Ситуация в Судане и Южном Судане: декабрь 2014 г.

Самым заметным событием декабря в Судане стал визит в эту страну главы МИД России Сергея Лаврова. 3 декабря в заявлении по итогам встречи с главой МИД Судана Али Карти С.Лавров сообщил о намерении Москвы развивать военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Хартумом. «Мы намерены развивать ВТС (с Суданом-авт.), имея ввиду то, чтобы оно не нарушило равновесие сил в регионе», — заявил российский министр.

Со своей стороны А.Карти сообщил, что кроме ВТС в ходе переговоров обсуждались различные аспекты взаимодействия в сфере добычи углеводородов.

В ходе визита российского министра принял президент Судана Омар аль-Башир. С.Лавров принял также участие в форуме по сотрудничеству между Россией и участниками Лиги арабских государств.

Хартум всеми силами пытается вырваться из международной изоляции, в которой он оказался после введения в 1997 г. против него Соединенными Штатами санкций. Поводом для введения санкций послужили нарушения прав человека, в которых обвинялся режим, а также обвинения в поддержке терроризма. Кроме того, О.аль-Башир объявлен в розыск Международным уголовным судом /МУС/ по обвинению в совершении преступлений против человечности в Дарфуре. В октябре президент Судана побывал с визитами в Египте и Саудовской Аравии.

В любом случае объявленное Москвой стремление развивать ВТС с Хартумом вызывает много вопросов. Международные организации уже не раз отмечали, что поставленное Россией оружие Судан использует против повстанцев, и в частности. в Дарфуре. В ответ на эти обвинения представители российских торгующих организаций указывали, что во всех  контрактах с Суданом имеется положение, обязывающее эту страну не использовать поставленное оружие против повстанцев, хотя все прекрасно понимают, что это положение изначально никто не собирался выполнять. Тем более, что проверить, выполняется ли оно на самом деле, практически невозможно.

3 декабря в Аддис-Абебе представители партий суданской оппозиции и повстанческих движений впервые подписали совместный документ, получивший название «Призыв Судана». В нем содержалось требование сформировать в Хартуме переходное правительство, которое должно руководить страной до назначенных на апрель 2015 г. выборов.

Документ, в частности, подписали Революционный фронт Судана – альянс повстанческих группировок, действующих в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан, а также в Дарфуре, крупнейшая оппозиционная партия «Умма», ряд других мелких оппозиционных партий и общественных организаций. В нем не содержалось требование отставки 70-летнего президента О.аль-Башира, который месяцем ранее заявил о своем намерении вновь баллотироваться на выборах.

7 декабря сотрудники Национальной службы разведки и безопасности (NISS) арестовали двух видных деятелей суданской оппозиции – лидера партии Национальные силы консенсуса Фарука Абу Иссу и главу одной из общественных организаций Амина Макки Мадани. Оба политика ранее подписали «Призыв Судана».

Представители других оппозиционных партий немедленно осудили действия властей.

В дальнейшем реакция Хартума на появление документа «Призыв Судана» была еще более жесткой. 12 декабря министр обороны Судана Абдеррахим Мухаммед Хусейн заявил, что новое наступление суданской армии позволит разбить все повстанческие группировки, действующие в Дарфуре, а также в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. При этом он не уточнил, началось или нет упомянутое им наступление.

Заявление министра обороны последовало три дня спустя после провала переговоров в Аддис-Абебе между правительством и повстанцами из Суданского народно-освободительного движения – Север (СНОД-С), ведущими вооруженную борьбу против Хартума с 2011 года в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан.

13 декабря президент О.аль-Башир приветствовал решение прокурора МУС Фату Бенсуды приостановить расследование относительно обвинений в адрес Хартума в совершении военных преступлений в Дарфуре. Это обвинение касалось лично главы Судана. Ф.Бенсуда приняла такое решение после того, как неоднократно критиковала Совет Безопасности ООН за бездеятельность в части, касающейся ареста президента Судана.

15 декабря международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» обвинила суданскую армию и союзные с ней милицейские формирования в совершении преступлений против гражданского населения в секторах штата Голубой Нил, которые контролируют суданские военные. Среди совершенных преступлений назывались, в частности, насилия, убийства, внесудебные аресты. Введенные Хартумом ограничения на въезд в штат Голубой Нил не дают возможности правозащитникам проверить эту информацию, основанную на свидетельствах беженцев.

«Хьюман Райтс Уотч» призвала Совет Безопасности ООН «установить эмбарго на поставки оружия правительству Судана и ввести адресные санкции против лиц, ответственных за совершенные преступления».

