Образ израильского политика в преддверии выборов в Кнессет 20-го созыва

По мере приближения к дате 17 марта 2015 г., на которую намечены досрочные выборы в Кнессет, растет количество опросов, чьи авторы делают попытки спрогнозировать исход предвыборной гонки. Впрочем, интерес представляют не только данные, позволяющие судить о количестве мандатов, которые может получить та или иная партия, но и то, как себя проявили конкретные политические фигуры. Некоторые из них уже скоро смогут претендовать на ответственные правительственные посты, но и оставшиеся не у дел кандидаты, так просто не покидают  израильский политический небосклон. В этой связи целесообразно проанализировать агитационные видео, в которых приняли участие Б.Нетаньяху, А.Либерман, Н.Беннет, Я.Лапид, З.Гальон[i].

Действующий премьер министр Израиля Б.Нетаньяху на начальном этапе борьбы решил привлечь для своих предвыборных роликов детей. Первый сюжет, появившийся на эту тему, стал к настоящему моменту, пожалуй, наиболее провокационным для его партии.  Представ в роли воспитателя детского сада, лидер Ликуда поочередно обращался к своим «воспитанникам», которых сыграли юные актеры, то призывая Яира не сломать счеты, то пытаясь успокоить Ципи, бегающую по комнате и переворачивающую вверх дном все, что в ней находится. Этот ролик спровоцировал немало критики, прежде всего, со стороны избирательной комиссии страны, ввиду того, что в Израиле существует законодательный запрет на участие детей в предвыборной агитации. Партия Ликуд была вынуждена выплатить 5 тыс. шекелей в качестве компенсации, а само видео было снято с трансляции по израильскому телевидению. Задача полного изъятия ролика из сети Интернет пока, похоже, не увенчалась успехом, уж слишком пользователям полюбились дети, играющие в образе израильских политиков с танками или пытающиеся сесть одновременно на один стул.

Второй ролик, в целом, был создан в том же ключе, однако, в нем дети только подразумевались, а пара родителей, ожидавших няню, получила, цитируя само видео, «Биби-ситтера» (Bibi sitter). Исполнив роль воспитателя во второй раз, Б.Нетаньяху рассказал о том, что все, кого беспокоит будущее их детей, должны отдать предпочтение Ликуду. Также не забыл он упомянуть и о недостатках своих прямых конкурентов Ципи и Бужи. Последний, вероятно, за свое видение перспектив палестино-израильского урегулирования, предстал как бэби-ситтер, который к возвращению родителей «отдаст и ковер». Интересно, что Б.Нетаньяху не обошелся и без самоиронии, по аналогии с устроителями Олимпиады в Сочи в 2014 г., посмеявшимися на закрытии над нераскрывшимся олимпийским кольцом, в завершении данного предвыборного ролика политик с улыбкой просматривает свой первый сюжет. В третьем ролике, появившемся в феврале 2015 г., действующий премьер-министр предстает уже не в образе воспитателя для маленьких детей, а скорее наставника для своего менее опытного помощника, стремящегося реагировать на сенсации. Тем самым Б.Нетаньяху подчеркивает, что лишь Ликуд гарантирует, что будет работать исключительно над разрешением важных для государства задач. Впрочем, без иронии не обошлось и на этот раз. Финальной фразой сюжета стала просьба принести мороженое. Тем самым Б.Нетаньяху косвенно обратился к истории двухлетней давности, когда израильское экономическое издание Calcalist сообщило о непомерном потреблении премьер-министром и его семьей ванильной и фисташковой разновидности этого десерта, за который расплачивались израильские налогоплательщики.

Примечательно, что сразу несколько политиков попытались сыграть на контрасте с образом премьер-министра, а не придумывать собственные приемы и способы привлечения электората. К примеру, блоком «Сионистский лагерь» был подготовлен предвыборный ролик, в котором используется упоминавшееся выше изображение Б.Нетаньяху, в котором он просматривает свое видео, однако, на экране в этот момент демонстрируются кадры домов израильтян, разрушенных в ходе ракетных обстрелов ХАМАСа. Еще один материал из их штаба, названный по аналогии с нашумевшей книгой «50 оттенков черного», рассказывает о провалах, связанных с руководством страной Б.Нетаньяху. В том же ключе был выполнен и ролик партии «Еш атид», который можно озаглавить «Или — или», В нем Я.Лапид представляет инициативы его партии на контрасте со взглядами действующего премьер-министра.

