Новые подходы к сирийскому урегулированию

Проходившая в конце января 2014 года в Москве встреча сирийской оппозиции и представителей правящего режима, несмотря на ряд известных издержек, и недостатков, может по праву считаться определенным успехом российской дипломатии.

Во-первых; Россия уже в течение нескольких лет стремилась организовать подобный форум в своей столице.

Во-вторых;  проведение данного мероприятия было поддержано не только Вашингтоном, но и  Эр-Риядом, что дает явный сигнал о  том, что ключевые международные и региональные акторы сирийского кризиса рассматривают Москву в качестве одного из главных участников будущего процесса сирийского урегулирования и вынуждены считаться с ее мнением по сирийской проблеме.

В-третьих; организаторам и модераторам московского форума, несмотря на ряд известных сложностей, удалось провести его практически в полном объеме. Они даже смогли выйти на  финальном этапе на  согласованный сторонами конфликта документ под названием «10 Московских принципов», важнейшими из которых являются признание  политического урегулирования как единственно верного пути решения сирийского кризиса и необходимости совместной борьбы с террористической угрозой в лице действующих в САР джихадистских организаций типа «Исламского государства».

Так что если оценивать сирийскую встречу «Москва 1»  по «конечному результату», то она, несомненно, оказалась успешной, по крайней мере, для России.

В самой же Сирии пока мало что изменилось. Там по-прежнему полным ходом идет гражданская война, и ведутся ожесточенные бои, которыми  охвачены практически все районы страны. Главными участниками этой борьбы являются остатки правительственных войск, боевые отряды ливанской «Хизбаллы», иранский КСИР, шиитские милиции из Ирака и Афганистана,  джихадистские отряды типа ИГ, различные исламские фронты сирийских повстанцев и незначительные по численности подразделения вновь формирующейся  (при поддержке Запада и ряда арабских стран) сирийской армии «светской ориентации» на базе Свободной сирийской армии.

Основными районами ведущихся сегодня боевых действий являются север Алеппо и юг Сирии, контроль над которыми с переменным успехом стремятся установить противоборствующие стороны. Кажущееся спокойствие на улицах Дамаска на деле является весьма сомнительным. В любой момент город и даже его центральные районы могут подвергнуться  прямым атакам повстанцев из близлежащих пригородов и артиллерийским обстрелам из соседних районов Дума и Восточная Гута, где активно действуют отряды «Армии Ислама».

В тоже время мирное население Сирии продолжает испытывать неимоверные страдания. По разным оценкам сирийских и международных организаций за время конфликта в стране погибло свыше 200 тысяч человек, сотни тысяч ранены. С учетом фактического отсутствия своевременной медицинской помощи они имеют небольшие шансы на выживание. Около 8 миллионов человек (практически 30% населения) превращены во внутренних мигрантов или были вынуждены эмигрировать. По самым скромным подсчетам, более 50% жилого и производственного фонда страны полностью разрушено. Фактически Сирия переживает острую гуманитарную катастрофу.

Как обычно развитие ситуации на «земле» диктует алгоритм действий международного сообщества по Сирии. В предстоящие недели сирийский вопрос предполагается обсудить в различных форматах и на нескольких международных площадках. Основной задачей данных усилий является поиск путей прекращения военной фазы конфликта и нахождение приемлемых вариантов его политического урегулирования.

В ближайшей повестке подобных мероприятий —  обсуждение и попытка реализации «замораживающего» плана, предложенного специальным посланником генсека ООН по Сирии Стафаном де Мистурой, который распространяется в основном на  часть северных районов Алеппо, где противоборствующие стороны должны добровольно прекратить ведение боевых действий на период до 6 месяцев. Причем в изложенных предложениях нет четкого термина «прекращения огня», а также не определены обязательства сторон по его соблюдению и режим возможных санкций в случае нарушения той или иной стороной условий перемирия. Скорее, этот план можно назвать «пробным шаром». Если он удастся (что на наш взгляд маловероятно), то потом его можно будет распространить на остальную часть территории Сирии, где сражения в период  выполнения этого плана будут продолжаться и скорее всего, с не меньшей ожесточенностью.

