О реакции шиитского духовенства на смену власти в Саудовской Аравии

Смерть саудовского короля Абдаллы бин Абдель Азиза 23 января с.г. вызвала смешанную реакцию в среде шиитской элиты Ирана и Ирака. С одной стороны, король Абдалла был главой государства, являющегося основным идеологическим и геополитическим антагонистом Ирана в регионе. Ирано-саудовское соперничество в настоящее время не только носит характер «холодной войны», но и вызвало ряд региональных военно—политических конфликтов, самым серьезным из которых является гражданская война в Сирии. Геополитическое соперничество между двумя странами разворачивается в Сирии, Ираке, Ливане, Йемене, на Бахрейне. У иракских шиитов также нет оснований испытывать особо теплые чувства к саудовскому монархическому режиму, учитывая постоянные действия  королевства по дестабилизации обстановки в стране и поддержку всех противников шиитских партий – от бывших баасистов до «Аль-Каиды».

В то же время по сравнению с другими представителями династии Аль Саудов король Абдалла был достаточно умеренным монархом, настроенным на диалог с шиитами. Известна его дружба в семидесятые годы прошлого века с основателем шиитского движения «Амаль» в Ливане шейхом Мусой ас-Садром. В девяностые годы прошлого века, будучи наследником престола, он способствовал процессу национального примирения с группировкой «Хизбалла в Хиджазе». При нем относительно улучшилась ситуация шиитского меньшинства в провинции Шаркийя (Катиф и Аль-Хаса). Он установил отношения делового сотрудничества с шиитскими религиозными лидерами КСА – Хасаном ас-Саффаром и Хашемом ас-Сальманом. Известно, что власть в Саудовской Аравии во многом разделяется между правящим домом Аль Саудов и ваххабитскими религиозными институтами, возглавляемыми потомками Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. К последним относится и нынешний муфтий королевства Абдель Азиз бин Абдалла Аль аш-Шейх. Покойный король Абдалла не принадлежал к экстремистскому в религиозном отношении крылу правящей семьи, и влияние ваххабитских религиозных институтов на него было минимальным. В отличие от многих своих родственников он не получил религиозное образование в ваххабитском медресе. Более того, иногда он даже делал робкие попытки пресечь действия экстремистских проповедников. Например, в 2013 году радикальный салафитский проповедник Мухаммед Урайфи был арестован за свои заявления, касающиеся ситуации в Сирии и в Египте. Рост влияния террористической организации «Исламское государство» побуждал Абдаллу принимать меры по нормализации отношений с Ираком. В ноябре прошлого года появилась информация о намерении КСА после 25-летнего перерыва открыть посольство в Багдаде.

Еще до смерти Абдаллы его тяжелая болезнь и проблема престолонаследия в Саудовской Аравии вызвали ряд комментариев со стороны шиитских теологов. При этом большая часть из них связывала предстоящий уход Абдаллы с наступлением последних времен и приходом Махди. Согласно книге «250 знаков, возвещающих приход Имама Махди», «после того как уйдет султан, носящий имя зверя, к власти придет человек по имени Абдалла. Тому, кто известит о смерти этого человека, я скажу, что приход скрытого Имама Махди близок». Один из иранских профессоров теологического университета в Куме связывает эти пророчества с королем Фахдом, одно из значений его имени совпадает с названием хищного зверя, и королем Абдаллой. В книге шиитских хадисов «Бихар аль-Анвар», приписываемой шестому Имаму Джафару Садыку, сказано: «Когда Абдалла умрет, люди не придут к согласию по поводу его преемника. Столетнее правление подойдет к концу». Некоторые шиитские богословы понимают под «столетним правлением» срок нахождения у власти династии Аль Саудов. Интересно, что шиитские богословы нашли в хадисах Имамов и предсказания появления «Исламского государства». Так в комментариях на известный сборник изречений Имама Али «Нахдж аль-балага» приводится один из хадисов этого Имама: «Когда ты увидишь черные флаги, не примыкай к ним, поскольку их призывы пусты и ничего не стоят. Сердца этих людей тверды как железо, и у них нет чести, чтобы сдержать свои обещания. Ты узнаешь их по именам и прозвищам, которые носят названия городов». В этом религиозные шииты видят аллюзию на фамилию Абу Бакра аль-Багдади (от города Багдад).

Однако наряду с мистическими комментариями и ожиданиями в шиитском сообществе присутствуют и вполне рациональные оценки смены власти в Саудовской Аравии и дальнейших перспектив развития шиитско-суннитских отношений. Ряд представителей консервативного шиитского духовенства встретили известие о смерти Абдаллы с нескрываемой радостью. Например, великий аятолла Ахмад Джаннати во время проповеди в одной из мечетей Тегерана выразил удовлетворение смертью саудовского короля и описал его как «Кураха Саудовской Аравии», сделав аллюзию на персонаж, являющийся символом коррупции в исламе. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива выступил с резким заявлением по этому поводу, в котором поведение Ахмада Джаннати осуждалось, и было охарактеризовано как «враждебное». В то же время официальная реакция иранских властей на смерть короля КСА была выдержана в рамках дипломатического протокола. Президент ИРИ Хасан Роухани послал свое соболезнование руководству Саудовской Аравии. Министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф прервал свое пребывание в Швейцарии, чтобы вылететь в Эр-Рияд на похороны короля. Саудовскую Аравию для участия в похоронах короля Абдаллы посетила и высокопоставленная иракская делегация во главе с президентом Ирака Фуадом Маасумом и спикером парламента Салимом аль-Джабури. Впрочем, депутат иракского парламента Ханан аль-Фатлауи поместила в своем Фейсбуке саркастические комментарии к этому визиту, отметив: «Почему мы послали такую большую делегацию в страну, которая даже не имеет с нами дипломатических отношений? Разве хоть один высокопоставленный саудовский деятель за последние 25 лет посетил Ирак?». Многие иранские газеты поместили фотографии покойного короля Абдаллы рядом с имамом Мусой ас-Садром, присутствующим при символическом уничтожении брошюр антишиитского содержания.

Многие аналитики в Иране и в Ираке склоняются к тому, что отношения этих стран с КСА при преемнике Абдаллы не будут легче. Не ожидают они и разрядки напряженности в ирано-саудовских отношениях, идею которой летом прошлого года продвигал президент Ирана Хасан Роухани. По мнению иракского политолога Нибраса аль-Кадими те, кто ожидают улучшения иракско-саудовских отношений при новом короле Салмане, глубоко ошибаются. Он считает, что Ирак утратил шанс нормализовать связи с могущественным соседом на южной границе. Эти выводы он мотивирует как принадлежностью Салмана бин Абдель Азиза к консервативной части правящей семьи и его близостью к ваххабитскому духовенству, так и информацией о прошлых связях нового саудовского монарха с «Аль-Каидой». Например, французский журнал Afrique-Asie  опубликовал недавно информацию о помощи, оказывавшейся Салманом в 80-е-90-е годы прошлого века моджахедам в Афганистане и исламистам в Боснии по линии «Аль-Каиды». Таким образом, после «смены караула» в КСА суннитско-шиитский конфликт вступает в новый, непростой виток.

52.07MB | MySQL:103 | 0,617sec