состоянии стагнации.

52.28MB | MySQL:103 | 0,427sec