Ситуация в зоне Сахеля: январь 2015 г.

Новый год в регионе начался с ракетного обстрела полевого лагеря малийских и французских военных, а также Миссии ООН в Мали (Minusma) в районе населенного пункта Тессалит на северо-востоке Мали. Всего по лагерю было выпущено 4 реактивных снаряда. В результате обстрела никто не пострадал.

Тремя днями ранее этот лагерь уже подвергался ракетному обстрелу. Ответственность за него взяла на себя джихадистская группировка «Ансар ад-дин».

Рано утром 5 января неизвестные атаковали блок-пост малийских военных в районе Нампала (530 км к северо-востоку от Бамако) близ границы с Мавританией. Судя по всему, нападавшим удалось застать солдат врасплох. Им даже удалось прорваться на территорию блок-поста. В результате атаки погибли по меньшей мере 11 солдат. По данным мавританского частного информационного агентства «Аль-Ахбар», нападение совершили боевики «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ). По данным источника в АКИМ, которого цитировало агентство, джихадисты захватили в плен неизвестное число солдат.

«Аль-Ахбар» достаточно регулярно распространяет коммюнике АКИМ. Их содержание никогда не опровергалось.

8 января президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта назначил на пост премьера Модибо Кейту. Новый премьер уже занимал этот пост в качестве главы переходного правительства. Ему 73 года. Уроженец Коликоро. Свою карьеру начал в 1963 г. в качестве преподавателя. Затем занимал посты директора кабинета министра национального образования (1979 – 1982), министра занятости (1982 – 1986), министра иностранных дел (1986 – 1989), генерального секретаря канцелярии президента (1999 – 2002). В апреле 2014 г. он был назначен на пост представителя президента на мирных переговорах с повстанцами. М.Кейта сменил на посту премьера Мусу Мара.

11 января стал известен состав нового правительства Мали. В частности, в нем сменились министры обороны, экономики и информации. Министром обороны и по делам бывших военнослужащих стал «большой специалист» по военным вопросам, бывший министр по вопросам государственной собственности и жилищному строительству Тиеман Юбер Кулибали. Банкир Мамаду Игор Диарра получил портфель министра экономики и финансов. Пост министра цифровой экономики и информации получил глава пропрезидентской партии Хогюэль Кокала Майга. Представитель туарегов Мохаммед аг Ерлаф получил пост министра по делам экологии и развития.

В новом кабинете 29 министров, не считая премьера (в предыдущем был 31). Его приоритетом заявлено достижение мира на севере Мали.

9 января в районе г.Кидаль на мине подорвался автомобиль, перевозивший миротворцев из Сенегала. В результате теракта ранения получили 7 солдат.

16 января джихадисты атаковали городок Тененку (470 км к северу от Бамако). При отражении атаки, в ходе которой боевикам удалось проникнуть в населенный пункт, погибли по меньшей мере 3 малийских солдат. Получив отпор, джихадисты покинули город.

День спустя джихадисты атаковали полевой лагерь миротворцев близ г.Кидаль. Сначала они подорвали грузовик со взрывчаткой на въездном КПП, а потом пошли в атаку, которая была отбита. При ее отражении погиб один военнослужащий из Чада. Новый боевой прием со стороны исламистов – в ходе атаки они выпустили по лагерю более 10 реактивных снарядов.

В январе продолжилось вооруженное выяснение отношений между различными группировками, действующими на севере Мали. Главными действующими сторонами в этих разборках были альянс группировок туарегов и арабов Координация движений Азавада (КДА) с Национальным движением за освобождение Азавада (НДОА) на первых ролях и проправительственная «Группа самообороны туарегов (племени) имгад» (ГСТИ), поддержанная одной из фракций Арабского движения Азавада (АДА). Бои между ними развернулись 18 января в районе населенного пункта Табанкорт (190 км к северу от г.Гао). В первый альянс входят группировки, представленные на мирных переговорах с центральными властями. Созданная в августе 2014 г. ГСТИ также требует себе место за столом переговоров.

Табанкорт находится на половине пути между г.Кидаль, который контролируется повстанцами из КДА и который выпал из под воздействия Бамако, и г.Гао, где сильны позиции ГСТИ.

20 января стало известно, что боевые вертолеты миротворцев уничтожили один из пикапов, в котором находились бойцы КДА. Как утверждалось в коммюнике Minusma, решение на применение вертолетов было принято после того, как боевики обстреляли «голубых касок» в районе Табанкорта. В результате удара с воздуха среди боевиков были погибшие. Со своей стороны КДА осудила «удар с воздуха, повлекший за собой потери в наших рядах». «Эта атака со стороны Minusma стала прямой поддержкой милицейским формированиям, созданным и экипированным малийским государством с тем, чтобы компенсировать развал его армии. Она стала знаком того, что Minusma не является нейтральной стороной в данном конфликте», — утверждалось в коммюнике КДА.

