Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16 — 22 марта 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Израиле и Йемене. На прошедших в Израиле 17 марта досрочных выборах в Кнессет (парламент) убедительного успеха добилась правая партия Ликуд, возглавляемая действующим премьер-министром страны Б. Нетаньяху. После масштабных терактов в столице Йемена Сане, совершенных 20 марта, обстановка в стране серьезно обострилась.

По итогам прошедших в Израиле досрочных парламентских выборов правая партия Ликуд во главе с нынешним главой правительства Б. Нетаньяху получила 30 из 120 мест в Кнессете. Ближайший конкурент Ликуда — левоцентристский блок «Сионистский лагерь» завоевал 24 депутатских кресла. На третьем месте по результатам выборов оказался Объединенный арабский список — 13 мандатов. По данным израильского Центризбиркома, на выборах была зарегистрирована рекордная явка в 72,3 процентов от обладающих правом голоса 5,9 млн граждан.

По оценкам экспертов, «израильские избиратели проголосовали за продолжение нынешнего курса во внутренней и внешней политике страны», а результаты выборов в Кнессет позволят Нетаньяху создать устойчивую правую правительственную коалицию. Ради этого он и распустил предыдущую коалицию.

Президент Израиля Р. Ривлин начал 22 марта консультации с партиями, прошедшими в новый парламент, для выбора кандидатуры следующего премьер-министра. Для этого глава государства получил от Центризбиркома специальное разрешение, чтобы не дожидаться публикации 25 марта официальных результатов голосования.

Сообщается, что администрация президента США Б. Обамы в свете уверенного успеха на выборах в Кнессет Б. Нетаньяху «пересматривает давно устоявшиеся представления о роли Америки, как щита, защищающего Израиль от международного нажима». В ходе телефонных переговоров между Обамой и Нетаньяху, состоявшихся 19 марта, президент США поздравил израильского премьера с победой на выборах. Два руководителя «договорились продолжить консультации по широкому кругу региональных проблем, в том числе и по сложному решению израильско-палестинского конфликта». По словам Обамы, он сказал Нетаньяху, что США по-прежнему считают создание независимого палестинского государства и его мирное сосуществование с еврейским наилучшим способом урегулирования палестино-израильского конфликта. «Я также дал ему понять, что в свете его предвыборных заявлений будет сложно убедить людей, что переговорный процесс все еще возможен», подчеркнул Обама. Президент также «подтвердил, что США ориентированы на достижение всеобъемлющего соглашения с Ираном, которое помешает Тегерану получить ядерное оружие, и обеспечит международное сообщество доказательствами в исключительно мирном характере ядерной программы республики».

После выборов Нетаньяху опроверг сообщения о том, что он, якобы, выступает против основания палестинского государства, заявив: «Я хочу устойчивого, мирного сосуществования двух соседствующих государств – израильского и палестинского. Однако для того, чтобы достичь этой цели обстоятельства должны в корне измениться», так как «существующие политические реалии не оставляют места для создания независимого палестинского государства». Израильский премьер также отметил: «Мы сотрудничаем с США во многих сферах. У США нет более верного союзника, чем Израиль, а у Израиля, в свою очередь, нет более верного союзника, чем США».

«Крайнюю обеспокоенность» итогами парламентских выборов в Израиле выразил палестинский президент М. Аббас, заявивший, что решение палестинской проблемы на основе существования двух государств при нахождении у власти в Израиле Б. Нетаньяху невозможно.

Масштабные теракты, совершенные 20 марта в двух мечетях столицы Йемена Саны и приведшие к гибели около 150 и ранениям примерно 350 человек, обострили и без того напряженную обстановку в стране. В ответ Революционный совет, сформированный шиитскими мятежниками-хоуситам, после отстранения ими от власти в столице президента Йемена А. М. Хади и правительства республики, объявил о всеобщей мобилизации. 22 марта отряды хоуситов заняли Таиз – третий по величине город страны, расположенный в центральной части Йемена, а также находящийся рядом аэродром и военную базу. Сообщается о продвижении вооруженных формирований хоуситов в направлении южнойеменских городов Лахдж и Аден.

