Конгресс США о палестинской заявке на членство в Международном уголовном суде

После десятилетних попыток добиться мирового признания в качестве суверенного государства палестинское руководство решило обратить свои усилия на Международный уголовный суд (МУС).

Еще в сентябре 2014 года Махмуд Аббас выступил в Генеральной Ассамблее ООН, обвинив Израиль во многих военных преступлениях и угрожая передать дело на рассмотрение МУС. В октябре палестинские власти представили проект резолюции, которую они собирались передать в Совет Безопасности ООН. Данная резолюция призывала к освобождению Израилем территорий Западного берега р. Иордан и Восточного Иерусалима к ноябрю 2016 года, а также соблюдения принципов международного гуманитарного права.

Чуть позже Махмуд Аббас заявил, что хочет добиться членства Палестины в МУС и инициировать процесс рассмотрения преступлений Израиля против Палестины. Ранее уже звучали подобные заявления, однако в этот раз Палестина действительно подала заявку на членство (2 января 2015 года). В декабре 2014 года Палестина стала наблюдателем при МУС, а позже генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что она станет полноправным членом МУС с 1 апреля 2015 года.

Наиболее резко  на данную новость отреагировал Израиль. Премьер-министр Б.Нетаньяху заявил, что «Израиль против абсурдного решения прокурора МУС расследовать дело против Израиля» и что «это абсурдно со стороны МУС игнорировать международные законы и соглашения, согласно которым не существует такого государства как Палестина, и создано оно может быть лишь посредством прямых переговоров с Израилем».

Также Израиль заявил о том, что инициирует дело против Махмуда Аббаса и других палестинских официальных лиц в США и ряде других стран.

В свою очередь президент США Барак Обама заявил, что Палестина все еще не является государством и не может присоединиться к Римскому статуту. Он также подчеркнул, что присоединение Палестины к МУС не является конструктивным шагом. Однако в то же время он осудил предлагаемые Израилем контрмеры.

Палата представителей Конгресса США не смогла обойти данный вопрос стороной, созвав отдельное слушание с целью оценки действий Палестины. Основным вопросом на заседании стало: «Можно ли считать Палестину партнером в переговорах о разрешении израильско-палестинского конфликта?».

В своем вступительном слове председатель Рос-Лейтинен отметила, что обеспокоенность Вашингтона касательно действий Палестины вполне оправдана, поскольку это касается не только союзника США, но и непосредственно самих США, так как аналогичные угрозы привлечения Америки к ответственности звучали неоднократно.

В качестве приглашенных докладчиков выступили Джонатан Шанзер из Фонда защиты демократий, Дэвид Маковски из Вашингтонского института ближневосточной политики, профессор юридического колледжа Северо-западного университета Евгений Конторович и  Даниэль Плетка из Американского института предпринимательства.

Джонатан Шанзер из Фонда защиты демократий начал свое выступление с перечисления основных проблем, которые влечет за собой палестинская инициатива. Во-первых, обращение Палестины в МУС еще больше осложнит отношения между Израилем и Палестиной, отодвинув мирный процесс на задний план. Во-вторых, этот шаг лишь подтверждает сложившийся в последнее время негативный тренд, а именно, отстранение Палестины от прямых контактов с США, что вынуждает Вашингтон искать новые способы воздействия на Рамаллу. В-третьих, это прямой удар по союзнику США — Израилю.

По мнению Шанзера, Вашингтон должен выработать стратегию, не допускающую возможность уголовного преследования США и их союзников, а также призвать к ответственности за столь безрассудный поступок Махмуда Аббаса. В то же время необходимо, чтобы попытки Палестины стать полноправным членом МУС провалились.

Что касается причин, подтолкнувших М.Аббаса к подобным действиям, Шанзер считает, что основной причиной стала его потеря веры в дипломатические усилия и заинтересованность в разрешении конфликта со стороны США. «Изначальные требования Палестины от Израиля не были выполнены в полной мере, что создало впечатление, что Вашингтон не способен или не желает оказать давление на своего союзника. Поэтому в скором времени Палестина заявила о намерении присоединиться к 15 международным организациям и соглашениям, в том числе подписать Римский статут. Палестинские власти выступили с заявлением, что после вступления в МУС будут требовать от Израиля понести ответственность за незаконное строительство поселений на Западном берегу реки Иордан, что, по их мнению, является военным преступлениям».

Возобновление военных действий в секторе Газа оказалось на руку Палестине, позволив ей возобновить свои усилия в ООН и ряде аффилированных организаций. Несмотря на то, что резолюция, предложенная Палестиной, не получила одобрения, сам факт ее подачи показал, что Палестина настроена более чем серьезно. Палестина получила 8 из 9 необходимых голосов для одобрения резолюции, и это подтолкнуло Рамаллу к дальнейшим действиям, а именно к отправке заявок на присоединение к ряду международных организаций и договоров, в том числе к МУС. Получение статуса наблюдателя при МУС в декабре 2014 года позволило Палестине получить все необходимые права для подписания Римского статута,  оставив ее в то же время вне юрисдикции суда.

