Конгресс США о поддержке Ираном террористических организаций

Одной из наиболее актуальных тем, обсуждаемых американским политическим сообществом, наряду с ситуацией в Сирии и Ираке и израиле-палестинским конфликтом, остается исходящая от Ирана угроза. На протяжении многих лет США занимают позицию, согласно которой Иран является одним из ключевых государств-спонсоров терроризма. В условиях неугасаемых ядерных амбиций Тегерана и затянувшегося переговорного процесса на тему его ядерной программы, Конгресс США все чаще обращает свое внимание на прочие аспекты деятельности Тегерана. Рост влияния группировки   «Исламское государство» (ИГ), попытки Ирана распространить свое влияние на другие страны региона и его связи с ливанской радикальной шиитской организации «Хизбалла» подтолкнули Подкомитет по терроризму, нераспространению и торговле Палаты представителей Конгресса США в очередной раз провести 11 февраля слушание на тему угрозы, исходящей от Ирана. Основным вопросом на данном слушании стала взаимосвязь Ирана с террористическими группировками, а не его ядерная программа.

Слушание прошло под председательством главы  Подкомитета Тэда По, а в качестве докладчиков были приглашены Тони Бадран из Фонда в защиту демократий, вице-президент  Совета по внешней политике Илан Берман, Дэниел Биман из Центра ближневосточной политики при Институте Брукингса и Фредерик Каган из Американского института предпринимательства.

В своем вступительном слове  Тэд По отметил, что поддержка терроризма и  насилия уже давно стали неотъемлемой частью иранской политики, что сделало Иран наиболее опасным государством, спонсирующим террористическую деятельность, в мире. По его мнению, у Тегерана есть множество причин для поддержки терроризма, например, это дает ему возможность оказывать влияние на соседние страны, держать в напряжении Израиль и США, преследовать собственные интересы в других сферах. Безусловно, основной целью террористической деятельности Ирана является Израиль. Хотя Тегеран не в состоянии совершить атаку, соизмеримую по масштабам с трагедией 11 сентября 2001 г., не стоит недооценивать исходящую от него угрозу.

Тэд По считает, что США должны активно сотрудничать со странами ближневосточного региона для того, чтобы ограничить возможности Ирана и понизить уровень потенциальной угрозы.

По мнению Тони Бадрана из Фонда в защиту демократий, «Иран почувствовал, что имеет силу, и теперь в открытую заявляет о своих претензиях на лидерство в регионе. В Багдаде, Сане, Дамаске и Бейруте Иран смог сплотить своих сторонников, создать вооруженные группировки по образу «Хизбаллы» и настроить значительные круги общества против Запада».

Т.Бадран утверждает, что, несмотря на ряд успехов, Иран слишком далек от арабских стран, если говорить об истории, языке, народностях. Именно поэтому для Тегерана так важны связи с «Хизбаллой» и создание аналогичных группировок в различных странах ближневосточного региона. Наряду с поддержкой подобных групп, Иран активно создает альтернативные центры влияния в противовес слабым правительствам соседних стран, настраивает различные институты данных стран против США и их союзников.

Т.Бадран считает, что Вашингтон не только не противостоит подобным действиям Тегерана, но скорее даже принимает сложившуюся ситуацию как данность. Однако подобная тактика весьма опрометчива, более того, все это создает угрозу для давних союзников США — Израиля  и Саудовской Аравии.

«Экспансионистские амбиции Ирана, поддержка им терроризма и активное развитие ядерной программы в совокупности бросают вызов безопасности США и Ближнего Востока. В отличие от «Аль-Каиды» или ИГ здесь речь идет о поддержке терроризма на государственном уровне», — заявил он.

«Лояльность и разговоры о возможном партнерстве США и Ирана привели к тому, что имидж США значительно ухудшился в глазах их традиционных региональных союзников. Америка не должна забывать, что Иран остается ее непримиримым врагом. С момента исламской революции страна не претерпела каких-либо положительных трансформаций, по-прежнему оставаясь глубоко идеологической, революционной, стремящейся к региональному доминированию любым путем», — добавил Бадран.

Т.Бадран  считает, что администрация Барака Обамы в силах предпринять ряд шагов для ограничения влияния Ирана и для снижения возникшей напряженности из-за разговоров о возможном партнерстве Вашингтона и Тегерана. Во-первых, США должны дать понять Ирану и странам региона, что ядерная программа – не единственный вопрос, связанный с Ираном, который стоит на повестке дня. Связи Ирана с террористическими группировками, его претензии на региональное лидерство – все это также требует пристального внимания США и стран Запада. Во-вторых, Вашингтон должен прояснить для американских граждан и ближневосточных партнеров, каким именно образом Иран связан с ИГ и распространением суннитского радикализма. США должны потребовать от ливанских и иракских властей прекращения всяческих контактов с Тегераном, а от властей Йемена – прекращения контактов с повстанцами-хоуситами. В свою очередь США должны прекратить любое взаимодействие с правительством Б.Асада в Сирии, поскольку единственной американской целью  в Сирии должно быть свержение Асада, а не придание ему легитимности за счет поддержания контактов.

