Давление на ХАМАС нарастает

Мы уже сообщали о том, что ХАМАС остался в результате своих внешнеполитических маневров фактически без союзников. Имеются в виду, прежде всего, традиционные спонсоры в лице Ирана и ливанской шиитской «Хизбаллы», а также перехватившего у них «эстафетную палочку» Катара. В результате сложных закулисных переговоров между аравийскими монархиями о сближении между собой, ХАМАС остался у «разбитого корыта». Особо остро для руководства организации стоит проблема выплаты зарплат бюрократическому аппарату в секторе Газа и финансирования силовых структур. И это не говоря уже о выделении денег на образование, медицину и т.п. Таким образом, подвергается серьезным рискам сама база популярности ХАМАСа, как, впрочем, и любой другой исламистской структуры, фундаментом которой является, в первую очередь, широкая программа поддержки социальной инфраструктуры. Без этого идеи социального равенства и справедливости, стоящие в корне идеологии «Братьев-мусульман» очень быстро размываются, и это не может не тревожить руководство ХАМАСа, прежде всего, в секторе Газа.

В этой связи ряд обозревателей высказали очередной вариант конспирологической версии происходящего. В основе — предательская роль Катара, который ловким маневром вывел ХАМАС из-под «зонтика» Ирана, посулив значительные финансовые средства за участие специалистов из ХАМАСа в обмене накопленным боевым опытом как в Сирии, так и непосредственно в самом Египте. Предложения современных «данайцев» по сути оказались всего лишь обещаниями и договорами о намерениях. Иран после такого маневра, естественно, все контакты с ХАМАСом свернул и пока на призывы о помощи, несмотря на регулярные визиты делегаций из сектора Газа в Тегеран за последние месяцы, не реагирует. Основным условиям потепления отношений остаются требования восстановить в полном объеме отношения с Дамаском, но президент Сирии Б.Асад этот вариант категорически отвергает. В этой связи эксперты делают вывод о том, что Доха такой маневр вполне могла осуществить по договоренности с США, хотя автор в такой сценарий особо не верит. Как и до конца в добрые намерения самих катарцев в связи с их мирными договоренностями с саудитами: ситуация с террористической активностью на Синае продолжается оставаться сложной.

Естественно, что трудностями, с которыми столкнулся  ХАМАС, стараются воспользоваться его традиционные оппоненты. Мы имеем в виду, прежде всего, руководство АРЕ и ФАТХа. 14 января с.г. глава Палестинской национальной автономии (ПНА) М.Аббас во время своей поездки в Каир обсудил с президентом АРЕ А.Ф.ас-Сиси пути ужесточения тактики удушения ХАМАС. В качестве «наконечника копья» в этих усилиях выбран бывший руководитель Службы превентивной безопасности (СПБ) ПНА М.Дахлан. Последний, как мы уже отмечали, активно обрабатывает руководство ХАМАСа в секторе Газа на предмет предоставления ему срочной финансовой помощи со стороны ОАЭ в обмен, разумеется, за определенные политические уступки. В том числе за сворачивание логистической и технической поддержки террористов на Синае. Египетский президент также обнародовал на встрече с палестинским лидером план дальнейшего ужесточения мер безопасности на границе с сектором Газа. Среди них активизация уничтожения системы тоннелей, а также серьезное усиление группировки египетских военных на границе с анклавом. Он также проинформировал М.Аббаса, о том, что КПП в Рафахе будет открываться или закрываться без предварительных консультаций с руководством ХАМАСа. Палестинский лидер в свою очередь попросил Каир усилить давление на хамасовское руководство сектора Газа для безусловного выполнения им апрельских договоренностей о создании коалиционного правительства ПНА. На встрече также присутствовали новый руководитель египетского мухабарата Тарик Абдулхини аль-Тухами, назначенный на этот пост 21 декабря с.г., и его палестинский коллега Маджид Фарадж. Между ними достигнута договоренность о расширении формата по обмену развединформацией в отношении активности ХАМАСа.

Вскрылись во время встречи и некоторые разногласия. Египетский президент жестко акцентировал внимание собеседника на том, что было бы крайне нежелательно запускать процедуру начала юридического расследования в отношении «преступлений» Израиля против палестинских целей в Международном уголовном суде (МУС) без выработки единой позиции по этому вопросу «всех арабских стран». М.Аббас наоборот планировал уже в самое ближайшее время такую процедуру «запустить», дабы добиться от Израиля начала нового раунда переговорного процесса. На протяжении последних нескольких месяцев лидер ПНА посетил некоторые из столиц арабских государств, где старался заручиться поддержкой своих планов. Большого успеха он не достиг. Особенно в рамках своих консультаций с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом, пока не принявшего окончательного решения о высылки главы ХАМАСа Х.Машаля из Дохи. Даже, несмотря на обещания, данные катарским руководством саудовским властям о прекращении поддержки глобального движения «Братья-мусульмане». Но в случае с МУС вопрос не только в сопротивлении Дохи. Дело в позиции Эр-Рияда, планирующего занять более активную позицию на палестинском направлении. И инициатива ОАЭ об оказании срочной финансовой помощи ХАМАСу, безусловно, свидетельствует об этом. Если этот сценарий будет осуществлен, то именно Саудовская Аравия и ОАЭ займут одну из лидирующих позиций в рамках палестино-израильского урегулирования. По крайней мере, новый саудовский монарх Салман имеет самые серьезные планы по этому вопросу.

52.29MB | MySQL:103 | 0,532sec