О развитии политической ситуации в Ливии

Угроза Евросоюза ввести нефтяное эмбарго в отношении Ливии, похоже, несколько отрезвили «горячие головы» в обоих противостоящих друг другу лагерях. ЕС пошел на такие угрозы в силу бойкотирования со стороны исламистов и контролируемого ими «старого» парламента Всеобщий национальный конгресс (ВНК) очередного раунда мирных переговоров в Женеве. Напомним, что оно было организовано при посредничестве специального представителя ООН по Ливии Б.Леона с целью обсуждения условий мирного выхода из сложившейся ситуации. В качестве мотивировки было указано «отсутствие официального приглашения». При этом также очевидно, что у ЕС нет никакой внятной стратегии в отношении урегулирования ливийского кризиса. Попытки «скрестить ужа с крокодилом» (исламистов с относительно светскими) однозначно наталкивается на традиционное противоборство племенных кланов Киренаики и Триполитании. Введение нефтяного эмбарго вполне реально, особенно с учетом нынешней динамики цен и затоваренности мирового рынка углеводородов. Исламисты, тем не менее, первыми приостановили боевые действия, что объясняется совсем не миролюбивыми настроениями, а наметившимся изменением конфигурации в их стане.

Главным «возмутителем спокойствия» стали боевые подразделения из Мисураты, которые составляют основную военную силу коалиции исламистов «Аль-Фаджр». Именно они без оповещения своих союзников в одностороннем порядке остановили боевые действия и направили своих представителей на консультации в Женеву. Одним из них стал депутат ВНК Фатхи Бачагха, который изначально считал неприемлемой саму идею таких переговоров. Чем же вызвана такая трансформация взглядов? Прежде всего, это экономические причины и давление Турции. Анкара, которая традиционно имеет сильные позиции в Мисурате за счет потомков выходцев из Турции (до 1911 года Ливия входила в состав Османской империи), компактно проживающих в этом городе и помогала поставкой оружия и боеприпасов мисуратовцам в период восстания против режима М.Каддафи. Собственно, она сыграла главную роль в организации и подготовке этого восстания в тылу правительственных войск, в том числе и путем организации переброски боевиков и вооружения в Мисурату морским путем. Анкара в данном случае надавила на мисуратовцев, в том числе и путем приостановки полетов своей национальной авиакомпании в этот город, а также приостановки исполнения ряда контрактов по поставкам продовольствия. Помимо этого, руководство кланов Мисураты было крайне обеспокоено началом регулярных авианалетов «правительственной авиации», которая в состоянии серьезно разрушить логистическую инфраструктуру города и морского порта – на которой «завязано» благосостояние трех четвертей населения. Под «правительственной авиацией» в данном случае надо понимать ВВС АРЕ, в данном случае выполняющей миссию «принуждения к миру».

Таким образом, остальные члены исламистской коалиции «Аль-Фаджр» в лице, прежде всего, бенгазийцев и триполийцев оказались брошенными. Им предлагалась роль статистов на проходящих в настоящее время в Женеве консультациях. Этим обстоятельством и объясняется их бойкот со стороны исламистов. Самую непримиримую позицию в этой связи занимают радикалы из числа «Братьев-мусульман» во главе с военным лидером триполийцев Мухаммедом Саваном и близких к нему полевых командиров. Дополнительным препятствием для полнокровного участия всех сил, входящих в коалицию «Аль-Фаджр», является и ее «сильная засоренность» откровенными джихадистами, в том числе и из печально известной Ливийской боевой группы (ЛБГ). Как партнеры по переговорам они неприемлемы ни для новых ливийских властей в Тобруке, ни для, с некоторых пор, мисуратовцев. При этом «Братья-мусульмане» (а также западные страны) не принимают в качестве партнера по переговорам того же генерала Х.Хафтара. А он с помощью Египта на настоящий момент времени является реальной военной силой.

В любом случае нынешний женевский формат, по оценке ряда экспертов, является далеко недостаточным для полноценного выхода из нынешнего кризиса. Триполийцы без участия мисуратовцев не в состоянии серьезно противостоять наступлению правительственной армии и лояльных Тобруку сил генерала Хафтара. Особенно в условиях превосходства последних в воздухе. Но при этом говорить о каком-то успешном наступлении правительственной армии на Триполи также маловероятно. Это чревато началом уличных боев и большими потерями. Да и военного потенциала явно недостаточно. При этом в городских боях превосходство в авиации нивелируется. Отсюда возникновение вновь некой патовой ситуации, когда нанести друг другу прямого военного поражения противоборствующие силы не в состоянии, а переговорам мешают взаимные неприемлемые условия для их начала. Обратим внимание также на тот факт, что часть крупных племенных кланов (каддафа, варфалла, практически весь юг страны) держит в данном противостоянии нейтралитет. И он, скорее всего, пока сохранится. Это еще один дополнительный аргумент в пользу версии «недостаточности» формата Женевы в ее нынешнем исполнении. Но другого выхода из положения не существует. По крайней мере, для Запада, который старается максимально дистанцироваться от прямого вмешательства в ливийские дела, стараясь добиться примирения сторон исключительно дипломатическими методами.

В качестве оптимального варианта в нынешней ситуации многие эксперты называют переход к «нулевому варианту», то есть переходу к консультациям с привлечением максимального количества участников без учета старых взаимных претензий. Этот сценарий выглядит утопичным без соответствующей подготовительной работы с зарубежными спонсорами противоборствующих сторон в лице, прежде всего, Турции, Катара и АРЕ.

53.17MB | MySQL:103 | 0,635sec