Позднее стало известно, что в результате воздушного удара потери среди бойцов КДА составил 7 человек убитыми и 20 ранеными.

25 января в районе г.Томбукту в засаду попала автоколонна малийских военных. В ходе завязавшегося боя погибли 1 жандарм и четверо из числа нападавших.

27 января в г.Гао прошла демонстрация местных жителей против миротворцев из Minusma, которых они обвинили в том, что те встали на сторону повстанцев из КДА. Они даже попытались взять штурмом штаб-квартиру миротворцев. Кто-то – либо полицейские, либо миротворцы —  применили оружие на поражение. В результате погибли по меньшей мере 3 человека из числа участников демонстрации, 15 получили пулевые ранения. Понятно, что это событие никак не могло способствовать стабилизации ситуации, а также повышению авторитета миротворцев, оказавшихся между молотом и наковальней, которыми для них стали КДА и ГСТИ.

Формальным поводом для выступления стало достижение соглашения между Minusma и КДА о создании в районе Табанкорта, бывшего ареной боев между КДА и  ГСТИ, некоей «временной зоны безопасности».

Со своей стороны представитель Minusma категорически отверг обвинения в адрес миротворцев, согласно которым те якобы применили оружие на поражение. Тем не менее день спустя под давлением ГСТИ Minusma была вынуждена отказаться от соглашения с КДА по созданию «временной зоны безопасности». Малийские власти приветствовали это отступление Minusma. Командование миротворцев также признало возможную ответственность своих полицейских за инцидент с открытием огня в Гао. Точную информацию на этот счет должно дать начавшееся расследование инцидента.

Как следствие колебаний командования Minusma, 28 января боевики ГСТИ вновь атаковали формирования КДА в районе Табанкорта. В результате боя погибли свыше 10 человек. Как утверждалось в коммюнике КДА, позиции повстанцев были атакованы смертником. В ходе завязавшегося затем боя погибли 7 нападавших и 6 бойцов КДА.

Эту информацию подтвердили западные военные источники. Всего со стороны ГСТИ было использовано три смертника. Двое смогли привести в действие взрывные устройства, третий был убит при попытке сблизиться с позицией бойцов КДА. Удивило и насторожило использование со стороны ГСТИ боевиков–смертников. Ранее это был «фирменный» почерк исламистских группировок. По некоторым данным, смертников для атаки поставила не сама группировка ГСТИ, а некое «союзное формирование».

Примечательно, что в коммюнике КДА, где сильно влияние туарегов, нападавшие назывались «наркотеррористической проправительственной милицией, составленной из лиц разных национальностей».

Со своей стороны «дипломатический источник» в Париже связал события в районе Табанкорта с планами возобновления в феврале в Алжире мирных переговоров между Бамако и КДА. Он обвинил Бамако в том, что тот играет двойную игру, говоря Франции о стремлении к миру и одновременном поощрении действий местных проправительственных формирований.

2 января на французской базе в Ниамее (Чад) побывал министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан. Там он сообщил о планах по наращиванию группировки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), ведущих разведку в интересах проводимой французами в зоне Сахеля операции «Бархан». В настоящее время на французской базе в Ниамее развернуты 2 БПЛА «Рипер» американского производства и 2 БПЛА «Арфанг» европейско-израильского производства. Там же находятся операторы, управляющие БПЛА. Координацию разведывательной деятельности осуществляет специальный центр в Лионе.

Кроме того, в той же зоне действуют несколько «Риперов» американской армии, которая делится получаемой разведывательной информацией с французами. По словам Ле Дриана, в течение первого квартала с.г. у французов появится третий «Рипер». Еще три аналогичных БПЛА будут закуплены Францией в 2015 году с поставкой в 2016 – 2017 гг. Париж планирует до 2019 г. закупить в общей сложности 12 «Риперов».

Главный итог января – исламистам удалось заметно расширить зону боевых действий в Мали. Если ранее они действовали главным образом в трех северных регионах, то в январе им в той или иной степени  удались атаки в центральной части страны. Последнее представляется вряд ли удивительным, если вспомнить, что Бамако, похоже, сейчас больше озабочен боевыми действиями против КДА.

62.88MB | MySQL:102 | 0,536sec