20 декабря глава Национальной избирательной комиссии Судана М.аль-Ассам объявил, что всеобщие выборы, первоначально запланированные на 2 апреля, перенесены на 13 апреля. К тому времени еще было не ясно, состоятся ли в день всеобщих выборов наряду с президентскими и парламентскими выборами выборы губернаторов, поскольку президент О.аль-Башир ранее предложил внести изменения в конституцию с тем, чтобы губернаторы назначались президентом.

По всей видимости исходя из предвыборных соображений (О.аль-Башир намерен вновь баллотироваться на выборах) 22 декабря министр финансов Судана объявил, что в 2015 г. власти намерены продолжить поддержание относительно низких цен на зерно и нефтепродукты. Они также не будут повышать налоги.

В сентябре 2013 г. власти резко снизили субвенции, направлявшиеся на поддержку низких цен на нефтепродукты, что повлекло за собой повышение цен на них на 60%. Это спровоцировало массовые манифестации протеста, при подавлении которых, по данным правозащитников, погибли свыше 200 человек.

В декабре Хартум продолжил «войну» против действующих в стране гуманитарных организаций, потребовав покинуть страну двух высокопоставленных сотрудников ООН. Это решение касалось координатора гуманитарных программ ООН в Судане подданного Иордании Али Заатари и Ивонн Эль, директриссы Программы ООН по развитию в Судане, голландки по национальности. Первый из них проработал в Судане 2 года, вторая – 1 год. Иорданца Хартум обвинил в «оскорблении» Судана в интервью норвежской прессе, голландку – в «двуличном» отношении к суданским властям.

ООН немедленно осудила решение суданских властей.

В декабре то вспыхивали, то затухали боевые действия в Южном Судане между правительственными войсками и повстанцами, конфликт между которыми разделил по этническому признаку сторонников президента Сальвы Киира (динка) и бывшего вице-президента Риека Машара (нуэр). По оценке экспертов ООН, развернувшиеся в начале декабря бои в штате Джонглей стали самыми интенсивными за последнее полугодие.

15 декабря исполнился год с начала конфликта в Южном Судане, что дало повод оценить его некоторые итоги и перспективы  урегулирования.

Самый главный «итог» — огромное число жертв этнических чисток,  которые вершились как правительственными войсками, так и повстанцами. Международная кризисная группа говорит о по меньшей мере 50 тысячах погибших, работающие в Джубе дипломаты говорят, что число убитых в два раза больше.

Из-за конфликта около 2 млн южносуданцев были вынуждены покинуть родные очаги. Примерно 500 тысяч из них укрылись в соседних странах, 100 тысяч — на базах миротворцев. Половина из 12-миллионного населения Южного Судана нуждается в гуманитарной помощи. Обе стороны конфликта рекрутировали в общей сложности до 12 тысяч детей — солдат, в то время как 400 тысяч детей не имеют возможности посещать школы, превратившиеся в казармы.

Угроза голода и отсутствие безопасных дорог вынудили гуманитарные организации прибегнуть к чрезвычайно дорогому парашютному способу доставки продуктов питания. Ранее такой способ использовал Международный Комитет Красного Креста в 1998 году в Афганистане.

ООН оценивает свои потребности для проведения гуманитарных операций в Южном Судане в 2015 г. в 1,8 млрд долларов.

Бессмысленные до сих пор переговоры между сторонами южносуданского конфликта, проводившиеся в самых дорогих отелях Аддис-Абебы обошлись в 20 – 40 млн долларов.

Что касается перспектив урегулирования конфликта, то они выглядят более чем туманными — ни одно из пяти заключенных перемирий не заработало, поскольку «партии войны» у каждой из сторон имеют явный перевес над «голубями». Как отметила в этой связи правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч», у сторон конфликта «напрочь отсутствует политическая воля» прекратить боевые действия и предать суду ответственных за массовые расправы из обоих лагерей. Наблюдатели опасаются, что боевые действия возобновятся сразу после того, как завершится сезон дождей.

Несмотря на все пессимистические прогнозы, 18 декабря в Аддис-Абебе возобновились мирные переговоры между участниками южносуданского конфликта. Изначально предполагалось, что они будут приостановлены 21 декабря в связи с приближением рождественских и новогодних праздников.

20 декабря Миссия ООН в Южном Судане (ЮНАМИС) распространила заявление, в котором обвинила повстанцев в массовых расправах над гражданским населением по этническому признаку в ходе наступления на город Бенти – столицу штата Единство — 29 октября 2014 г. Ранее этот город несколько раз переходил из рук в руки. Всякий раз смена «власти» влекла за собой этнические чистки. В настоящее время до 44 тысяч местных жителей укрываются на местной базе миротворцев.

52.2MB | MySQL:103 | 0,521sec