К вопросу о работе турецких строительных подрядчиков в Ливии

Ливийский рынок объектов инфраструктуры традиционно имел особое значение для строительных подрядчиков Турции. Именно с Ливии начинался период освоения турецкими строителями зарубежных рынков, который заложил фундамент сегодняшних впечатляющих успехов. Достаточно отметить, что в период с 1972 по 2014 год турецкие подрядчики получили 7684 проекта в 104 странах мира на общую сумму около 300 млрд долл. США, а 42 компании страны входят в перечень из двухсот пятидесяти крупнейших мировых игроков рынка, уступая по этому показателю лишь Китаю.

Доля ливийского рынка в портфеле заказов турецких подрядчиков в период выхода на международные рынки, то есть в семидесятых годах прошлого века, составляла около 72,5%. Однако, по мере расширения географии работы она неуклонно сокращалась, с начала девяностых годов уступив первые места бурно развивающимся рынкам стран, образовавшихся после распада Советского Союза, включая Российскую Федерацию и государства Центральной Азии. Однако, заметим, что с начала девяностых годов прошлого века и вплоть до конца первого десятилетия века нынешнего доля ливийских проектов в портфеле заказов турецких подрядчиков достаточно стабильно оставалась на приемлемом уровне в 12-13%. Для того, чтобы дать представление об абсолютном, денежном, эквиваленте этой доли заметим, что ежегодный суммарный объём новых заказов турецких строителей в период с 2006 по 2010 год колебался на уровне 21-25 млрд долл. США.

Формат возможного участия Турецкой Республики в событиях «арабской весны» начала второго десятилетия двадцать первого века, помимо демократизации авторитарных режимов стран Северной Африки и Ближнего Востока, не мог не рассматриваться турецким руководством с точки зрения будущих дивидендов и расширения своего политического и экономического присутствия в регионе. В результате продекларированная со страниц концептуальной книги «Стратегическая глубина» бывшего министра иностранных дел, а ныне премьер-министра страны, Ахмета Давутоглу, политика «нулевых проблем с соседями» довольно быстро оказалась забыта. «Арабская весна» была оценена турецким руководством как второй, после распада Советского Союза, исторический шанс по выходу Турецкой Республики на качественно новый уровень своего влияния в мире. В настоящее время, спустя почти пятнадцать лет после первого издания «Стратегической глубины», если, кто и вспоминает о «нулевых проблемах с соседями», так это – турецкие оппозиционеры, ставящие вопрос соотношения теории с практикой и итогов современной североафриканской и ближневосточной политики Турецкой Республики, поколебавшей её статус «ближневосточной Швейцарии», «перекрестка цивилизаций», «моста между Востоком и Западом» и прочее.

На примере ситуации в Ливии (теперь уже не как государства, а как территории), итоги увлечённости международной коалиции, включая Турцию, переменами в регионе представляются малоутешительными. За свержением в 2011 году лидера Джамахирии М.Каддафи последовали распад государственности, дробление страны на анклавы по племенному признаку, формирование многих центров силы, перманентная гражданская война «всех против всех» и, как итог, невозможность поставить страну под контроль единого центрального правительства.

Тем не менее, отметим, что даже в условиях такого «разброда и шатания» Турции удавалось поддерживать взаимную торговлю с Ливией на достаточно приемлемом уровне. Согласно официальным данным, турецко-ливийский товарооборот по итогам 2013 года достиг, со значительным в пользу Турции положительным сальдо, уровня в 3,1 млрд долл., в 2014 году – снизился до уровня в 2,3 млрд долл. Последняя цифра совпадает с показателем дореволюционного 2010 года – 2,4 млрд долл., что по идее должно наводить на мысль о том, что двусторонние торгово-экономические отношения вернулись на прежний «нормальный» уровень.

Однако, не будем забывать о том, что в случае торговли речь идёт о так называемых «быстрых деньгах», которые невзирая на достаточно солидный объём, проще поддерживать на «плаву», хотя бы в силу естественной потребности населения в импортных товарах и услугах, особенно, с условиях гражданской войны, когда собственные промышленность и сельское хозяйство разрушены. Чем торговля, собственно, принципиально и отличается от долгосрочных инфраструктурных проектов, хоть подрядных, хоть инвестиционных, необходимым условием реализации которых являются внутриполитическая стабильность и устойчивость экономики страны пребывания.

Как известно, надежды международной коалиции на то, что в кратчайший, после свержения М.Каддафи, период удастся сформировать новое «демократическое» правительство, не оправдались. Как впрочем, не принесли результата те, без преувеличения, колоссальные усилия, которые были затрачены руководством Турции с 2011 года и по настоящее время на то, чтобы конвертировать своё участие в международной коалиции по свержению М.Каддафи в ощутимые для страны экономические преференции. Даже если опираться только на данные об официальных турецко-ливийских контактах в указанный период времени, объём проведённой турецкой стороной работы в этом направлении, как впрочем и оптимизм, поражают.