В ответ президент Йемена А. М. Хади, обосновавшийся в Адене, вновь потребовал от хоуситов покинуть Сану и освободить захваченные ими правительственные здания. В своем телевизионном обращении Хади также призвал все партии и движения республики принять участие в мирных переговорах с целью урегулирования кризиса в стране. Президент Йемена 22 марта обратился в ООН с просьбой о «срочной интервенции», чтобы «всеми возможными способами остановить агрессию и поддержать законную власть».

США вывели из Йемена 100 своих военнослужащих, занимавшихся обучением местных военных на базе Эль-Анад на юге страны. Кроме того, из Йемена полностью эвакуирован остававшийся в стране персонал посольства США. Вместе с тем, в Вашингтоне заявили, что Соединенные Штаты «продолжат поддержку йеменских властей»

Резонансный теракт был совершен 18 марта в столице Туниса, где вооруженные боевики захватили в заложники туристическую группу в одном из музеев города. По последним данным, погибли 24 человека, а около 40 человек получили ранения. Это в основном граждане иностранных государств. В ходе штурма здания убиты два боевика. По подозрению в причастности к теракту задержано свыше 20 человек. Местные СМИ сообщили, что нападение на туристов совершили боевики из группировки «Окба ибн Нафаа», которые проходили подготовку в одном из специальных лагерей на территории Ливии вблизи города Дерна. Ответственность за теракт взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ). Власти Туниса распорядились разместить в крупнейших городах страны армейские подразделения в целях укрепления безопасности, усилена охрана туристических зон. Министр финансов и экономики Туниса С. Шакир заявил, что ущерб, нанесенный национальной туристической индустрии от теракта в музее, может превысить 700 млн долларов. Следует отметить, что обстановка с безопасностью в Тунисе пока оставляет желать лучшего. В стране продолжают проявлять активность террористические элементы. Ситуация осложняется обстановкой в соседней Ливии, откуда на регулярной основе в Тунис поступает оружие и проникают боевики. Также в страну постепенно возвращаются тунисцы, принимавшие участие в боях на стороне боевиков в Сирии и Ираке. Власти опасаются, что хорошо обученные и имеющие боевой опыт лица способны продолжить террористическую деятельность на территории Туниса.

Глава МВД Ирака М. С. аль-Габбан 17 марта заявил о приостановке военной операции по освобождению города Тикрит от боевиков ИГ. Фактически это означает провал очередной (третьей по счету) попытки правительственных сил овладеть этим городом. По оценкам экспертов, нынешняя операция в районе Тикрита подтвердила слабую подготовку и морально-психологическое состояние иракской правительственной армии и шиитских ополченческих формирований, особенно при ведении боевых действий в городских условиях. В этой ситуации есть опасение того, что правительственные силы не смогут вести эффективные наступательные боевые действия против экстремистов в ходе весенне-летней кампании, причем, в первую очередь, речь о запланированной операции по освобождению от боевиков «Исламского государства» Мосула — второго по величине города Ирака.

19-20 марта в Москве с рабочим визитом находился глава МИД Ирака И. аль-Джаафари. На переговорах с министром иностранных дел России С. Лавровым обсуждалась текущая ситуация в Ираке и Сирии, направления двустороннего сотрудничества, особенно в сфере экономики и ВТС. Было заявлено, что «Россия поддерживает усилия иракского руководства, и будет продолжать оказывать ему практическую помощь».

