Президентский кризис в Ливане и его влияние на политическую систему страны

Президентский кризис, продолжающийся в Ливане с 25 мая 2014 года, оказывает все более негативное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране и подрывает политическую систему, сложившуюся в Ливане. В частности, он ставит под сомнение президентские полномочия, которые потихоньку перераспределяются в пользу парламента и кабинета министров.

Согласно статье 62 ливанской конституции, «в отсутствии президента республики по тем или иным причинам его полномочия частично переходят к кабинету министров». Статья 65 дает правительству в отсутствие президента право объявлять войну и заключать мир, вносить поправки в конституцию страну, если решениями принимаются двумя третями от общего количества министров.

Различные политические силы Ливана, включая большинство христианских партий, согласились, что постановления правительства могут заменять президентские указы в том случае, если под ними стоят подписи всех 24-х членов кабинета. Наибольшие затруднения вызывают для членов ливанского правительства решения, связанные с кадровыми назначениями. С 24 февраля по 7 марта с.г. заседания кабинета министров не проводились. Это было связано с тем, что члены правительства не могли договориться по вопросу о назначении преподавателя одного из государственных университетов (!). Заседания правительства были возобновлены после очередного, седьмого раунда переговоров между движением «Хизбалла» и движением «Мустакбаль» в Айн аль-Тине.

Между тем, перед членами ливанского правительства стоят более серьезные кадровые вопросы, чем битва за профессорские места. Речь идет о необходимости назначить новых руководителей силовых структур вместо тех, полномочия которые заканчиваются в текущем году. К высшим силовикам, которым необходимо найти замену (что входит, согласно конституции, в компетенцию президента) относятся нынешний  командующий ливанской армией генерал-лейтенант, маронит Жан Кахваджи (полномочия заканчиваются 23 сентября 2015 года); секретарь Высшего совета обороны суннит, генерал-майор Мухаммед Хейр; генеральный директор Службы внутренней безопасности генерал-майор Ибрагим Басбус (суннит); директор  разведки бригадный генерал Эдмонд Фадель (маронит); начальник генерального штаба генерал-майор Валид Салман (друз). Мы напомнили о религиозной принадлежности ливанских силовиков потому, что согласно Таифским соглашениям 1990 года, в стране поддерживается неукоснительный баланс между мусульманами на высших государственных должностях в пропорции 50:50.

Из вышеуказанных кадровых назначений наибольшую заботу правительству страны доставляет должность директора Службы внутренней безопасности. В отличие от других должностей она подчиняется не Министерству обороны, а Министерству внутренних дел. Если министр обороны Ливана, согласно конституции, имеет право продлевать полномочия тех или иных военных, то министр внутренних дел не полномочен заниматься кадровыми назначениями своих сотрудников. Ливанские политологи и журналисты не сомневаются в продлении полномочий Жана Кахваджи, Мухаммеда Хейра и Валида Салмана, но не уверены в продлении полномочий начальника Службы внутренней безопасности. Между тем, в условиях террористической угрозы, с которой сталкивается Ливан, а также открытой войны с отрядами «Джабхат ан-нусры» и «Исламского государства» (ИГ) на северных границах страны, нахождение на постах руководителей силовых структур опытных офицеров является критически важным.

В настоящее время не просматривается окончание президентского кризиса в стране. Оба главных кандидата – Мишель Аун и Самир Джаджаа не собираются идти на компромисс или отказываться от своих кандидатур в пользу третьих лиц. Движение «Хизбалла», которое долгое время хранило показной нейтралитет и заявляло о  том, что президентом должен стать «достойнейший представитель христианской общины», в настоящее время открыто заявило о поддержке кандидатуры генерала Мишеля Ауна. 22 февраля с.г. заместитель генерального секретаря «Хизбаллы» Наим Касем отметил: «Некоторые говорят, что ни один кандидат на пост президента не может быть утвержден без одобрения генерала Ауна. Давайте сделаем еще один логический шаг. Сам Аун утверждает, что он является лучшим кандидатом и поддерживает самого себя. Так почему бы нам не избрать его президентом? Мишель Аун – сильная личность. Он пользуется авторитетом как среди христиан, так и среди других общин. Не надо ждать, когда нашего президента изберут великие державы. Им теперь не до Ливана, есть более важные проблемы».

С другой стороны для сторонников Коалиции 14 марта и Саада Харири избрание М.Ауна на высший государственный пост является нежелательным. Об этом недвусмысленно высказался в интервью газете «Ан-Нахар» министр внутренних дел Ливана и ближайший соратник С.Харири Нухад Машнук. Он отметил, что сомневается в том, что М.Аун может стать консенсусным кандидатом, так как еще не сделал никаких шагов в этом направлении. По мнению Машнука, «генерал Аун считает, что для избрания президентом ему достаточно привлечь на свою сторону суннитов, так как поддержка шиитов ему обеспечена. Но есть ведь еще христианский компонент». Министр внутренних дел Ливана фактически заявил, что избрание Ауна нежелательно для движения «Мустакбаль»: «Президентом Ирана должен стать человек, далекий от региональных альянсов и обязательств перед определенными региональными силами». В этом же интервью Н.Машнук высказался за возвращение Саада Харири на пост премьер-министра Ливана.

Затянувшийся президентский вакуум грозит кончиться переформатированием политической системы Ливана и пересмотром Таифских соглашений. Например, если этими соглашениями предусматривается разделение высших государственных должностей между мусульманами и христианами в пропорции 50:50, то в настоящее время генерал Мишель Аун, рассчитывая приобрести симпатии шиитского и суннитского лагерей, предлагает перераспределить данную квоту между христианами, шиитами и суннитами в пропорции 33:33:33. Активист Демократической партии Ливана друз Виам Ваххаб, известный своими хорошими отношениями с Тегераном, недавно заявил, что не исключена ревизия Таифских соглашений и вполне возможно, что не обязательно президентом страны будет маронит.

Данные изменения в политической системе Ливана могут привести к резкому снижению роли и влияния христианской общины в стране. Роль христиан в Ливане тем более требует сохранения, учитывая массовый исход христиан из Ирака, снижение их численности и политической роли в Палестине и Сирии. Ливан остается уникальной страной с полным равноправием христиан и мусульман, уникальной ролью христиан в политических процессах, культуре и экономике. Такая ситуация обуславливает особую роль Ливана как своеобразного моста между Арабским Востоком и европейским Западом. Нынешний политический кризис не дает гарантии выполнения Ливаном этой миссии в будущем.

55.76MB | MySQL:116 | 0,866sec