Поскольку Шанзер считает необходимым предотвратить вступление Палестины в члены МУС, он предлагает следующие шаги для США. Во-первых, сокращение экономической помощи Палестине, что будет способствовать росту зависимости Палестины от США и позволит Вашингтону оказывать значительное влияние на Рамаллу. Во-вторых, обезопасить США с правовой точки зрения от возможности привлечения к ответственности и расширить число стран, подписавших соглашение с США о непопадания американских граждан под юрисдикцию МУС. В-третьих, провести тщательный анализ событий на Западном берегу и в секторе Газа, начиная с ноября 2012 года, с целью выявления нарушений прав человека, незаконной финансовой активности и терроризма со стороны Палестины. В-четвертых, способствовать политическим трансформациям внутри Палестины, в частности, смене власти и ослаблению Организации освобождения Палестины. В-пятых, способствовать изменению ситуации в секторе Газа, а именно устранение на данной территории ХАМАСа. И наконец, Вашингтон должен подтвердить свою роль в качестве посредника мирного процесса, показав свою заинтересованность и устремленность достичь результата, удовлетворяющего все стороны конфликта.

Дэвид Маковски из Вашингтонского института ближневосточной политики отметил, что попытка Палестины стать членом МУС влечет за собой углубление израильско-палестинского конфликта, поскольку она влечет за собой рост конфронтации, которая может растянуться на долгие годы.

«Сложно вести переговоры с кем-либо, когда ты хочешь, чтобы весь мир считал его вторым сербским президентом Милошевичем», — добавил он.

В целом же, по мнению Дэвида Маковски, данный шаг М.Аббаса является негативным не только для самой Палестины, но и для МУС.

«Согласно изначальным целям создания МУС должен оставаться независимым органом, занимающимся рассмотрением массовых преступлений и злодеяний, а не становиться очередным политизированным органом ООН. Если МУС хочет, чтобы его работу воспринимали серьезно, а не как Совет по правам человека ООН, расположенный в Женеве, который видит в Израиле преступника, то он должен оставаться приверженным своим первоначальным принципам и избегать политизации за счет втягивания в израильско-палестинский конфликт», — заявил Маковски.

Он считает, что данный шаг со стороны Палестины является лишь часть более широкой стратегии. Отказ от прямых контактов с руководством Израиля, попытка добиться признания в ООН и обращение в МУС – все это демонстрирует изменение риторики Рамаллы. Однако неизвестно действительно ли Махмуд Аббас надеется на успех данной стратегии или он просто хочет «оставить свой след в истории».

По мнению Маковски, Израиль не может быть призван к ответственности МУС, так как он «является демократической страной и действительно прилагает множество усилий, чтобы минимизировать число жертв среди мирного населения в зоне конфликта». Таким образом, обвинения против Израиля беспочвенны, а МУСу следовало бы обратить свое внимание на ситуацию в Сирии.

Палестине не следует устраивать судебные тяжбы с Израилем, считает Дэвид Маковски, поскольку это приведет к сокращению финансовой помощи Палестине от других стран, в частности США, и экономическим контрмерам со стороны Израиля. В свою очередь это повлечет за собой усугубление политической ситуации в Палестине и росту давления на правящие круги. Это также может привести к усилению ХАМАСа, что невыгодно ни Израилю, ни Аббасу, в первую очередь, поскольку обе стороны заинтересованы в стабилизации ситуации на Западном берегу.

«Как Израиль, так и Палестина заинтересованы в стабилизации ситуации в регионе, они нуждаются во взаимодействии друг с другом. Однако это не означает, что Палестина должна избежать наказания за свою инициативу по вступлению в МУС и передачу туда дела против Израиля. Основным вопросом является, какими должны быть эти меры наказания, чтобы их введение не подорвало мирный процесс. Так, например, сокращение финансовой помощи Палестине не является выходом, а скорее наоборот, создаст дополнительную напряженность».

Дэвид Маковски считает необходимым, что МУС не шел на поводу у палестинских властей и не позволил втянуть себя в этот конфликт. Администрация США в свою очередь должна еще раз заявить, что не признает членство Палестины в МУС, и призвать своих союзников сделать то же самое, одновременно потребовав от МУС прекратить какие-либо расследования, связанные с деятельностью Израиля. Также он выразил надежду, что Конгресс усовершенствует Закон о защите военнослужащих, принятый в августе 2002 года, защищающий военнослужащих США и их союзников от различных политизированных институтов.

Профессор юридического колледжа Северо-западного университета Евгений Конторович начал свой доклад с того, что палестинская инициатива несет прямую угрозу не только Израилю, но и США. Обе эти страны приняли решение не присоединяться к МУС, и они заинтересованы в том, чтобы не попасть под юрисдикцию МУС. Требования Палестины рассмотреть дело против Израиля может создать прецедент, что возможно повлечет за собой привлечение к ответственности американских военнослужащих.

