О смене руководства в турецкой спецслужбе МИТ

Отставка нынешнего главы турецкой  МИТ Хакана Фидана в связи с его намерением участвовать во всеобщих выборах знаменует собой новый этап в деятельности этой спецслужбы. В эру Х.Фидана, который к открытому неудовольствию президента Турции Р.Т.Эрдогана, решил сосредоточиться на политической карьере, видимо, имея на подкорке борьбу за лидерство в правящей Партии справедливости и развития (ПСР), МИТ превратилась в некий монстр с передачей ей функций борьбы с Рабочей партией Курдистана (РПК). Ранее эту работу вели жандармерия и армия. В этой связи МИТ были переданы все крупнейшие станции радиоразведки, что было расценено экспертами, прежде всего, как попытку поставить под контроль телефонные разговоры оппонентов нынешнего режима и избежать несанкционированной прослушки ближнего круга Р.Т.Эрдогана со стороны инфильтрованных в силовые структуры сторонников опального имама Ф.Гюлена. Теперь МИТ ждет реформирование, на основных этапах которого мы остановимся в следующей статье.

А перед Р.Т.Эрдоганом стоит задача по поиску преемника Х.Фидана на посту руководителя МИТ. Это принципиальный шаг, от которого будет зависеть не только личная безопасность самого президента, но и будущие приоритеты деятельности самой МИТ. Пока спецслужбой руководит второй человек в руководстве Исмаил Хакки Мусса — ему 55 лет, кадровый дипломат в прошлом, недавно закончил свою работу в качестве посла Турции в Брюсселе. В период своего пребывания в МИТ с 2012 года отвечал за налаживание «рабочих контактов» с военным сегментом сирийской оппозиции. При этом основной приоритет отдавался установлению доверительных контактов с полевыми командирами из «Исламского государства» (ИГ). И, кстати, формы этого неофициального, конечно, взаимодействия очень ярко проявилось в двух случаях. Первый – это операция по чудесному освобождению 49 турецких военных и дипломатов захваченных ИГ в прошлом году. В данном случае Исмаил Хаки Мусса играл в этой операции   центральную роль и поддерживал прямой контакт с эмиссарами ИГ в течение трех месяцев. Собственно, в рамках этих контактов и были выработаны условия освобождения заложников в обмен на освобождение ряда исламистов из турецких тюрем. Второй – это наступление отрядов ИГ на курдский анклав на турецко-сирийской границе в районе г. Кобани. При этом не без участия руководителей МИТ была принята на вооружение стратегия «невмешательства», которая фактически означала в случае ее реализации уничтожение курдского ополчения в этом регионе. Реальная мотивация Х.Фидана и Исмаила Хакки Муссы несколько отличалась от официального доклада президенту Р.Т.Эрдогану, в котором указывалось, что таким образом влияние РПК в этом стратегическом районе будет серьезно нивелировано. Это, конечно, тоже бы произошло, но эти два руководителя МИТ преследовали несколько иные цели.

Все дело в том, что разгром отрядов РПК на сирийско-турецкой границе наносил серьезный ущерб начавшимся неофициальным консультациям о достижении устойчивого мира между официальной Анкарой в лице бывшего высокопоставленного сотрудника МИТ Мухаммеда Дервишоглу и отбывающего пожизненный срок в турецкой тюрьме харизматичного лидера РПК А.Оджалана. Ранее такие переговоры вели Хакан Фидан и Исмаил Хаккы Мусса, но достигнув, в общем-то, прорывного соглашения о выводе курдских отрядов из Турции, серьезно затормозились в дальнейшем развитии мирного процесса.. Это, собственно, и было одним из главных обвинений Х.Фидану со стороны Р.Т.Эрдогана. Таким образом, мы имеем в данном случае классическую схватку за власть между различными группами в МИТ и желанием насолить своему конкуренту любыми возможными способами. В данном случае связка премьер-министра А.Давутоглу-М.Дервишоглу, похоже, одерживает верх. По крайней мере, об этом свидетельствуют последние заявления А.Давутоглу о наметившихся прорывах в турецко-курдских консультациях о достижении перемирия. Отметим, что они сопровождаются крайне оптимистичными публичными заявлениями лидера РПК А.Оджалана. «Это исторический шанс заявить о своих намерениях. Сейчас мы находимся ближе к мирному решению, чем когда бы то ни было», — заявил он.

В этой ситуации уход Х.Фидана в чисто политическое поле с намерением занять после выборов пост министра иностранных дел или заместителя министра иностранных дел необходимо оценивать как практически однозначное стремление стать приемником Р.Т.Эрдогана. Естественно, в случае успеха на выборах и укрепления своего влияния в столичном партийном аппарате. Кадровый сотрудник спецслужб М.Дервишоглу, который с сентября прошлого года был откомандирован (другими словами, отправлен в почетную ссылку) в аппарат правительства (Директорат общественной безопасности) в данном случае мечтает занять, естественно, пост главы МИТ. Впрочем, в этом пасьянсе может появиться и альтернативная равноудаленная фигура в лице нынешнего посла Турции в Вашингтоне Сердара Кылыча, который на этом посту выполнял деликатные поручения лично Р.Т.Эрдогана по слежке за деятельностью личного врага турецкого президента в лице Ф.Гюлена. Такой сценарий, по оценке ряда экспертов, также вполне вероятен, поскольку Р.Т.Эрдоган старается не усиливать слишком резко ни одну из противоборствующих сил внутри как аппарата правящей партии, так и силовых структур.

52.29MB | MySQL:103 | 0,453sec