Размышления после казни египетских коптов в Ливии

Египетская  авиация нанесла серию воздушных ударов по позициям ливийских сторонников «Исламского государства» (ИГ) на востоке Ливии. Произошло это после публичной казни исламистами  египетских коптов, которые находились в стране на заработках. Отметим несколько принципиальных моментов.

Казнь египтян произошла по классическим канонам видео-жанра, выработанного и апробированного на практике режиссерами и постановщиками ИГ. Другими словами, сформировался некий единый стиль видео-ряда, который присущ исключительно ИГ. Это, безусловно, новое слово в тактике мирового джихадизма, ничего подобного у той же  «Аль-Каиды» не было. Существовало несколько исламистских сайтов, которые представляли собой своеобразную корзину для сбора разношерстных видео-материалов, а также довольно убогих и малограмотных в своей основной массе комментариев блогеров. За видео-рядом ИГ видится не только профессиональный почерк (довольно красочно-жутковатый, а отсюда и привлекательный для зрителей) одних и тех же режиссеров и авторов, но также общие приемы и стиль. Для чего это делается? Прежде всего, конечно, для оказания должного пропагандистского эффекта. Но есть и другой момент. Вспомним, как в свое время «Аль-Каида» провозгласила автономность своих ячеек по всему миру, отказавшись от целенаправленного финансирования и предоставив им свободу действий. То есть, руководство в Пакистане определяло общую цель, а приверженцы «на местах» сами устанавливали конкретные объекты в этом формате. При этом приверженность  «Аль-Каиде» каждая ячейка провозглашала самостоятельно, зачастую очень невнятно. С ИГ совершенно другая ситуация. Универсальным «объединителем» становится общий сайт с однотипным для всех отделений видео-рядом. И это является единой визитной карточкой, что очень принципиально. Таким образом, экспансия ИГ отслеживается не на основе обрывочных заявлений отдельных главарей в разных концах мира, а в форме определенного почерка видео-ряда. И это на данный период времени является основным показателем причастности того или иного филиала джихадистов к управлению из единого центра. Рискнем предположить, что им является по-прежнему Доха, которая стояла за возникновением иракского и сирийского отделения ИГ, террористической группы на Синае «Ансар Байт аль-Макдис», признавшей себя филиалом ИГ, и которая продолжает оказывать серьезное влияние на ливийских джихадистов из коалиции «Аль-Фаджр». Общим местом для всех этих организаций является верность ИГ, ставшая естественным противовесом «Аль-Каиды» на площадке международного джихадизма. Несмотря на все внешние «замирения» между саудитами и катарцами рискнем предположить, что эта конкуренция за влияние в мусульманском мире с использованием исламистского фактора будет продолжаться в среднесрочной перспективе с различной степенью интенсивности.

Возвратимся к ливийской ситуации. Как бы цинично это не звучало, но если бы казни коптов не было, то ее следовало бы придумать. По крайней мере, такие мысли возникают, исходя из реакции Каира на произошедшее. Казнь египтян боевиками, входящих в «Аль-Фаджр», открыла президенту АРЕ А.Ф.ас-Сиси путь к легализации своего прямого военного участия в ливийском конфликте. Удары ВВС АРЕ по позициям боевиков теперь приобретают характер не просто тайной поддержки отрядов своей основной креатуры генерала Х.Хафтара, который проводит операцию «Достоинство» на востоке страны, но и активного участия в международной контртеррористической коалиции. Обратим внимание на синхронное с бомбардировками заявление президента АРЕ «о необходимости санкционирования ООН международной интервенции против ливийского филиала ИГ». Такое решение Совета Безопасности ООН, безусловно, даст Египту мощный козырь для своего участия в наземной фазе операции по ликвидации структур исламистов, в первую очередь, в Бенгази и вокруг него. Х.Хафтару удалось пока закрепиться в морском порту, опять же не без помощи той же египетской авиации, которая действовала под видом ливийских ВВС. При этом в Каире четко отдают себе отчет в том, что никто из иностранных государств в «международной интервенции» участвовать не будет, а мандат дает возможность египетским военным беспрепятственно войти в Ливию без оглядки на США и другие страны Запада. Недаром авиаудары по позициям ливийских исламистов египтяне принципиально в отличие от иорданцев с американцами не согласовывали. И все потому, что Белый дом своего «добра» на такую интервенцию в Ливию Каиру не даст. Б.Обама по-прежнему считает приход к власти военных в АРЕ государственным переворотом, что накладывает свой негативный отпечаток не только на двусторонние отношения (отсюда и резкий реверанс Каира в сторону Москвы), но и на видение Вашингтона целесообразности вмешательства египтян в дела соседней Ливии. а это соответственно  формирует отношение США к креатурам А.Ф.ас-Сиси среди  ливийских полевых командиров.

Отметим, что Х.Хафтар имеет на Западе репутацию «ястреба», которого нельзя допускать к переговорам по достижению консенсуса между сторонами в отношении будущего формирования нового правительства страны. Ситуация с казнью египетских заложников дает возможность египтянам не просто легализовать Х.Хафтара как весомую политическую фигуру, но и полностью поддержать его авиаподдержкой, а также силами спецназа для захвата Бенгази. Взятие этого города по оценке Каира, должно поставить точку во внутренней сумятице в Ливии, привести к созданию компромиссного органа управления и резко усилить влияние Каира в этой стране. Бомбардировка египтянами Дерны в качестве ответной меры за казнь заложников полностью укладывается в эту схему. Этот главный опорный пункт джихадистов на востоке Ливии возник одним из первых в качестве очага сопротивления еще М.Каддафи и теперь «торчит» в тылу у Х.Хафтара, распыляя его силы. Таким образом, Каир теперь пытается решить все ту же традиционную задачу: резко ослабить восточный политический сегмент Ливии с целью достижения стабильности во всей стране. Как впрочем и было во времена М.Каддафи.

52.29MB | MySQL:103 | 0,463sec