«С дипломатической точки зрения действия Палестины говорят о прекращении переговоров с израильской стороной. Более того, Палестина нарушила два положения Соглашений в Осло: 1) не пытаться добиться определения статуса спорных территорий вне переговорного процесса и 2) исключительная юрисдикция Израиля по отношению к гражданам, проживающим на Западном берегу», — добавил Конторович.

Он также перечислил, какие последствия может повлечь инициатива Махмуда Аббаса. Согласно Конторовичу, вопрос юрисдикции МУС по отношению к странам, не имеющим членство в данной организации, может регулироваться Генеральной Ассамблеей ООН, а значит, существует угроза того, что полномочия ГА ООН будут иметь реальную силу. В то же время, согласно Римскому статуту, для рассмотрения МУС какого-либо дела должно выполняться два условия – отсутствие расследования данного вопроса непосредственно страной, о гражданах которой идет речь, и тяжелый характер совершенных преступлений. Обращение Палестины в МУС ставит под вопрос оба этих условия. Израиль, как и США, является демократической страной и проводит расследование преступлений самостоятельно, однако, МУС может счесть это недостаточным, что позволит все же привлечь Израиль (и США) к ответственности. Что касается тяжести совершенных преступлений, как правило, под юрисдикцию МУС попадают массовые убийства и сексуальное насилие, геноцид и прочие преступления против человечества. Палестина же требует от МУС рассмотреть вопрос строительства Израилем поселений, что значительно понижает планку, по которой оцениваются злодеяния, и может привести к тому, что под юрисдикцию МУС, по сути, сможет попасть даже любой бытовой конфликт.

Конторович подчеркнул, что многие юристы и эксперты, неравнодушные к попыткам Палестины добиться статуса суверенного государства, предупреждали руководство страны об опасности и негативных последствиях данной инициативы для самой Палестины. Тем не менее, это не остановило Махмуда Аббаса.

Он добавил, что позиция США в данном вопросе продиктована не только тем фактом, что Израиль является американским союзником, но общей позицией США по Палестине: Палестина не является суверенным государством, и подобный шаг является нарушением норм международного права.

Конторович, как и Маковски, считает нецелесообразным существенно сокращать финансовую помощь Палестине, но приводит иные аргументы: даже если Палестина передумает насчет МУС, это не гарантирует, что МУС не будет рассматривать дело против Израиля. В то же время незначительные сокращения денежных выплат может иметь временный положительный эффект. Конторович предлагает США прекратить финансирование тех институтов ООН, что ставят на одну линию Палестинскую национальную администрацию с действующими членами. Однако прежде чем совершать данный шаг необходимо, чтобы Вашингтон уведомил официальных лиц ООН, в частности генерального секретаря, о такой возможности. Наконец, Конторович рекомендует Конгрессу разработать новую законодательную базу на основе Закона о защите военнослужащих, принятого в августе 2002 года.

Даниэль Плетка из Американского института предпринимательства оказалась наиболее ярой сторонницей прекращения финансирования Палестины, объясняю свою позицию тем, что это нанесет серьезный удар по позициям Палестины, подорвет легитимность МУС и ООН. Более того, по ее мнению, это единственный способ помочь палестинскому народу создать суверенное государство.

«Безусловно, прекращение финансовой помощи может сильно ударить по простым палестинцам. Однако у всего есть своя цена, и это их плата за независимость», — добавила она.

«Мало кто верит, что инициативы Махмуда Аббаса увенчаются созданием суверенного палестинского государства. Обращения к МУС и ООН говорят о нежелании Рамаллы вести переговоры и идти на компромиссы. Но в то же время обращение Палестины в МУС – это палка о двух концах, поскольку членство в данной организации предполагает попадание под ее юрисдикцию», — заявила Даниэль Плетка.

Каких-то конкретных мер, кроме сокращения финансирования, она не предложила. Однако Плетка закончила свое выступление, призвав администрацию США к действию.

«Мы не может предотвратить того, что Палестинская Автономия становится своим собственным врагом. Мы не поможет остановить палестинские манипуляции на мировой арене, и в частности в ООН. Но мы можем предотвратить становление МУС политизированным институтом, своего рода оружием против нас самих и наших союзников», считает она.

В ходе слушания конгрессмены не пришли к единому мнению касательно того, как оценивать подобные шаги Палестины и можно ли по-прежнему считать Рамаллу партнером в переговорах. Тем не менее, Палата представителей выразила общую обеспокоенность сложившимися обстоятельствами и пришла к выводу о необходимости препятствовать намерению Палестины стать членом МУС и инициации рассмотрения дела против Израиля. Конгрессмены согласились с докладчиками, что подобная инициатива Аббаса может создать прецедент, представляющий опасность не только для Израиля, но и для США.

52.35MB | MySQL:103 | 0,526sec