Турция: что стоит за «делом Ф.Гюлена»

Как сообщили информационные агентства, министерство юстиции Турции завершает подготовку к внесению исламского оппозиционера Фетхуллаха Гюлена в «красный список» разыскиваемых Интерполом преступников. Об этом заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в интервью газете «Сабах». «США попросили у нас документы по этому вопросу для оценки. Будет обнародован «красный список». Работа в министерстве юстиции практически завершена. Вместе со списком мы отправим и все необходимые документы. Кроме того, мы уже сообщили американской стороне, что паспорт Гюлена аннулирован», — сказал он. Глава турецкой дипломатии сообщил, что в марте планирует нанести визит в Вашингтон и встретиться с госсекретарем Джоном Керри. «С нами будут и депутаты парламентской группы дружбы. Наш посол напишет письмо сенаторам. В наших зарубежных поездках мы объясняем истинную суть деятельности «параллельной структуры»,-сообщил Чавушоглу.

Напомним, что фонд «Нурджулар» (именно под этим названием он известен в России, в Турции – «Хизмет»), который возглавляет Ф.Гюлен, считается экспертами одной из самой мощной теневой структурой Турции. Последнее время страну периодически сотрясали волны разоблачения тайных сторонников Ф.Гюлена в силовых и государственных структурах, которые по утверждению правительства, готовили государственный переворот. Это отчасти справедливо, поскольку взаимоотношения между нынешним президентом Р.Т.Эрдоганом и Ф.Гюленом отлично иллюстрируют классический для восточной культуры пример жесткой конкуренции в борьбе за власть, которая проходит закономерный путь от тесного союза до крайней степени неприязни. Еще одним таким примером является, например, история взаимоотношений между нынешним президентом Судана О.аль-Баширом и харизматичным лидером «Зеленого интернационала» Х.ат-Тураби, сначала вместе совершившие исламистский государственный переворот в 1989 году, но затем крепко поссорившиеся, не поделив власть. При этом мало расходясь в идеологических подходах и принципах. В турецкой случае первопричина конфликта все та же — нежелание делиться своим авторитетом и властными полномочиями. Существует еще и чисто экономическая версия причин такого раздора: в частности монополии, до некоторого периода времени, позиций Ф.Гюлена и подконтрольных ему структур в сфере общетурецкой системе подготовки выпускников средних школ к поступлению в высшие учебные заведения и связанные с этим финансовые преференции. Но по нашей оценке, это является частностями, в основе конфликта — все-таки личные властные амбиции, а вопрос лояльности молодых кадров плавно входит в сферу политического доминирования. Тот же Ф.Гюлен в свое время фактически обеспечил Р.Т.Эрдогану приход к власти, в том числе и путем своих контактов с силовыми структурами США, которых он убедил в лояльности «атлантической солидарности» своего партнера. Сам Ф.Гюлен в результате оказался в ссылке в США, а его сторонники — под гнетом репрессий со стороны государственного аппарата. Обычная история, которая, однако, будет иметь свое продолжение. Сама классическая схема борьбы за власть между недавними сторонниками изначально является ущербной для победителя. Ровно по той причине, что она подразумевает фактически полное отсутствие «скамейки запасных» как у победителя, так и побежденного. Это обязательное условие доминирования в политической жизни на Востоке, имеющая, правда, свою оборотную сторону — лимитирование такого доминирования физическими сроками жизни триумфатора. Это также прекрасно иллюстрирует все те же Турция и Судан.

Возвращаясь к истории Ф.Гюлена, то заметим, что его тесные связи с ЦРУ США гарантируют если не самому имаму, то его последователям долгую жизнь в политике. Отношения Анкары и Вашингтона в настоящее время далеки от идеала, и сторонники «Нурджулар» еще скажут свое слово в рамках окончательного возвращения Турции в орбиту США. Произойдет это, конечно, только после ухода нынешнего безусловного лидера страны Р.Т.Эрдогана, у которого нет надежного и главное — обладающего необходимыми качествами лидера — преемника. Сомнительно, что он этого не осознает, а отсюда и попытка максимально расчистить «поляну» от тайных или явных сторонников Ф.Гюлена, стремясь снизить их влияние на будущий расклад политических сил. Пока на стороне Р.Т.Эрдогана экономика, обеспечивающая ему поддержку большинства населения страны. Сам же президент ведет политику, явно не вполне укладывающуюся в представления американцев. Яблоком раздора остается разность подхода Анкары и Вашингтона как к ближневосточному досье, так и по сирийскому направлению. Последний компромисс, когда Анкара все-таки согласилась предоставить свою территорию для подготовки отрядов новой сирийской оппозиции, сопровождалась множеством условий, которые фактически нивелируют весь позитивный для американцев итог этой деятельности. Эксперты связывают достижение этих договоренностей все с тем же «делом Ф.Гюлена» и неким сигналом для Вашингтона со стороны Анкары накануне предстоящего визита в США министра иностранных дел Турции в марте.
Те же эксперты фактически уверены в том, что миссия последнего завершится неудачей. ЦРУ США не для того жестко прессинговало в 2008 году миграционную службу страны и добилась все-таки в результате выдачи Ф.Гюлену «зеленой карты», чтобы сейчас вот так запросто завершить этот долгоиграющий проект и организовать экстрадицию Ф.Гюлена. Это понимает и сам Р.Т.Эрдоган. Отсюда простой маневр — цель всех этих, в большей степени пиаровских, акций на внешнем треке, начиная от ордеров Интерпола и заканчивая визитом М.Чавушоглу в Вашингтон: как можно надежнее скомпрометировать Ф.Гюлена, прежде всего, внутри Турции, выставляя его в качестве американской «марионетки» накануне предстоящих всеобщих выборов в июне с.г. Именно с такой точки зрения и стоит рассматривать нынешние шаги Анкары. На это указывают и другие действия турецкого руководства. Например, на прошлой неделе президент Турции публично объявил о том, что существует реальная вероятность экстрадиции Ф.Гюлена в третью страну. В прошлом году его сторонники уже активно искали такую «тихую гавань» в лице ЮАР или Канады, которые могли бы гарантировать безопасность имама. На эту тему уже даже существовала принципиальная договоренность с президентом ЮАР Д.Зумой, которая была достигнута при посредничестве влиятельной мусульманской организации Muslim Judicial Council. Но турецкая спецслужба МИТ тогда предприняла колоссальные усилия для срыва этой сделки, что в конце концов ей и удалось через возможности своих доверенных лиц в авторитетной индийской колонии ЮАР. Отсюда следует простой вывод, что наличие Ф.Гюлена именно в США полностью устраивает на данный момент Р.Эрдогана, который тем самым разыгрывает «домашнюю карту» с целью его компроментации, обвиняя в связях с ЦРУ США и играя на антиамериканских настроениях подавляющей части турецкого общества. Альтернативой и более выигрышным пиаровским козырем такой политики может стать только экстрадиция Ф.Гюлена из США, что невероятно. А кроме того, открытый суд над имамом может привести к совершенно непредсказуемым последствиям в отношении истории его взаимоотношений с Р.Т.Эрдоганом, что чревато для последнего серьезными репутационными издержками. Таким образом, все антигюленовские шаги Анкары, которые мы сейчас наблюдаем, являются исключительно пропагандистским маневром для «внутреннего потребления накануне решающего для правящей партии всеобщего голосования летом с.г.

52.3MB | MySQL:103 | 0,548sec