Об итогах действий международной коалиции против «Исламского государства»

Как сообщили информационные агентства, 22 января в Лондоне пройдет встреча членов международной коалиции по борьбе с террористической организацией «Исламское государство». Инициаторами мероприятия выступили глава МИД Великобритании Филипп Хэммонд и госсекретарь США Джон Керри, они же и будут руководить переговорами. Во встрече примут участие представители более 20 стран, которые формально входят в созданную под эгидой США антитеррористическую коалицию. Основной темой встречи, по оценке экспертов, будет «сверка часов» и подведение первых итогов совместных усилий по сдерживанию экспансии ИГ в Ираке и Сирии. Напомним, что условно прямое и активное участие Запада в военном сдерживании исламистов началось 23 сентября прошлого года. Пока оно ограничивается исключительно форматом материально-технической помощи Ираку и курдским подразделениям пешмерга, а также оказанием регулярной поддержки с воздуха. Несомненно, что отдельной темой станет обсуждение последних событий во Франции и Бельгии, а также возможное расширение террористической активности боевиков ИГ в Европе.

Постараемся подвести свой итог действий международной коалиции, тем более что официальные итоги встречи в Лондоне, как это и водится, будут выдержаны в угрожающих тонах с достаточной долей оптимизма в безусловной победе над общим врагом. К этому обязывает необходимость создания условий для пополнения казны участников операции. Итак, констатируем. За время проведения  контртеррористической операции зона действия исламистов в Сирии и Ираке больших изменений не претерпела. Несмотря на локальные успехи курдской пешмерга в сирийском городе Кобани и на севере Ирака, ИГ продолжает уверенно контролировать стратегически  важный город Мосул и значительную часть т.н. «суннитского треугольника». Примерно такая же ситуация и в Сирии. Бесспорно положительным итогом стала ликвидация реальной угрозы наступления подразделений ИГ на Багдад, что, собственно, обусловлено превосходством в воздухе. В этих условиях проводить какие-либо крупномасштабные наступательные операции самоубийственно. Таким образом, зафиксировано устойчивое равновесие, которое будет сохраняться до тех пор, пока не будут введены коррективы в проведение сухопутной операции. Другими словами, пока какая-то из стран-участниц коалиции не решится на ввод своего контингента. Пешмерга и иракские военные никакой реальной силы для проведения осмысленных наступательных операций, тем более на населенных в основном суннитами территориях, проводить пока не в состоянии. И не будут обладать таким потенциалом в среднесрочной перспективе, несмотря на тренинг с помощью турецких инструкторов в Иракском Курдистане и материально-техническое снабжение. Вообще, последний аспект очень любопытен. Отметим, что как Багдад, так и Эрбиль в состоянии оплачивать, в силу нефтяного экспорта, поставляемое вооружение и боеприпасы», что объективно делает ситуацию «тлеющего конфликта» для западных оружейных фирм крайне привлекательной.

Вопрос контрабандного экспорта нефти должен, по идее, стоять во главе угла обсуждений на предстоящей встрече, поскольку именно эта статья дохода является основной для пополнения бюджета ИГ. Недавнее освобождение 300 езидов из плена ИГ, безусловно, необходимо рассматривать, прежде всего, не с точки зрения «жеста доброй воли», а в сфере тайных консультаций между боевиками ИГ и руководством Иракского Курдистана по схеме «экспорт нефти в обмен на свободу заложников», что свидетельствует о стремительной трансформации «священной войны» в обыкновенный бизнес. Такие трансформации объективно предопределены самой природой локальных конфликтов, начиная от Ирака и заканчивая Донбассом. Достаточно вспомнить недавнюю историю с «чудесным освобождением» турецких дипломатов и военных из плена исламистов, а также нынешняя грызня с применением оружия между полевыми командирами ИГ за право держать в плену (а значит и получить солидный выкуп за освобождение) сбитого иорданского летчика. Таким образом, жесткий прессинг на Эрбиль и Анкару (как конечного адресата экспортируемых углеводородов) является для коалиции задачей номер один. Разговоры о том, что невозможно отделить «правильную» нефть, которая добывается непосредственно в Иракском Курдистане, от контрабандной ИГ, оставим простачкам. Установка четкого контроля непосредственно на промыслах и экспортных хабах на границе с Турцией является чисто технической задачей при наличии, естественно, политической воли всех заинтересованных сторон. В этой ситуации боевой потенциал ИГ в Ираке, а затем и в Сирии начнет катастрофически сжиматься. Это будет выражено, в первую очередь, в оттоке иностранных джихадистов. Кто не верит, пусть обратится к динамике развития и упадка пакистанской «Аль-Каиды». Другой вопрос — такой сценарий вынудит иностранных джихадистов возвращаться в свои страны, что прибавит работы национальным спецслужбам.

Второй проблемный вопрос — это все растущие разногласия между Западом (читай, Вашингтоном) с одной стороны, аравийскими монархиями ( прежде всего Эр-Риядом) и Анкарой — с другой, по вопросам стратегии. Американцы четко взяли курс на неофициальный альянс (пусть и временный) с двумя основными естественными противовесами экспансии ИГ в регионе в лице Ирана и сирийского режима. Это было отлично продемонстрировано во время организации воздушного моста при осаде Кобани, когда иранское оружие боевикам Рабочей партии Курдистана (ярым антагонистам Анкары) перебрасывали американские транспортники. Эр-Рияд и Анкара такого практицизма не разделяют и делают ставку только на лояльные им силы с безусловным свержением Б.Асада и дистанцирование от Тегерана в борьбе с ИГ. Это в основном та же «светские» и исламисты, противостоящие ИГ. Вторых американцы вообще не рассматривают в качестве союзников, а в отношении первых имеют серьезные справедливые сомнения в отношении способности самостоятельно нанести решающее военное поражение ИГ. Разногласия достигли такой степени, что турки отказались организовывать на своей территории тренировочные лагеря под кураторство ЦРУ США для подготовки отрядов «новой вооруженной сирийской оппозиции». Что собственно не мешает турецкой МИТ делать это самостоятельно с учетом собственных критериев отбора новых рекрутов.

В отсутствии желающих посылать свои войска в Ирак для участия в наземной операции, единственным выходом из сложившейся ситуации является достижение соглашения с суннитской верхушкой Ирака, что нивелирует влияние чисто джихадистского сегмента. Такие неофициальные консультации уже идут в том же Вашингтоне уже полгода, и есть все основания полагать, что все репутационные риски такого соглашения администрация Б.Обамы передаст по наследству новому президенту США. Таким образом, ожидать от нынешней встречи в Лондоне каких-либо реальных «прорывных» решений не приходится просто в силу непреодолимых разногласий между основными участниками коалиции в лице Вашингтона, Эр-Рияда и Анкары.

62.91MB | MySQL:105 | 0,646sec