Что стоит за изменением позиции США по Сирии

Президент Сирии Башар Асад в интервью американскому журналу Foreign Affairs заявил, что его войска готовы принять участие в операции против боевиков «Исламского государства» (ИГ) в том случае, если США и другие участники коалиции будут согласовывать свои авиаудары с сирийским военным командованием. «Мы готовы сотрудничать с любой страной, которая всерьез сражается с терроризмом, — заявил Асад в интервью. – Формат можно обсудить позднее, но начать нужно с разрешения. Будут ли удары наноситься в рамках соглашения? Договора? Это уже другой разговор». Он добавил, что в этом случае можно будет обсудить вопрос о содействии коалиции со стороны сирийских наземных войск. «Вопрос, который нужно задать американцам это то, от каких войск они хотят зависеть? Определенно, это войска сирийской армии», — добавил Асад. При этом состоящая в НАТО Турция наотрез отказывается в одиночку начинать наземную операцию против боевиков «Исламского государства».

Все эти заявления дали повод многочисленным экспертам сделать вывод о том, что начался этап американо-сирийского сближения, вызванного общими целями в сдерживании агрессивной экспансии боевиков «Исламского государства». Безусловно, что такие сигналы поступают примерно с осени прошлого года. Со стороны американцев это выразилось, прежде всего, в снижении уровня непримиримой риторики в отношении необходимости ухода Б.Асада без всяких условий. По мере нарастания агрессивности ИГ как в Ираке, так и в Сирии эти намерения претерпели кардинальные изменения. Мы отмечали уже, что на Западе планировали начать активную фазу по свержению нынешнего сирийского режима практически сразу после окончания эвакуации арсеналов химического оружия из этой страны. Именно наличие этих арсеналов являлось для Пентагона основным препятствием осуществления какой-либо осмысленной наземной операции на сирийской территории руками боевых частей сирийской оппозиции. Сам Пентагон планировал участвовать в этой фазе операции фрагментарно, исключительно силами групп спецназа, которые должны были, согласно оперативному замыслу, изрядно разбавлены сирийскими добровольцами. Последние с этой целью прошли курс спецподготовки на базе королевского колледжа спецназа под Амманом, где отрабатывались этапы боевого слаживания с целью проведения операций по захвату арсеналов химического оружия. Примечательно, что после начала активной фазы ликвидации химоружия из Сирии указанные группы были распущены.

Таким образом, летом 2014 года Вашингтон пришел примерно к следующему итогу своей политики на сирийском направлении. Белый дом при активной лоббистской деятельности ЦРУ  и Пентагона сумел добиться от Эр-Рияда смещения самого главного своего антагониста в лице бывшего руководителя Управления общей разведки (УОР) КСА принца Бандара, являвшегося основным локомотивом накачивания вооруженного сегмента сирийского сопротивления откровенными исламистами. Такая позиция Вашингтон, безусловно, не устраивала вне зависимости от его отношения к Б.Асаду. При этом американцы не имели никакой внятной альтернативы. Сирийская свободная армия (ССА), считавшаяся условно «светской», и создававшаяся при прямой финансовой и организационной поддержке Анкары, ими в качестве таковой не учитывалась. Формально по причине «слабой поддержки среди сирийского населения», реально – в силу того, что руководство США категорически было не готово признавать ведущую роль Анкары (читай – ярого антагониста Б.Обамы в лице президента Турции Р.Т.Эрдогана) на сирийском направлении. Широко объявленные планы о создании совершенно нового вооруженного отряда сирийской оппозиции администрация Б.Обамы озвучила опять же осенью прошлого года, но до реального воплощения этих планов в жизнь дело так и не дошло.

Опять же по причине скрытой оппозиции таким планам со стороны саудовцев и турок. Их категорически не устраивал предложенный американцами формат и требования к членам будущего вооруженного формирования. В частности, Турцию категорически не устраивало намерение американцев привлечь в ряды вновь сформированных отрядов вооруженной оппозиции курдов, которые связаны в той или иной степени с Рабочей партией Курдистана (РПК). Саудовцы, естественно, были недовольны тем, что американцы оставляли «за бортом» лиц, связанных с просаудовскими исламистскими группировками в лице, прежде всего, «Джабхат ан-нусра». Отсюда последовали совершенно разрозненные действия союзников по антиасадовской коалиции в конце прошлого  и начале нынешнего года. Видимой чертой таких разногласий стала история блокады курдского анклава Кобани на приграничной к Турции сирийской территории. Анкара в данной ситуации решила руками исламистов максимально ослабить нелояльных им курдов и фактически блокировала поступление обороняющимся боеприпасов и добровольцев. Американцы же наоборот пошли на фактический союз с иранцами и организовали совместно с ними воздушный мост для поддержки курдов. Одновременно они начали жестко прессинговать турок на предмет организации логистического коридора через их территорию с целью переброски в Кобани подразделений отрядов пешмерга из Иракского Курдистана. В ответ Анкара демонстративно объявила о создании альтернативных от контроля ЦРУ США лагерей по подготовке боевиков на турецкой территории.

В этой ситуации говорить о реальном создании какой-либо внятной военной силы, способной на равных, как минимум, противостоять исламистам из «Джабхат ан-нусра» и ИГ уже не приходится. По крайней мере, в среднесрочной перспективе: для этого нет ни экономических, ни политических предпосылок. Отсюда закономерный и прагматический вывод о необходимости временного неформального примирения Вашингтона и Дамаска на очень короткий период времени. По крайней мере, до того периода времени, когда американцы смогут предъявить новую мощную военную силу на сирийском театре боевых действий. Причем силу условно доморощенную. А пока идет пусть и неофициальные, но все-таки консультации о взаимодействии в противодействии исламистам из ИГ. Отметим, что американцы осуществляют бомбардировки позиций исламистов в Сирии, и, несмотря на единичное заявление о нарушении США сирийского суверенитета, никакой другой реакции со стороны Дамаска не последовало. Нынешнее заявление Б.Асада надо оценивать, как «приглашение к танцу» и своеобразный зондаж возможности перевода пока негласного обмена разведданными в отношении целей ИГ на территории Сирии (он пока идет через посредничество иорданской разведки) на официальный уровень, на которое однозначно не будет позитивного  ответа от американской стороны. Но база для расширения неофициального сотрудничества уже готовится. И активная, но мало афишируемая работа Госдепартамента США по реанимации деятельности своего посольства в Дамаске хорошее тому подтверждение.

52.28MB | MySQL:103 | 0,536sec