Алжир: социальные протесты и их возможные последствия

Вспышка социальных протестов в Алжире в конце февраля с.г. осталась фактически незамеченной в мировых СМИ на фоне продолжающихся боев в Сирии, Ираке и внутреннегоконфликта в Ливии. Формальным поводом для широкомасштабных социальных протестов, которые достигли своей кульминации 28 февраля с.г. в провинции Ин Салах, стали планы правительства совместно с рядом западных компаний реализовать в этом регионе проекты разработки и добычи сланцевого газа. Серьезность ситуации можно оценить по намерению президента Алжира А.Бутефлики отдать со дня на день приказ о дислокации в Ин Салахе значительных подразделений алжирской армии. И это несмотря на то, что 3 марта с.г. прошел, на первый взгляд – успешный, раунд переговоров между представителями местных племенных групп и командующим стратегически важного 6-го военного округа (куда входит Ин Салах) генерал-майором Амаром Атхамнией. Последний является выходцем из элитных парашютных частей армии и пользуется большим авторитетом в вооруженных силах. Собственно, в силу этого обстоятельства он был назначен на командные должности в 6-й военный округ, сначала в 2004 году — заместителем командующего, а с 2005 года — командующий округом.
Компромисс с протестующими, которого достиг генерал во время переговоров, заключается в следующем. Протестующие имеют право проводить любые демонстрации непосредственно в городе, но при этом им запрещено блокировать и препятствовать работе государственной компании Sonatrach и ее партнера по проекту американской компании Halliburton. А.Атхаманий также пообещал провести «необходимое» служебное расследование «неправомерных» действий жандармерии, жестоко разогнавшей митинг протестующих у геологоразведочного городка газовиков 28 февраля с.г., и проинформировать о результатах начальника генерального штаба алжирской армии генерала Ахмеда Гаида Салаха для принятия «необходимых дисциплинарных мер».
Это является плохим сигналом для руководства жандармерии и спровоцирует новый виток борьбы в верхушке силовиков и чистки командных кадров в силовых структурах, и в частности, в той же жандармерии, что может негативно сказаться на новом командующем этой структурой Ахмеде Бустейле. Он на месте командовал разгоном демонстрации 28 февраля с.г. у городка Halliburton и теперь, безусловно, может пострадать в результате «дисциплинарного расследования». В основе этого однозначно лежит борьба за власть в силовом блоке, где ситуацию подминает под себя восходящая звезда армии и «алжирский А.Ф.ас-Сиси» генерал Ахмед Гаид Салах. Под ударом находится и руководитель главной спецслужбы стран Direction Generale de la Surete Nationale (DGSN) Абдельгани Камель. Он выступал с самого начала конфликта своеобразным медиатором и смог на первых порах успокоить страсти, вступив в прямые переговоры с протестующими. Но все его усилия и обещания, которые он раздал протестующим, были вскоре нивелированы заявлениями министра энергетики Юсуфа Юсфи и исполнительного директора Sonatrach Саида Сахнуна о безоговорочном продолжении изыскательских работ. При этом в правительстве царит атмосфера некой растерянности, что объясняется ожиданием скорой его отставки или переформатирования. Министр внутренних дел Т.Белаиз, сказавшись больным, вообще отстранился от какой-либо активности в отношении событий в Ин Салахе. Как впрочем, и премьер-министр Абдельмалик Селаль, который старается никак не комментировать происходящее. В этой ситуации у правительства фактически не остается иного выхода, кроме как ввести войска в мятежный регион. Но этому сценарию категорически противятся в генеральном штабе, начальнику которого А.Г.Салаху совершенно не подходит перспектива прослыть жестоким палачом в среде местных племенных групп и тем самым серьезно навредить своей, так тщательно выстаиваемой, фигуре будущего «отца нации». Кроме того, размещение войск в данном случае напоминает схему тушения огня бензином со всеми негативными последствиями для алжирской армии и серьезными репутационными рисками. А.Г.Салах совершенно четко себе отдает отчет в том, что его недруги в правительстве стараются использовать этот вариант для снижения его авторитета как среди силовиков, так и среди населения. И такому варианту он явно будет сопротивляться всеми доступными способами. Тем более, что все, что теперь происходит в Ин Салах, очень сильно напоминает начало «революций» в Тунисе и Сирии. И там упор на репрессии, как основное средство подавления недовольства, привело либо к свержению режима, либо к затяжным кризисам.
Все ждут каких-либо решений от престарелого президента А.Бутефлики, который пока взял паузу. По данным ряда экспертов, в его ближнем кругу вновь горячо обсуждается идея переформатирования правительства, которая была отложена несколько недель назад. Теперь в качестве «часа Х» называется апрель с.г. При этом все те же эксперты сходятся во мнении, что кардинальных перестановок не предвидится. В частности, широко муссировавшиеся слухи о том, что премьер-министр А.Селаль свой пост передаст архитектору проекта новой конституции страны Ахмеду Уахье скорее всего так и останутся слухами. А вот некоторые из министров могут свои посты потерять. Среди аутсайдеров в один голос называется министр внутренних дел Т.Белаиз. В то же время ожидается возвращение «в строй» бывшего министра торговли и труда Шерифа Рахмани. Но в любом случае все эти перестановки будут носить косметический и внутрипартийный характер. А.Бутефлика явно не готов по целому ряду причин (в том числе и по состоянию здоровья) на какие-то глобальные реформы под конец своей физической и политической жизни. Скорее всего, дело ограничится чисто популистскими шагами, например, гарантирование в новом проекте конституции прав женщин, и т.п. В этой связи ожидать при его политической жизни кардинальных решений таких, как введение поста вице-президента и ограничение полномочий силовиков, не приходится. А.Бутефлика старается законсервировать ситуацию в духе «позднего Брежнева».
А это может привести к резкому ухудшению ситуации внутри Алжира и спровоцировать новые социальные волнения. На юге страны и так неспокойно уже довольно продолжительный период времени и достаточно любого повода (к примеру, добыча сланцевого газа) для того, чтобы эти, пока относительно мирные, протесты переросли в вооруженное восстание. Тем более, что оружия в данном регионе предостаточно, что обусловлено кризисами в Ливии и зоне Сахеля. И в этой ситуации основную роль будут играть все те же силовики, которые в настоящее время далеко не монолитны. Сможет ли А.Г.Салах консолидировать силовую элиту Алжира в случае повторения сирийского сценария, покажет время. Но в любом случае для этого ему придется серьезно побороться за власть с кланом нынешнего президента или, что скорее, договориться с ним на взаимоприемлемых условиях.

52.26MB | MySQL:103 | 0,702sec