На минувшей неделе продолжались интенсивные переговоры по ядерной программе Ирана, которые велись главным образом между главой МИД ИРИ М. Д. Зарифом и госсекретарем США Дж. Керри. В целом, несмотря на отдельные подвижки, участники переговоров «пока не видят перспективы выхода на принципиальное соглашение, но расставаться с надеждой не хотят и готовы продолжать работу, пока еще есть возможность добиться прорыва». Основные разногласия между Ираном и «шестеркой» международных посредников — это «количество центрифуг, которые остаются в распоряжении Ирана по достижении договоренности, судьба реактора на тяжелой воде в Араке, график снятия санкций с Тегерана». По словам заместителя главы МИД России С. Рябкова, проекта соглашения по ядерной программе между Ираном и «шестеркой» пока нет «и, думаю, вряд ли он появится раньше, чем переговоры приблизятся к своему завершению, то есть к концу июня». Президент США Б. Обама заявил 22 марта, что Иран еще не пошел на уступки, необходимые для заключения соглашения по его ядерной программе. «Но они предприняли определенные шаги, и поэтому возможность достижения договоренности сохраняется». Продолжение переговоров запланировано на 26 марта.

В ежегодном докладе по безопасности, представленном недавно в Сенате США главой Национальной разведки Дж. Клэппером, впервые за многие годы Иран и ливанская радикальная группировка «Хизбалла» исключены из списка террористических угроз для США. В то же время в докладе говорится об Иране как источнике кибер-атак и региональной угрозы для США.

Глава ЦРУ Дж. Бреннан заявил 22 марта, что США должны «продолжать оказывать давление на Иран, чтобы гарантировать, что он не сможет продолжать дестабилизировать ряд стран в регионе».

В Саудовской Аравии принц Т. аль-Фейсал заявил 16 марта, что если мировое сообщество позволит Ирану продолжать разрабатывать ядерную программу, то это может подтолкнуть КСА и другие государства региона «запустить процесс обогащения ядерного топлива».

Сложная, нестабильная обстановка сохраняется в Ливии. На прошедшей неделе ливийская правительственная армия начала наступление на позиции происламистского альянса «Рассвет Ливии» на западе страны. Войскам, в частности, поставлена задача выбить формирования противника из населенных пунктов на подступах к Триполи, чтобы затем начать штурм столицы. Правительственная авиация подвергла бомбардировкам позиции исламистов. В этих условиях в марокканском городе Схират прошел очередной раунд межливийского политического диалога. В нем участвовали делегации международно признанного правительства страны и происламистского Всеобщего национального конгресса (бывшего временного парламента). Обсуждался комплекс вопросов, связанных с формированием правительства национального единства, разоружения группировок боевиков и прекращения боевых действий.

В связи с недавними высказываниями госсекретаря США Дж. Керри о возможности ведения переговоров с Дамаском для урегулирования конфликта в Сирии президент САР Б. Асад заявил 16 марта: «Мы должны подождать конкретных действий и затем принимать решения», а «принимать решения, касающиеся будущего сирийского народа, имеет право только сам сирийский народ». Франция, Великобритания и Турция заявили, что не разделяют готовность США вступить в переговоры с Асадом. Об отказе вести диалог с Асадом вновь заявила оппозиционная Сирийская национальная коалиция. Госдепартамент США выступил с разъяснениями, согласно которым позиция Вашингтона не претерпела изменений — Асаду нет места в будущей политической системе Сирии, а цель США — привлечь Асада к диалогу с оппозицией, чтобы добиться политического урегулирования конфликта. В то же время глава МИД ФРГ Ф.-В. Штайнмайер заявил 18 марта, что «путь к политическому решению, которое поможет прекратить насилие, лежит через переговоры. Даже если для этого потребуются переговоры с режимом Асада».

Приложение

 

 

О состоянии и перспективах развития авиации ВВС Ирана

 

 

Военно-воздушные силы Ирана состоят из ВВС Армии и Аэрокосмических сил (АКС) КСИР. Главной авиационной составляющей вооруженных сил ИРИ являются ВВС Армии, тогда как основу АКС КСИР составляют ракетные части, а в авиационных подразделениях имеется лишь порядка 150 самолетов вспомогательной авиации и небольшое число вертолетов.

