Израиль: план Либермана против плана Беннета

С приближением выборов в Кнессет обостряются конфликты (а по сути, словесные перепалки) между лидерами израильских партий. При этом конфликты между партиями, претендующими на принадлежность к одному лагерю — соответственно принятой в Израиле терминологии, правому (выступающему против территориальных уступок арабам) и левому (поддерживающему такие уступки) – как всегда в предвыборный период, зачастую бывают острее, чем конфликты между сторонниками двух противоборствующих идеологических лагерей. Этому явлению есть вполне разумное и понятное объяснение: партии одного идеологического лагеря борются за голоса одних и тех же (или близких) категорий избирателей.

В ходе нынешней избирательной кампании особый интерес представляет собой конфликт между лидером партии «Наш дом Израиль» (НДИ) министром иностранных дел Авигдором Либерманом и лидером партии «Еврейский дом» министром экономики Нафтали Беннетом. Для тех, кто внимательно следит за внутриизраильской политикой, не секрет, что оба эти политика претендуют на роль лидеров общенационального масштаба и потенциальных преемников нынешнего премьер-министра, лидера Ликуда Биньямина Нетаньяху. В этой связи оба они выдвигают свои собственные программы урегулирования арабо-израильского конфликта, традиционно находящегося в центре внешнеполитических интересов Израиля.

Нафтали Беннет подчеркивает в ходе избирательной кампании, что «Еврейский дом» — единственная израильская партия, открыто отрицающая выдвигаемый левыми план раздела Эрец-Исраэль (Палестины) на два государства – еврейское и арабское, в соответствии с принципом «два государства для двух народов». Это не совсем верно, поскольку есть и радикально-правая партия «Оцма ле-Исраэль» («Мощный Израиль») во главе с бывшим депутатом Кнессета Михаэлем Бен-Ари, которая так же не приемлет возможность создания арабского государства к западу от реки Иордан. Однако если говорить о крупных партиях, реально претендующих на управление страной, то здесь действительно у «Еврейского дома» нет конкурентов. Основываясь на упомянутом принципе, Беннет выдвинул свой план урегулирования, подчеркивая при этом, что «нет идеального решения для данного конфликта». В наиболее развернутом виде этот план был изложен им в статье, опубликованной на английском языке в «Уолл-стрит джорнел». Суть этого плана сводится к следующим пунктам:

  1. Израиль не будет вести переговоры с палестинским павительством, в состав которого входит ХАМАС, открыто выступающий за уничтожение Государства Израиль.
  2. Израиль аннексирует в одностороннем порядке находящиеся под его полным контролем зоны С Иудеи и Самарии (Западного берега в соответствии с арабской терминологией), в которых сконцентрировано еврейское население .
  3. Палестинские арабы будут самостоятельно управлять гражданской жизнью районов, определяемых в настоящее время, как зоны А (полный контроль Палестинской национальной администрации) и зоны  В (гражданский контроль ПНА, военный контроль Израиля).
  4. Арабам проживающим в зонах С (по максимальным оценкам, до 700 тысяч человек, в реальности – намного меньше) будет предоставлен статус постоянных жителей Израиля с возможностью получения в дальнейшем полноценного израильского гражданства (по принципу, применяемому к арабам аннексированного Израилем еще в 1967 году Восточного Иерусалима).
  5. Израиль снимет все блок-посты в Иудее и Самарии и позволит палестинским арабом свободно передвигаться по всей территории страны.
  6. Израиль будет способствовать развитию экономики районов, находящихся под управлением ПНА.

 

Лидер «Еврейского дома» утверждает, что в результате реализации предлагаемого им плана, значительно сократится площадь территорий, являющихся предметом спора. Учитывая, что зоны С составляют более 50 % площади Западного берега, с этим нельзя не согласиться. Помимо этого, Нафтали Беннет туманно намекает на возможность появления в будущем какого-то удобоваримого решения проблемы зон В и С, которые в случае аннексии зон С превратятся в не имеющие между собой непосредственной связи и окруженные со всех сторон суверенной территорией Израиля анклавы. «Израиль – это нация старт-апов, — написал он в «Уоллс-стрит джорнел», — Пришло время построить региональный старт-ап». Возможно, под этой фразой подразумевается надежда привлечь к окончательному разрешению конфликта Иорданию.

 

Что касается Авигдора Либермана, то за последние месяцы он сделал целый ряд заявлений, трактуемых его оппонентами как «реверансы в сторону левых». Тем не менее, в недавнем интервью израильской радиостанции «Галей ЦАХАЛ» лидер НДИ заявил: «Мы – единственная правая партия, существующая в Израиле. Все остальные – либо популисты, либо люди, действующие по принципу «сиди и ничего не делай». Далее он прямо обвинил в популизме Нафтали Беннета. По словам Либермана, «Когда Беннет говорит о распространении израильского суверенитета на Иудею и Самарию, ему ясно, что это невозможно». Основной причиной невозможности распространения израильского суверенитета на Иудеию и Самарию является, по мнению Либермана, ожидаемая реакция ЕС и США, с которыми Израиль связан экономически теснейшим образом, а также угроза превращения Израиля в двунациональное государство (последний довод обычно приводится в таких случаях израильскими левыми и центристами).

Каков же план урегулирования, предлагаемый Либерманом? Если судить по лозунгу НДИ в нынешней избирательной кампании – «Ариэль – в Израиль, Ум эль-Фахм» — в Палестину», речь идет о его старом, много раз раскритикованном, но никогда не излагавшемся детально плане передачи мест компактного проживания израильских граждан арабской национальности (город Ум эль-Фахем – как символ) в состав ПНА (будущего палестинского государства), а крупных еврейских поселений Иудеи и Самарии (город Ариэль – как символ) – в состав Израиля. То есть, Либерман предлагает новый раздел страны к западу от Иордана по этническому принципу. Из-за чересполосного проживания евреев и арабов этот план представляется гораздо менее осуществимым, чем план Беннета. К тому же и план Либермана подразумевает аннексию Израилем части территории Иудеи и Самарии (а как же реакция ЕС и США?). В довершение ко всему израильские арабы резко возражают против лишения их израильского гражданства со всеми несомненными материальными преимуществами, которое оно предоставляет по сравнению с гражданством любого арабского государства (социальное страхование, медицинское страхование, высокий уровень жизни, право безвизового въезда в ЕС и т.д. и т.п.). Представители израильских арабов уже многократно обвиняли НДИ и Либермана лично в расизме в связи с упомянутым планом. Представляется, что к плану Либермана гораздо в большей степени, чем к плану Беннета, может быть применен термин «популизм». Однако даже в самом факте общественного обсуждения этого плана с точки зрения израильтян, поддерживающих НДИ (и не только их), есть несомненная практическая польза – он хотя бы отчасти «ставит на место» арабских граждан Израиля, привыкших считать блага, проистекающий из того факта, что у них есть израильское гражданство, самими собой разумеющимися.

Однако с большой степенью уверенности можно утверждать, что после предстоящих через пару месяцев выборов и план Беннета, и план Либермана будут обсуждаться (хотя и с меньшими эмоциями, чем сейчас), но не будут реализованы. Время этих политиков возглавить еврейское государство и реализовывать (или не реализовывать декларируемые ими планы) придет не после ближайших выборов, а после тех выборов, которые последуют за ними. А пока правительство снова возглавит Биньямин Нетаньяху, ведущий себя в вопросе урегулирования конфликта с палестинскими арабами, пользуясь словами Либермана, по принципу – «сиди и ничего не делай».

52.2MB | MySQL:103 | 0,532sec