Турция: развитие ситуации по АЭС «Аккую»

Одним из немаловажных итогов официального визита президента Российской Федерации В.В.Путина в Турцию 1 декабря 2014 года стало утверждение турецкой стороной Отчёта о влиянии на окружающую среду (ОВОС) по АЭС «Аккую». Напомним, что российско-турецкое Межправительственное соглашение о строительстве атомной станции мощностью 4800 МВт на Средиземноморском побережье Турции было подписано 12 мая 2010 года.

Согласование документа Министерством окружающей среды и градостроительства Турции стало для российского инвестора, Государственной корпорации «Росатом», весьма долгожданным. Ведь первая, предварительная, версия документа была готова ещё в 2011 году. Объём утверждённого варианта, по сравнению с исходным, увеличился более чем в сорок раз и составил около  4000 страниц текста.

Важность прохождения данного этапа нельзя недооценивать: лишь после него возможно получение российским инвестором, ГК «Росатом», лицензии на строительство, что означает переход к активной фазе реализации проекта. Не без оснований можно считать, что именно ОВОС являлся «бутылочным горлышком» для движения вперёд и наиболее сложным с точки зрения процедуры его согласования в Турции. Согласно существующему порядку, в числе прочих необходимых для реализации проекта разрешительных документов, именно ОВОС рассматривается и согласуется наибольшим количеством различных инстанций и, соответственно, является уязвимым с точки зрения возможных возражений и замечаний к документу.

Трёхлетний период работы над ОВОСом в ходе которого российской стороной проделана большая работа как по переработке документа, так и по разъяснению турецкой общественности выгоды от реализации проекта «Аккую», сам по себе является наглядным подтверждением того, с каким сопротивлением пришлось столкнуться.

Здесь было бы преувеличением считать, что турецкими оппонентами реализации проекта в массе своей двигают геополитические мотивы торпедирования российско-турецких договорённостей, скажем, в условиях санкционного давления на Россию. В Турции вообще существует немало противников реализации крупных энергетических проектов и Россия здесь ни при чём. Поэтому ряд ГЭС и ТЭС вместо реализации дожидаются своей очереди в судах по искам общественных организаций или частных лиц. С АЭС «Аккую» в этом смысле ситуация непростая: в массовом сознании населения Турции атомные станции прочно ассоциируются с катастрофами на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима». Про положительный опыт атомной генерации, в том числе, в наиболее развитых странах мира, можно скорее услышать в узком кругу специалистов.

Однако, возвращаясь к теме Отчёта о влиянии на окружающую среду: АЭС «Аккую», получившая было, волевым усилием турецкого руководства, импульс к движению, в январе столкнулась с новыми трудностями.

Ещё в декабре месяце прошлого года  в турецких СМИ начали появляться публикации о том, что общественные организации страны, включая влиятельный и даже где-то одиозный турецкий Союз палат инженеров и архитекторов, собираются опротестовывать в судебном порядке утверждение ОВОСа. При этом указывалось на то, что в составе уполномоченного органа, коим является Министерство окружающей среды и градостроительства, отсутствуют эксперты-атомщики.

Однако, настоящий скандал разгорелся после появления в СМИ информации о том, что ответственные инженеры частной турецкой фирмы, готовившей по заказу российского инвестора ОВОС, уволились с работы до его передачи на рассмотрение и их подписи являются поддельными. Подчёркивается, что указанные сотрудники — инженеры–атомщики. Таким образом, в случае если ситуация найдёт своё подтверждение, получится, что ныне утверждённый ОВОС готовился без участия или же согласования профильных специалистов. Министерство окружающей среды было обвинено в том, что не проверив должным образом подлинность подписей на проекте документа (через сверку с циркулярами подписей уполномоченных сотрудников), в итоге утвердило документ с поддельными подписями инженеров, не работающих в фирме на момент подачи документа.

Упомянутый выше Союз палат инженеров и архитекторов Турции по своей инициативе провёл графологическую экспертизу подписей и поспешил заявить о том, что результаты говорят в пользу изложенной выше версии. 13 января сего года на сайте этой общественной организации появилась статья под характерным названием «Атомная станция – от начала до конца позор!», излагающая изложенное выше и содержащая ставшие привычными уже обвинения в адрес правящей Партии справедливости и развития.

Министр окружающей среды Идрис Гюлледже категорично отреагировал в Твиттере следующим образом: «Появившиеся новости касательно поддельного ОВОС по АЭС «Аккую» не отражают действительности. Турция продолжит развиваться, как бы кто-то не пытался препятствовать этому».

Перерастёт ли эта острая дискуссия касательно подлинности подписей на Отчёте о влиянии на окружающую среду в судебное разбирательство станет понятно в ближайшее время.

Однако, российский инвестор в очередной раз попадает в непростое положение. В марте месяце, согласно договорённостям, достигнутым в ходе состоявшегося в конце прошлого года заседания двусторонней российско-турецкой Рабочей группы по энергетике в Анкаре, ему предстоит передавать туркам так называемый Предварительный отчёт о безопасности. После чего возможным станет обращение за лицензией на строительство и активная фаза работ на стройплощадке.

Несмотря на все препятствия и пробуксовки с получением разрешительных документов, ГК «Росатом» продолжает нести значительные финансовые издержки по проекту. В частности, буквально только что состоялся тендер на сооружение порта и сопутствующей инфраструктуры для АЭС «Аккую» бюджетной стоимостью около 1 млрд долларов.

Трудности проекта усугубляются существенным ростом его сметной стоимости, падением курса рубля при немалой доле импортных материалов и услуг, а также фундаментальной для проекта проблемой – отсутствием в российско-турецком Межправительственном соглашении по АЭС «Аккую» положений о льготном режиме налогообложения со всеми вытекающими из этого издержками для инвестора, которые оцениваются специалистами в миллиарды долларов.

В итоге уже сейчас, в самом начале реализации проекта, российская сторона неофициально ставит под сомнение возможность его завершения к столетнему юбилею Турецкой Республики в 2023 году и заявляет о практической возможности пустить в эксплуатацию к этому сроку лишь первый блок. С учётом наметившихся проблем с ОВОСом речь идёт о том, что и этот срок может сдвинуться вперёд.

Нарастает беспокойство и турецкой стороны, продекларировавшей пуск АЭС «Аккую» к 2023 году. Наиболее пессимистично настроенные круги, возможно выдавая желаемое за действительное, выказывают мнение о том, что проект может быть не реализован в принципе. Допустить такой крайний сценарий развития ситуации весьма сложно с учётом нынешней динамики российско-турецких отношений. Однако, очевидно одно — на пути к своевременной реализации проекта АЭС «Аккую» возникло очередное препятствие.

52.25MB | MySQL:103 | 0,437sec