ВВС Армии Ирана представляют собой отдельный вид вооруженных сил и насчитывают 85 тыс. человек, включая личный состав частей ПВО.

По взглядам военно-политического руководства ИРИ, ВВС Армии предназначены для завоевания господства в воздухе, защиты административно-политических и экономических центров, группировок войск и важных военных объектов от ударов средств воздушного нападения, нанесения ударов по сухопутным, авиационным и морским группировкам противника, его военным и экономическим объектам, оказания непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки, обеспечения выброски (высадки) воздушных десантов, переброски личного состава и военных грузов по воздуху.

В боевом составе ВВС Армии имеются части и подразделения бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной и вспомогательной авиации, зенитных ракетных, зенитных артиллерийских, радиотехнических войск и войск тылового обеспечения.

Во главе ВВС Армии стоит командующий, который подчиняется начальнику объединенного штаба Армии и через него начальнику генерального штаба ВС ИРИ. Штаб ВВС Армии (расположен в Тегеране) является основным органом административного и оперативного управления силами ВВС и ПВО. На него возложены функции по планированию боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск и их материально-техническому обеспечению. Штабу подчинены отдельные командования: авиационное, ПВО, радио- и радиотехнической разведки, связи, обеспечения центрального гарнизона, тыла и учебное. Командования руководят повседневной деятельностью соединений, частей и подразделений ВВС Армии.

В боевом составе ВВС Армии находятся 13 авиабаз, в том числе 11 истребительных и две отдельные транспортные, на которых дислоцируются до 25 эскадрилий боевой авиации, 12 — вспомогательной, две вертолетные, до 10 отрядов самолетов (вертолетов) связи и управления и столько же вертолетных отрядов поиска и спасения.

Отметим, что основа существующей организационно-штатной структуры авиационных соединений и частей ВВС Армии создавалась ещё в 1960-е гг. при участии американских военных советников и специалистов и с тех пор не претерпела принципиальных изменений.

Авиационный парк иранских ВВС представлен американскими, советскими, российскими, китайскими, французскими и украинскими летательными аппаратами. На вооружение поступают самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) собственной разработки.

По информации зарубежных источников, на вооружении ВВС Армии имеется до 330 боевых, 151 учебно-боевой и учебно-тренировочный, 134 транспортных и вспомогательных самолета, несколько самолетов-заправщиков, 60 боевых и около 110 многоцелевых и транспортных вертолетов, а также большое число БПЛА, в том числе ударных.

К самолетам боевой авиации относятся 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК, 81 истребитель-бомбардировщик (F-4D/ Е «Фантом – 65, «Мираж» F-1 – 10,  «Саега» (иранского производства) – свыше 6), 10 штурмовиков Су-25, 184 истребителя (МиГ-29 – 36, F-14A «Томкэт» — 43, F-7М (китайский аналог МиГ-21) – 24, F-5 различных модификаций – 75, «Азархаш» (иранского производства) – свыше 6), 6 самолетов-разведчиков RF-4, 5 противолодочных самолетов Р-3МР «Орион», а также несколько самолетов РЭБ. Боевые вертолеты представлены американскими АН-1 «Кобра» и машинами собственного производства «Шабавиз-2091».

Американские эксперты считают, что часть самолетов Су-24 и F-14 могла быть переоборудована в качестве носителей крылатых ракет Х-55 (дальность пуска до 3000 км). Имеется информация, что иранские специалисты оборудовали Су-24 системой дозаправки топливом в воздухе, что значительно увеличило радиус их действия. На истребителях F-14 иранцы провели ряд работ по модернизации, позволяющие, в частности, использовать более широкий спектр вооружения. Через посредников за рубежом приобретаются запчасти, необходимые для поддержания этих самолетов в рабочем состоянии, причем, по заявлениям иранских военных, в стране налажено изготовление свыше 70 процентов запчастей, требуемых для F-14.

