О предвыборной ситуации в Судане

Национальная избирательная комиссия (НИК) Судана опубликовала список из 15 кандидатов, которые будут участвовать в предстоящих в апреле с.г. президентских выборах. Одновременно с ними пройдут и парламентские выборы. Естественно, что в этот список входит и действующий президент О.аль-Башир. Отметим, что все остальные кандидаты относятся к категории «политических карликов» и не имеют реальных шансов составить достойную конкуренцию многолетнему лидеру страны. Основные политические партии выборы собираются бойкотировать. Это, прежде всего, традиционная партия Судана «Национальная партия Умма», лидер которой Садык аль-Махди в настоящее время находится в вынужденной эмиграции в Каире. Напомним, что именно С.аль-Махди победил на парламентских выборах в 1986 году и являлся премьер-министром вплоть до государственного переворота 1989 года, когда к власти пришли исламисты во главе с О.аль-Баширом. «Умма» в качестве обязательного условия своего участия в выборах называет внесение изменений в конституцию страны, которые бы жестко лимитировали срок пребывания у власти одного лица, а также, если рассматривать более глобально, положили бы конец монопольного права правящей Партии национального конгресса (ПНК). По словам С.аль-Махди, формирование общенационального правительства также является обязательным условием для возвращения махдистов в политическую жизнь. Требования «Уммы» поддержаны и еще двумя политическими тяжеловесами в лице руководителей Юнионистко-демократической партии (ЮДП) Мухаммеда Османа аль-Маргани и Партии народного конгресса» Хасана ат-Тураби. Последний за последние полгода также резко поменял свою позицию дважды: от резкого неприятия лично О.аль-Башира, который, собственно, и отстранил его от власти, к недавнему примирению, а теперь – вновь к отрицанию его монополии на президентское кресло.

Вся эта ситуация напрямую связана с отказом правящей партии делиться министерскими портфелями во вновь сформированном правительстве. Как предполагает ряд экспертов, речь идет, в данном случае, о переговорах в рамках консультаций (естественно, не афишируемых) между лидерами оппозиционных партий и О.аль-Баширом в отношении передачи им поста премьер-министра. На что, естественно, был получен жесткий отказ, что и вызвало нынешнюю позицию по бойкотированию всеобщих выборов. Таким образом, один из самых главных политических долгожителей на африканском континенте О.аль-Башир оказался в крайне неприятной ситуации. Если курс внутренней оппозиции на бойкотирование выборов сохранится, его очередное переизбрание будет сразу же поставлено под сомнение с точки зрения международной легитимизации. Это очень чувствительный момент для действующего президента, особенно с учетом висящего над ним «домоклова меча» в виде обвинительного вердикта Международного уголовного суда (МУС). Кроме того, возникает реальный сценарий союза между официальной оппозицией и повстанцами (Дарфур и штаты Южный Кордофан, Голубой Нил). К этому существуют все предпосылки с учетом личных встреч С.аль-Махди с руководством мятежных нуба. Помимо всего этого, обратим внимание на место «почетной эмиграции» лидера партии «Умма». Это Каир, и, несмотря на официальную «нейтральную» позицию нынешнего египетского руководства, предоставление убежища самому ярому антагонисту О.аль-Башира на сегодняшний день символично. По крайней мере, на Арабском Востоке так просто такие вещи не случаются. Из этого можно сделать вывод о том, что Каир при нынешнем руководстве будет предпринимать определенные шаги, в основном через предоставление своей «площадки», для процесса объединения всех оппонентов нынешнего суданского режима. Это предопределяется не только историческими причинами и глубинными противоречиями между природой нынешнего режима в Судане (чисто исламистского на платформе идеологии «Братьев-мусульман) и военными, подчеркнуто «светскими», властями в АРЕ. Эти противоречия выражаются, в том числе, и диаметрально разным подходом к вопросу поддержки различных сил в Ливии, которая является для Каира одной из важнейших проблем и своеобразным «оселком» в рамках возвращения АРЕ роли регионального крупного игрока. В этой связи предположим, что консультации с оппонентами администрация президента Судана будет вести до последнего момента с целью перетянуть их на свою сторону. По оценке ряда обозревателей, самым слабым местом в цепочке оппозиции является, безусловно, лидер ЮДП М.О.аль-Маргани.

При этом необходимо отметить, что официальные представители НИК устами своего председателя Мухтара аль-Асама категорически опровергли все слухи о возможном переносе даты выборов, но при этом обозначили, что в ряде регионов страны выборы могут быть перенесены на более поздний период времени или даже отложены. Это девять регионов Судана. В штатах Западный Кордофан, Южный Кордофан, Восточный Дарфур и Северный Кордофан выборы уже прошли и на них закономерно победила правящая партия.

Все эти события происходят во время разгоревшейся жесткой риторике между западными союзниками по вопросу продления эмбарго на поставки вооружения в Южный Судан. Примечательно, что главным сторонником отмены данного эмбарго выступает бывший представитель США в ООН С.Райс, которая оправданно считается главным лоббистом интересов южносуданского президента С.Киира. Собственно, ее можно с полным основанием считать главным архитектором создания еще одного «несостоятельного государства» на карте Африканского  континента. Против отмены такого эмбарго дружно выступают французы и британцы, что само по себе является в условиях нынешней «атлантической солидарности» уникальным случаем. Излишне говорить о том, что в случае отмены эмбарго будет простимулирован новый виток не только гражданской войны в самом Южном Судане, но и серьезно осложнит ситуацию в проблемных суданских штатах — Южный Кордофан и Голубой Нил. Тем более, что суданские спецслужбы уже на днях выступили с очередными заявлениями о том, что поток материально-технической помощи из Южного Судана мятежникам значительно возрос за последние три месяца. Таким образом, вновь Джубой предпринимается попытка открыть «второй фронт» исключительно с целью отвлечения внимания от проблемы системного кризиса власти в Южном Судане и стягивающегося вокруг С.Киира международного кольца неприятия.

52.19MB | MySQL:103 | 0,365sec