Данный план в его нынешнем виде уже вызвал возражения со стороны крупнейшей политической организации сирийской оппозиции Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) и ССА, которые справедливо опасаются, что президент Сирии Башар Асад может использовать временную передышку для уничтожения вооруженных сил повстанцев на юге Сирии. К тому же после недавней встречи с Асадом, де Мистура заявил, что сирийский президент может стать участником политического урегулирования в Сирии, с чем в корне не согласны большинство отрядов политической и вооруженной оппозиции Сирии, требующих его ухода.  Последние опросы местного населения Алеппо на удивление также не показали значительной поддержки плана де Мистуры большинством жителей северной столицы Сирии, которым, как они полагают, могут воспользоваться отряды ИГ для инфильтрации в эти районы и установления там своего господства.

Другим важным мероприятием должно стать заседание СБ ООН по вопросу о прекращении гуманитарной катастрофы в Сирии.  Предполагается, что с докладом на данную тему может выступить генсек ООН. Однако уже сейчас этому мероприятию прочат, если не полный провал, то явный неуспех. Вину в этом, как  повелось, уже заранее возлагают на Россию, которая не позволит принять какую-либо резолюцию, где ответственность за  гуманитарную катастрофу возлагалась бы на сирийский режим, даже вкупе с повстанцами, и уж тем более Москва не допустит принятия каких-либо санкций в отношении режима Асада, даже если они будут затрагивать и повстанцев.

При этом все заинтересованные стороны в  урегулировании сирийского кризиса признают, что силовой путь его разрешения является тупиковым. Даже сам сирийский президент Асад в своем недавнем интервью  Foreign Affairs был уже не столь уверен (как прежде) в том, что сирийский вопрос может быть решен силовым путем.  Многие  американские политики и члены администрации США также высказываются в пользу сотрудничества с Асадом в борьбе с ИГ. На этом основании США даже временно приостановили  военные поставки ССА, другим отрядам светской  вооруженной оппозиции, чем поставили их в неравное положение с войсками Асада, которые пользуются массированной военной помощью Ирана и прямой военной поддержкой «Хизбаллы» и КСИР, которые в основном и ведут бой на решающих направлениях.  Не приходится говорить уже об ИГ, которое в военном отношении оснащена куда лучше, чем другие отряды вооруженной сирийской оппозиции, в том числе ССА. При этом такой же позиции (сохранение Асада у власти как участника политического процесса) придерживается Россия и, конечно, Иран. Последний, правда, в отличие от Москвы имеет весьма далеко идущие планы в регионе, которые не торопиться раскрывать даже своим ближайшим союзникам в российской столице. Чего только стоит недавнее замирение Ирана с ХАМАСом, который пообещал поддержать Асада в обмен на   поставки оружия из ИРИ.

С другой стороны, если «все» так дружно готовы сегодня жить с Асадом (по крайней мере, как участником политического процесса), то они не могут не понимать, что им в равной степени придется уживаться и с ИГ и с другими джадистскими организациями, которые также стали сегодня неотъемлемой частью политического процесса в САР, во многом благодаря тому же Асаду и его  окружению.

К тому же, как показал опыт ведущейся силами Коалиции с сентября 2014 года борьбы с ИГ безоговорочная поддержка режима не препятствует ни распространению хаоса, ни значительному ослаблению джихадистов, которые только набирают силу и распространяют свое влияние на другие арабские страны.

К тому же сирийская армия серьезно подрастеряла свой боевой потенциал, а режим уже давно перестал контролировать значительную часть территорий страны. Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день политическая судьба Сирии и военный баланс находится не столько в руках сирийских властей, сколько зависит от Ирана и союзных ему сил, прежде всего, в лице «Хизбаллы». Их  реальное участие в боевых действиях на стороне режима привело к тому, что теперь они стали полноправными участниками конфликта, чье мнение придется учитывать при попытке его разрешения.