Основу военно-транспортной авиации составляют американские самолеты С-130Е/Н (около 40) и российские Ил-76МД (12). Начат выпуск легких военно-транспортных самолетов «Иран-140» (лицензионный вариант украинского Ан-140). Всего предполагается собрать 50 машин этого типа. Имеется также несколько самолетов-заправщиков КС-707.

В Иране освоено создание и производство различных типов БПЛА. Наиболее известными из них являются беспилотники типа «Мохаджер», «Абабиль», «Шахбал», «Собакбал», «Хадаф», «Таллаш». Сообщается о разработке БПЛА на основе технологии «стелс». Специалисты КСИР представили иранскую версию американского беспилотника RQ-170, разработанного на основе перехваченного в декабре 2011 г. дрона ВВС США.

Большая часть иранского военного авиапарка устарела морально и изношена физически. По оценкам иностранных специалистов, из-за отсутствия запасных частей и по причине физического износа лишь немногим более 70% самолетов (причем наибольший показатель готовности имеет вспомогательная авиация) находятся в боевом строю, в том числе 50% F-4, 60% F-5 и 40% F-14. Кроме того, разнотипность самолетного и вертолетного парка затрудняет его эксплуатацию и ремонт, создает дополнительные сложности в подготовке летного состава и наземного персонала, затрудняет организацию боевой подготовки и боевого применения ВВС. По американским оценкам, на конец 2014 г., боеспособными считались 113 ударных самолетов и истребителей ПВО: 22 истребителя МиГ-29, 8 штурмовиков Су-25, 18 бомбардировщиков Су-24, 26 истребителей F-14 и 13 истребителей-бомбардировщиков F-4. Эти машины в состоянии выполнить 226 боевых вылетов в сутки.

Группировка ВВС Армии размещена главным образом в северо-западной, западной, центральной и южной частях страны. В соответствии с задачами и дислокацией силы и средства военной авиации Ирана распределены по трем оперативным зонам (командованиям): «Северо-Запад» (штаб в г. Тебриз), «Запад» (Керманшах) и «Юг» (Ахваз). Основными аэродромами базирования являются: Тебриз, Хамадан, Дизфуль, Бушир, Исфаган, Тегеран, Шираз, Бендер-Аббас, Махрабад, Мешхед. На всех военно-воздушных базах сооружены железобетонные укрытия для самолетов.

Развитие ВВС Армии предполагается осуществлять как путем их оснащения самолетами и вертолетами иранского производства (собственные возможности, особенно по выпуску боевых самолетов, ограничены), так и в виде закупок за рубежом. Вместе с тем, в условиях жестких международных санкций в отношении ИРИ приобретение в других странах военной авиационной техники (особенно крупных партий) представляется весьма маловероятным. Иранское командование уделяет значительное внимание поддержанию в технически исправном состоянии наличный парк самолетов и вертолетов путем налаживания в стране выпуска необходимых запасных частей, двигателей, различного оборудования, проведения капитально-восстановительного ремонта. Причем в качестве источника запчастей и узлов используется техника, выведенная из боевого состава и находящаяся на хранении. Осуществляется ряд программ по модернизации авиатехники. В частности, проводятся работы по оснащению американских самолетов управляемым ракетным оружием российского и китайского производства, а также созданными на их базе образцами собственной разработки. Реализован также ряд программ по модернизации бортовых РЛС с целью расширения режимов их работы. Разработка же новых образцов авиационной техники в подавляющем большинстве случаев представляет собой копирование зарубежных аналогов. Причина такого положения заключается в отсутствии у иранцев должного опыта в проведении НИОКР, недостаточном развитии научной, технологической и испытательной базы.

В целом современное количественное и качественное состояние ВВС Ирана позволяет им решать лишь ограниченный круг задач по оказанию поддержки сухопутным войскам и ВМС, прикрывать отдельные административно-политические и экономические объекты и группировки войск. В то же время они не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения, особенно в случае их массированного применения, и устойчиво действовать в сложной радиоэлектронной обстановке.

52.27MB | MySQL:103 | 0,531sec