Вице-президент Совета по внешней политике Илан Берман в начале своего выступления отметил, что в последнее время Вашингтон значительно недооценивает угрозу, исходящую от Ирана. Это связано в первую очередь с тем, что ряд политиков верит в возможность сотрудничества Вашингтона и Тегерана, в частности, в необходимость участия Ирана в операции против ИГ. В то же время администрация Барака Обамы сконцентрировала свое внимание на переговорах по ядерной программе Ирана. Это привело к тому, что вопрос поддержки Тегераном терроризма отошел на второй план.

«Поддержка Тегераном террористических групп — неотъемлемая часть иранской идеологии, которой он привержен еще с 1960-х годов. Это часть иранского восприятия окружающего мира», — отметил И.Берман.

Деятельность Ирана выходит за рамки ближневосточного региона, тем не менее, основные усилия Ирана все же сосредоточены на соседних странах. Безусловно, основное внимание Тегерана приковано к событиям в Сирии. С самого начала сирийской гражданской войны Иран всеми способами старался поддержать Башара Асада, ослабить оппозиционные силы и привлечь иностранных наемников из Ирака, Йемена, Ливана и Афганистана на сторону сирийских властей. В своих действиях Иран руководствовался и продолжает преследовать две цели: сохранить режим Асада и нанести удар по интересам США.

Следующим приоритетным направлением для Ирана является палестинское. После некоторой паузы Иран возобновил стратегическое сотрудничество и поддержку ХАМАСа. Однако в данном случае интересы Тегерана не ограничиваются одним лишь ХАМАСом. Иран стремится увеличить свое присутствие на Западном берегу и в секторе Газа, чтобы спровоцировать у Израиля чувство «нахождения в постоянной опасности» и предотвратить возможность односторонних военных действий Израиля против Ирана.

Последнее десятилетие Иран  старался усилить свое влияние на Афганистан посредством политического давления, подкупа и поддержки определенных провинций. Несмотря на то, что сам Иран постоянно отрицает свое вмешательство в дела Афганистана, Государственный департамент США неоднократно фиксировал обратное в своих отчетах.

И.Берман также заявил, что в последнее время возросла активность Ирана и на других направлениях, в частности, в Европе, Латинской Америке и Африке. Что касается Африки, то Иран пытается укрепить здесь свое влияние, создать на территории ряда стран террористические базы, например, в Нигерии, Кении, Сенегале и Кот-д’Ивуаре.

Еще одним важным элементом иранской стратегии стало активное использование кибер-сферы. В последние годы возросло число кибер-атак Ирана на различные финансовые институты, энергетические компании и службы безопасности различных стран.

«Иран был и остается одним из ключевых спонсоров терроризма, который осуществляет свою подрывную деятельность во всех уголках нашей планеты. Лидеры Ирана по-прежнему руководствуются революционными идеями, и они уверены, что одерживают победу над Западом. Противостояние Ирану – одна из текущих задач США, и она действительно представляет большие трудности и нуждается в комплексном подходе», — подытожил И.Берман.

Дэниел Биман из Центра ближневосточной политики при Институте Брукингса считает, что изначально Иран поддерживал террористические группировки по идеологическим соображениям, однако это изменилось со временем. В настоящее время у Ирана множество проблем, в частности, экономических, поэтому он не может считаться успешной моделью революционного государства на Ближнем Востоке. Именно по этой причине Иран все чаще использует террористические группировки в стратегических целях, поддерживая даже те группы, с которыми, на первый взгляд, у него мало общего. Так, например, некогда Иран имел контакты с «Аль-Каидой» и «Талибаном», хотя данные группировки радикально настроены по отношению к шиитам.

Д.Биман перечислил основные цели Ирана, которые он преследует, оказывая поддержку террористам: ослабление правительств соседних стран; распространение влияния в регионе; поддержка группировок, чья деятельность подрывает израильско-палестинский мирный процесс; устрашение противников, в том числе Израиля и США; возможность использовать террор в качестве механизма мщения или сдерживания; использование террора в качестве «козыря» , например, при переговорах по ядерной программе. Таким образом, совершенно очевидно, что подход Тегерана к данному вопросу носит по большей части стратегический характер.

Д.Биман разделил мнение И.Бермана касательно того, какие цели Тегеран преследует по отношению к тем или иным странам ближневосточного региона. Но он также добавил, что в случае совершения террористических действий какой-либо группировкой в первую очередь встает вопрос, был ли это приказ Ирана, и имеет ли он вообще причастность к случившемуся.