По сути дела сегодня ситуацию в Сирии не контролируют ни режим, ни оппозиция. На деле, ни одна из сторон не способна одержать верх в вооруженном противостоянии.  Оппозиция вряд ли сможет штурмом взять Дамаск, а режиму, скорее всего, придется забыть о восстановлении своих прежних позиций в северо-западных, северо-восточных, южных районах страны.

Фактически Сирия превратилась в «ничейную» территорию, за которую борются арабские, региональные и внерегиональные государства. Власть больше не принадлежит сирийскому режиму, который утратил свою легитимность. А сирийский народ, задавленный неимоверными лишениями и бедами, лишенный каких-либо политических прав и права на жизнь, и в силу  слабости оппозиции, не может в полной мере проявить свою политическую волю.

В этой связи, хотелось бы верить (сколь наивным это могло кому бы то ни было показаться), что весь смысл Московского форума был в том, чтобы придать (сохранить) импульс движения по пути дальнейших поисков мира для Сирии и, возможно даже отыскать для сирийского кризиса мирное и относительно справедливое политическое решение, которое бы основывалось на принципах «Женевы-1» 2012 года. Напомним, что  основные принципы включают в себя прекращение вооруженного противостояния, создание переходного органа исполнительной власти, сохранение единства и суверенитета Сирии, запрещают любое иностранное вмешательство и изолируют из политической жизни террористические группировки.

Как видно речь идет о некоем подобии «Женевы 3», а возможно и «Москвы 2».  Однако для того, чтобы организовать подобный форум, тем более провести его с успехом, многим заинтересованным сторонам,  придется коренным образом изменить свой образ мышления по отношение к сирийскому конфликту и путям его разрешения.

Действительно, пора прекратить держаться (как за спасательный круг) за идею  усадить режим и оппозицию за стол переговоров, даже если его  перетаскивать из одной комнаты в другую вместе с участниками и их спонсорами.

Сторонам конфликта и их покровителям необходимо признать горькую правду о том, что за прошедшие 4 года сирийской  политической и военной оппозиции так и не удалось создать единый, эффективный механизм управления полуразрушенной страной, способный самостоятельно решать целый комплекс вопросов от управления экономикой до борьбы с  террористической угрозой.

С другой стороны, и сторонникам режима необходимо осознать ту нелицеприятную истину, что  за это же время  прежний режим фактически оказался, разрушен и также не способен ни управлять Сирией, ни оборонять ее без поддержки извне.

Остались только персонализованные символы, которые могут договариваться о чем угодно, но не способны воплотить достигнутые договоренности на практике, так как за ними кроме внешних спонсоров не стоят, ни партии, ни организации, которые пользуются безусловной поддержкой и доверием большинства населения.

Но остался сирийский народ, который, несмотря на все страдания, продолжает жить и выживать. Именно на  него, на местные народные советы, обеспечивающие жизнь населения на освобожденных территориях, должны сделать ставку все заинтересованные стороны.

А такой подход предполагает, что алгоритмом предстоящей встречи по Сирии (если ей суждено состояться) должно стать обсуждение вопросов, касающихся создания новой политической системы страны, новых механизмов управления, новых институтов государства в целях сохранения  территориальной целостности и национального суверенитета Сирии.

И, если, по данным вопросам будет достигнут общий консенсус как внутренних, так и внешних сил (особенно с Ираном), то вопрос о том, будет ли Асад частью политического процесса, или не будет, перестанет становиться камнем преткновения на любых переговорах.

И кто знает, возможно, что через несколько лет какой-то малоизвестный   глазной  хирург частной клиники в пригородах Лондона получит престижную премию и купит скромные подарки своей жене и детям.

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,606sec