О развитии политической ситуации в Ливии

В Ливии и Женеве при активном посредничестве главы миссии ООН Б.Леона продолжаются трудные переговоры между противоборствующими сторонами о достижении некого компромисса. Напомним, что в стране сейчас существуют фактически два центра силы: условно правительство и старый состав Всеобщего национального конгресса (ВНК), которые базируются в Триполи, и новый парламент Палата представителей (ПП) со своим правительством во главе с бывшим министром обороны Ливии А.ат-Тани, заседающих в Тобруке. Это очень формальное разделение, поскольку на самом деле в современной Ливии несколько центров силы, четко разделяющихся по кланово-племенному принципу. Это вооруженные милиции Бенгази и Мисураты; формально пока нейтральные к конфликту племена варфалла и каддафа; туареги на юге, мощный племенной клан зидан на западе; а также проегипетская сила в лице генерала Х.Хафтара, который с осени прошлого года ведет военную операцию против исламистов из коалиции «Аль-Фаджр». Основными переговорщиками в данный период времени являются как раз мисуратовцы, бенгазийцы и силы, стоящие за нынешним составом ПП, которые также неоднородны. По крайней мере, те же мисуратовцы и бенгазийцы активно ведут сепаратные друг от друга консультации с представителями в Тобруке. Цель данных консультаций очень прозаичная — каждая из сил стремится сохранить за собой формально «контрольный пакет» в будущей системе исполнительной и законодательной власти в Ливии. Собственно, и весь конфликт разгорелся ровно из-за того, что старый состав ВНК, в котором большинство составляют исламисты, в том числе и крайне радикального толка,  оказался по большому счету не у дел после проведения выборов в ПП. Формально непризнание этих выборов со стороны исламистов Мисураты и Бенгази и было вызвано тем, что их представительство в ПП сильно сократилось, а значит и их возможность влиять на процессы, происходящие, прежде всего, в сфере добычи и экспорта углеводородов. В общем-то, иных кардинальных причин для того, чтобы сначала бойкотировать выборы в ПП, а затем не признавать их итог не существует. Исламистам было предложено поделиться, а они этого, понятно, делать не захотели.
Пока основным камнем преткновения на переговорах остается признание в качестве самостоятельной политической силы генерала Х.Хафтара, который при активной поддержке Каира проводит с разным успехом свою военную операцию против исламистов из Бенгази. Он не признается не только последними, что понятно, но и Западом, который назвал его «ястребом, мешающим конструктивному проведению переговорного процесса». Довольно странная позиция, в которой явно проглядывается попытка не допустить регионального усиления прежде всего  Египта. Формально Х.Хафтар подчиняется правительству в Тобруке, но в последнее время он стал проявлять все растущую нервозность в отношении попыток главы «нового» правительства А.ат-Тани сепаратно договориться с руководством военного совета в Бенгази. Его попытки — сначала прилететь в этот город, что было заблокировано силовиками Х.Хафтара, а затем доехать туда же на автомашине — были расценены генералом, как предательство. Возникла реальная угроза возобновления воздушных бомбардировок авиацией Х.Хавтара (читай — египетскими ВВС), что могло отбросить любые попытки договориться далеко назад. Необходимо отметить, что Х.Хафтар знает, что делает, и его демарш уже привел к определенным результатам.
Так, в частности, в ответ на демарш Х.Хафтара А.ат-Тани был вынужден отправить в отставку своего министра внутренних дел Омара аль-Санки, который являлся ярым оппонентом генерала и основным организатором интриг против него. Его заменил бывший полицейский капитан М.Бушрара, который как раз является сторонником генерала Х.Хафтара. Этим шагом А.ат-Тани четко дал сигнал о том, что он определился со своими, если не симпатиями (о них говорить сложно), то, по крайней мере, приоритетами в выборе своих союзников. Это был для него сложный шаг, поскольку грозит очень серьезными последствиями. Прежде всего, срывом переговоров с исламистами, расценивающих Х.Хафтара, как будущего диктатора Ливии и свою основную угрозу. Это уже косвенно подтверждают пресс-релизы по итогам последних по времени переговоров противоборствующих сторон, которые проходили на прошлой неделе в ливийском оазисе Гадамесе. По словам ооновского эмиссара Б.Леона, их участники сошлись во мнении по двум главным пунктам: «необходимости ускорить диалог и принять соответствующие решения в экстренном порядке», а также «выразили глубокую озабоченность в связи с продолжающимися боевыми действиями в различных уголках страны». Заявления Б.Леона о том, что данные консультации были «самыми успешными» и в скором времени приведут к позитивным реальным подвижкам, отнесем больше к желаемому, чем к реальности. А.ат-Тани должен при этом учитывать реальность. Х.Хафтар в последнее время серьезно нарастил «мускулы» и является, пожалуй, единственной реальной военной силой на востоке страны. Он в состоянии серьезно «поддавливать» исламистов к позитивной позиции на переговорах, а в перспективе — и решить вопрос чисто военными способами. В частности, взятие Бенгази, если это произойдет, способно кардинальным образом переломить ситуацию в пользу Тобрука. Пока генерал закрепился только в морском порту этого города, но с помощью египетской воздушной поддержки вполне способен и рискнуть ввязаться в уличные бои. Сейчас среди сторонников Х.Хафтара следует отметить Юниса Букхмаду, который командует специальными силами нового правительства, начальника генерального штаба Абдерразака Надхури и одного из ярких силовиков на востоке Ливии — Мухаммеда Хиджази, который является «правой рукой» Х.Хафтара. Кроме того, представители большинства племен востока Ливии, собравшиеся в штаб-квартире генерала в Аль-Марджи 9 февраля с.г., выразили ему свой поддержку, что, безусловно, должны будут учитывать как в Триполи, так и в Тобруке. Ну и, конечно, Каир, который тайно и явно присутствует за спиной Х.Хафтара и так просто от него не откажется. Это совершенно не означает, что в новом парламенте в Тобруке генерала не осталось оппонентов. Другой вопрос, что у них нет реальной военной силы, а это сейчас в Ливии является решающим аргументом.

52.29MB | MySQL:103 | 0,493sec