Ещё в начале 2013 года министр энергетики Турции Т.Йылдыз говорил о заинтересованности турецкой нефтяной корпорации ТРАО в том, чтобы в дополнение к законтрактованному месторождению в районе Феццан, получить дополнительные участки под разведку и добычу нефти. Упоминалось турецким министром и восстановление, с участием турецких компаний, электроэнергетической инфраструктуры страны, объём необходимых инвестиций в которую оценивался в размере около 2,5 млрд долл. Разумеется, при этом подразумевалось, что контракты турецких строителей, как заключённые ранее, так и вновь подписанные, будут всё же воплощаться в жизнь, невзирая на гражданскую войну. Так, в прошлом 2014 году турецкими строителями подписано пять сделок на общую сумму около 690 млн долл.

Начало 2015 года было отмечено резким обострением боевых действий в стране, что повлекло за собой приостановку регулярного воздушного сообщения между Турцией и Ливией со стороны «Турецких авиалиний» (напомним, что ещё в 2012 году планировалось увеличение частоты рейсов!) и предложение МИДа Турции к своим гражданам в экстренном порядке покинуть страну, в частности, территории, находящиеся под контролем происламского правительства в Триполи под руководством Омара аль-Хасси (помимо столицы, включая города Мисурата, Бенгази, Бени-Валид).

В начале текущей недели в турецкой прессе было широко растиражировано сообщение о том, что правительство, возглавляемое премьер-министром А.ат-Тани, обосновавшееся в Торбруке и контролирующее города Эль-Бейда, Адждабия, Зинтан, Эз-Завия, на экстренном совещании приняло решение о запрете деятельности в стране турецких компаний. Данное решение было мотивировано вмешательством Турции во внутренние дела Ливии и поддержкой турецкой стороной «радикальных исламских организаций». В целом, экспертизе планируется подвергнуть все сделки, ранее подписанные с зарубежными фирмами.

МИД Турции достаточно резко отреагировал на эту новость. В частности, пресс-секретарь министерства Т.Бильгич отметил, что «…Решение по выдворению турецких компаний из страны не имеет силы на фоне политического кризиса, ситуации с безопасностью и дискуссии по поводу законности ( правительства, принявшего решение-авт.) В любом случае, с ливийскими официальными лицами будет продолжено отслеживание вопросов защиты прав, вытекающих из договоров и соглашений, подписанных Турцией и нашими гражданами, взимания нашими фирмами долгов и компенсации их ущерба…». Также было заявлено: «…Наводит на размышление, то что в качестве мишени (временным правительством — авт.) были выбраны наши фирмы, работающие на благо развития Ливии и на пользу братского ливийского народа… При лидирующей роли ООН мы продолжим поддерживать процесс диалога с целью урегулирования кризиса в Ливии…».

Далее, обратимся к словам руководителя турецко-ливийского Делового совета Х.Такла, давшего свою оценку ситуации: «… Мы получили подтверждение данного решения. Ждём, будет оно реализовываться или нет. Заказчики должны пригласить подрядчиков для расторжения сделок. Портфель заказов составляет около 18-19 млрд долл., на сумму около 1 млрд долл. ( в стране находится строительных- авт.) машин и оборудования. Объём ( ливийского-авт.) долга по завершённым работам составляет около 1 млрд долл., ещё 3,5 млрд долл. работ – выполнены, но по разным причинам процедура приёмки не проведена…». И далее: «…С 2011 года и по настоящее время контакты с Ливией прервались. В 2012 году между Турцией и Ливией были подписан ряд соглашений. Должен был быть создан соответствующий комитет с целью урегулирования долга и завершения проектов… В нынешней ситуации, до получения платежей из Ливии, все работы там полностью остановлены…».

Говоря об ущербе, который по настоящее время продолжают нести около ста восьмидесяти турецких строительных компаний в Ливии, включая такие известные, как TML İnşaat, Taşyapı, Doğuş, Güriş, Kolin, Cengiz, GAP, Özaltın, Nurol, Ataç и другие, отметим, что потери эти вызваны, отнюдь, не решением правительства премьер-министра А.ат-Тани. В конце концов, решение Торбрука не распространяется на всю ливийскую территорию, а правительство в Триполи деятельность турецких компанией не запрещало. Просто условий для реализации долгосрочных проектов в Ливии в настоящее время нет и не предвидится. Попытки взыскания долгов турецкими компаниями через процедуру международного арбитража также особых перспектив не имеют. Для начала в Лондоне или Париже ещё долго предстоит доказывать правопреемственность того или иного правительства по обязательствам прежних властей.

В целом, можно констатировать, что усилиями международной коалиции, положившей немало сил для свержения законного правительства М.Каддафи, в сорокалетней истории успехов турецких подрядчиков в Ливии поставлена точка.

Начнётся ли новая история турецкого сотрудничества с правительством в Триполи, правительством в Торбруке или каким-либо другим – вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Что, разумеется, не исключает возможностей для развития двусторонней торговли с контрагентами на отдельных ливийских территориях. В конце концов, как говорил известный персонаж, зарабатывать можно как на развитии государств, так и на их крушении, причём на втором – даже лучше. Разумеется, при этом не имелось в виду строительство инфраструктуры, которое по определению – созидательно.

52.25MB | MySQL:103 | 0,536sec