Как показала предвыборная гонка, лидеру партии «Байт Йехуди» Нафтали Беннету оказалась близка более театральная манера изложения своей предвыборной кампании в видеоматериалах, для чего он, прежде всего, решил прибегнуть к переодеванию. В получившем наибольшую популярность ролике, министр экономики предстает в образе, получившем в израильских газетах название «Тель-авивский хипстер». С накладной бородой и мопсом на поводке он постоянно извиняется за поступки окружающих от разлитой чашки кофе до разбитой машины. Во втором видео в центре внимания уже не сам Н.Беннет, а некий пациент, который явно находится на грани жизни и смерти. По уверениям медсестры, на протяжении 20 лет его лечили разными средствами от «Осло-1» до «освобождения террористов», однако, рецептом, который может его спасти является «Байт Йехуди, хотя бы 4 года».  Сквозной темой, пронизывающей оба предвыборных сюжета стало желание лидера «Еврейского дома» стать ближе к избирателям, показать себя «братом», не просто знающим нужды людей, но и живущим среди них. Как и у премьер-министра, подражатель появился и у Н.Беннета. Им стала лидер партии МЕРЕЦ З.Гальон. В коротком сюжете, снятом, скорее, в жанре «фильм о фильме», политик переодевается в представительницу ультраортодоксального населения Израиля, что сопровождается фразой о том, что партия никого не высмеивает. В дальнейшем для этой партии театральная тематика переросла, скорее, в карнавальную, что стало очевидным с появлением весьма странного предвыборного ролика на тему свадьбы.

На начальном этапе предвыборной гонки Н.Беннет сделал попытку обращения к русскоязычному сегменту избирателей, поздравив их с Новым годом. В видео, длящемся меньше полутора минут, политик готовит салат «Оливье», сравнивая разнообразие его ингредиентов с народом Израиля. Впрочем, благие намерения сыграли с министром злую шутку. Разумеется, опыт экс-лидера Аводы Ш.Яхимович, чьи парламентские помощники в 2012 г. записали ролик, в котором рассказывали, что быть русским означает «вешать ковер на стену и есть все со сметаной», ему повторить не удалось. Однако этим шагом он все же спровоцировал недовольство вниманием к светскому Новому году со стороны некоторых коллег, а также, по мнению ряда русскоязычных избирателей, выступил с поздравлением исключительно из соображений политической борьбы.

Обращаясь к «русской» теме в предвыборных роликах ведущих израильских партий, разумеется, нельзя не уделить внимание НДИ. Учитывая все сложности, возникшие на политическом пути партии, внимание к репатриантам из СССР/СНГ вновь вышло на первый план ее работы. В этой связи и в предвыборных видео было принято решение обратиться к уже знакомому приему – приглашению известного российского исполнителя. В прошлом с этой ролью весьма успешно справлялся А.Розенбаум, а на этот раз в поддержку А.Либермана выступил А.Макаревич. В коротком ролике, опубликованном на официальном сайте партии 16 февраля 2015 г., лидер НДИ сидит за пультом звукорежиссера, а лидер «Машины времени» исполняет песню «не стоит прогибаться под изменчивый мир», являющуюся главным слоганом сюжета. Таким образом, в русскоязычной кампании действующего главы МИД Израиля основным акцентом стала тема «несломленности», связанная, прежде всего с коррупционным скандалом вокруг НДИ. Она представляется особенно интересной в контексте приема, судя по всему, заимствованного  А.Либерманом у Н.Г. Чернышевского. Выступая в конце прошлого года в Ариэле во время съезда актива партии «Наш дом Израиль», политик рассказал, что ему приснилось, что следователи, которые в прошлом вели его дело «поклялись друг другу остановить Авигдора Либермана»[ii]. Кроме того, приведенная строчка из песни вполне выражает стратегию действий лидера НДИ в случае, если его партии все же удастся получить портфель министра обороны.

В целом, разнообразие и неоднозначность израильских предвыборных роликов в преддверии мартовских выборов в Кнессет уже сделала их самостоятельным явлением, привлекающим внимание СМИ как внутри страны, та и за ее пределами. Созданные видео-материалы фактически разделились на несколько жанров и создали еще одно поле для политической борьбы. Оценивая их основных действующих лиц, коими являются главы ведущих израильских политических партий, следует уделить внимание таким факторам, как способность к самоиронии и сдержанное отношение к политическим противникам. В первом вопросе, пожалуй, больше остальных преуспел Б.Нетаньяху, вопреки всем законам жанра сумевший не потеряться даже на фоне детей. В том, что касается второй задачи, то справиться с ней должным образом не удалось фактически никому. Однако приемы, использованные блоком «Сионистский лагерь», кажутся наиболее неуместным. Учитывая успехи А.Либермана в работе, направленной на изменение имиджа Израиля на международной арене, ему стоило бы сделать более смелые предвыборные материалы. Ощущение незавершенности остается и от роликов, подготовленных в штабе «Еш атид», чей лидер Я.Лапид лучше остальных должен быть знаком с работой СМИ. По традиции без внимания не осталась и «русская тема», при раскрытии которой в предвыборных видео израильских политиков вновь и вновь присутствуют уже известные штампы, нетипичные для материалов, создаваемых для других сегментов избирателей.

[i]                 Статья подготовлена по материалам Youtube каналов Б.Нетаньяху, Н.Беннета, партий «Наш Дом Израиль», «Еш атид», МЕРЕЦ

[ii]              Цит. по: «Этого русского надо остановить!» // Официальный сайт партии «Исраэль Бейтену». 31.12.2014. URL: http://www.ndi.org.il/liberman-son/

52.51MB | MySQL:103 | 0,462sec