Д.Биман считает, что прямая угроза Ирана США за последние годы снизилась, в первую очередь, благодаря переговорному процессу по иранской ядерной программе. Он утверждает, что нужно терпимее относиться к политике Тегерана, поскольку давление на иранские власти может подтолкнуть их к созданию ядерного оружия и его передаче террористическим группировкам (однако, это скорее крайняя мера). Точно также, нанесение военного удара по Ирану со стороны Израиля или США спровоцирует лишь усиление террористической активности. Так, например, Тегеран может развернуть действия в Афганистане или Ираке, используя «Хизбаллу», может увеличить свою поддержку ХАМАСа.

«Текущая американская политика оказывает сдерживающее действие на Тегеран, но у нее есть пределы. США необходимо продолжить сотрудничество со странами региона в целях противостояния растущей иранской угрозе. Страны региона в свою очередь должны всеми способами препятствовать дипломатическим миссиям Ирана, что существенно осложнит работу иранских секретных служб. Заставить Иран отказаться от поддержки террористических группировок весьма сложно, особенно в условиях продолжающихся переговоров по ядерной тематике. США и страны Запада могут ввести новые санкции по отношению к Ирану, объясняя это твердой позицией Тегерана в ядерном вопросе, однако это скорее приведет к большему осложнению отношений. Таким образом, необходимо достигнуть соглашения по ядерной проблеме, которое гарантирует невозможность создания Ираном ядерного оружия. Это будет способствовать антитеррористическим усилиям США», — заявил Д.Биман.

«США необходимо представить четкую позицию по сирийскому вопросу. В настоящее время Вашингтон находится в затруднительном положении, поскольку, с одной стороны, он выступает за свержение режима Асада, а с другой, — сирийское правительство является противником ИГ, что отвечает интересам США. Падение режима Асада окажет ослабляющее действие на Тегеран, однако это не заставит Иран отказаться от поддержки террористических группировок и может даже усилить эти связи. Вашингтон в состоянии выработать стратегию, которая позволит ослабить иранскую поддержку терроризма, но вряд ли удастся полностью решить данную проблему» , — добавил Д.Биман.

Фредерик Каган из Американского института предпринимательства в своем выступлении затронул тему Йемена, а именно проблему поддержки Ираном повстанцев-хоуситови. Несмотря на сложность взаимоотношений между Тегераном и хоуситами, данная тенденция представляется пугающей. По сообщениям, Иран поддерживает хоуситов не только на словах, но и оказывает им значительную материальную помощь. Наряду с деятельностью Ирана в других странах ближневосточного региона, это говорит о том, что Тегеран стремится усилить межконфессиональную и этническую рознь в арабском мире.

«Каким бы ни был исход переговоров по ядерной программе Ирана, Тегеран всегда будет относиться к Вашингтону как к своему заклятому врагу. Он всегда будет считать, что США стремятся создать альянс с арабскими странами и Израилем с целью свержения режима в Иране», — заявил Ф.Каган.

Он считает нецелесообразным снятие санкций с Ирана, как и оказание ему финансовой помощи, поскольку это лишь даст Тегерану дополнительную возможность спонсировать различные террористические группировки. По мнению Кагана, необходимо подписать с Тегераном ядерное соглашение, гарантирующее невозможность создания им ядерного оружия. Этот шаг является необходимой предпосылкой для снижения иранской поддержки терроризма.

В целом в Конгрессе сошлись на том, что проблема поддержки Ираном террористических группировок неразрывно связана с ядерным вопросом. Большинство конгрессменов признали, что введение новых санкций или ужесточение риторики может лишь спровоцировать Иран на усиление террористической деятельности, в связи с чем необходимо выработать сбалансированную стратегию. Для США чрезвычайно важно укрепить сотрудничество со странами региона, объяснив ближневосточным союзникам какую угрозу представляет для них деятельность Ирана и почему необходимо противостоять ей общими усилиями. Особо важно гарантировать свою поддержку и помощь Израилю, которого Иран считает одним из своих ключевых врагов. Для снижения возможностей Ирана влиять на соседние страны следует способствовать укреплению и развитию их политических институтов, в частности речь идет об Ираке, Йемене и Афганистане. Вопрос дальнейших действий в Сирии, пожалуй, остается одним из наиболее сложных: с одной стороны, США, Иран и режим Асада преследуют общую цель по устранению ИГ, с другой стороны, об альянсе с Тегераном и Дамаском не может быть речи.

Основным выводом данного слушания стало то, что, несмотря на ход переговорного процесса по ядерной программе Ирана, нельзя исключать иные аспекты деятельности Тегерана, недооценивая исходящую от нее угрозу региональной стабильности и безопасности.

52.15MB | MySQL:103 | 5,440sec