Йемен балансирует на грани широкомасштабной гражданской войны

Теракты в Сане, унесшие жизни более 150 человек в результате самоподрывов террористов-смертников в зейдитских столичных мечетях, может стать переломной точкой для развития дальнейшей ситуации в этой стране. В настоящее время Йемен балансирует на грани широкомасштабной гражданской войны. Повторим ранее высказанный нами тезис о том, что к произошедшему не имеют отношения боевики «Исламского государства» (ИГ) просто в силу того, что представителей этой группировки просто нет в физическом наличии в Йемене. Для того чтобы понять, кто реально стоит за этими резонансными терактами, обратим внимание на несколько эпизодов, которые, безусловно, имеют под собой одну первооснову. Начнем с убийства 18 марта с.г. пресс-секретаря шиитского движения «Ансар Аллах» (хоуситов) Абделькарима аль-Хайвани, застреленного рядом с его домом практически в самом центре Саны. А.аль-Хайвани — известный йеменский журналист, являлся участником встреч в рамках политического диалога по урегулированию внутрийеменского кризиса, который проводился под патронажем ООН в Сане.

Второй момент — собственно сами резонансные теракты в мечетях, во время которых, как уже сейчас стало ясно, погибло значительное количество знаковых фигур хоуситов, в том числе и один из духовных лидеров — Муртада аль-Махтури. И, наконец, объявленное сразу же после терактов в Сане решение Вашингтона об окончательной эвакуации своих дипломатов и военных из страны. В частности, ряд СМИ ранее указывали на то, что в начале этого года Соединенные Штаты эвакуировали из Йемена около 100 военнослужащих спецназа. Спецназовцы были расквартированы на базе Аль-Анад на юге Йемена. После их вывода в стране не останется американских военнослужащих. Внесем поправки в данном контексте: американцы еще продолжают контролировать свою базу ВМФ на острове Сокотре. Но в любом случае, Пентагон лишается всех своих форпостов радиоэлектронной разведки и базы беспилотников в Йемене. И это на фоне нарастающего радикально-исламистского влияния в том же Адене, и особенно в Марибе. Напомним, что происходит оно не только на фоне нарастающей экспансии хоуситов на севере, но и при помощи Саудовской Аравии, которая открыла канал массированной материально-технической помощи радикалам в этом регионе. В этой связи не совсем понятно, каким образом Вашингтон планирует влиять на ситуацию в стране и ликвидировать возникающие, по определению Госдепартамента, «опасности национальной безопасности». По большому счету, вариантов у США для этого крайне мало: полностью утеряна возможность получения агентурной информации через позиции национальной спецслужбы страны, по большому счету, разгромленной на Севере и в Марибе, а полеты дронов связаны с трудностью чисто географического порядка. Присутствие же американских сухопутных сил в стране и их участие в неких теоретических боестолкновениях, как стало понятно, не рассматривается нынешней администрацией Белого дома в принципе. Осуществлять рейды беспилотников из КСА или с новой базы ВВС в Уганде — довольно затруднительно даже с технической точки зрения. Опора на коллег из КСА в рамках получения развединформации вызывает много вопросов: саудовские спкцслужбы объективно не будут снабжать американцев данными о своих союзниках в лице салафитских группировок. А сведения в отношении хоуситов и иранцев, которые, судя по всему, начали активно разыграть йеменскую карту, будут носить, безусловно, ангажированный характер.

Теперь поясним, каким образом все эти три эпизода связаны между собой. АА.аль-Хайвани и погибшие на днях в Сане идеологи хоуситов во главе с М.аль-Махтури являлись представителями т.н. «мирного крыла» движения «Ансар Аллах». Последнее также далеко неоднородно (или, по крайней мере, было таковым до последних событий). В нем присутствуют условно «голуби» и «ястребы», и последние, после физической ликвидации своих оппонентов, явно приобрели «второе дыхание». В общем-то неслучайно сразу же после терактов в мечетях Саны руководство движения объявило всеобщую мобилизацию. Принципиальная разница между двумя течениями в движении хоуситов заключается в методах выхода из кризиса. «Голуби» были категорически против возможного наступления на Мариб или Таиз, а далее — на Аден, предпочитая делать ставку на переговорный процесс и нахождения неких точек для достижения компромисса с остальными политическими движениями и группами в Йемене. «Ястребы» же в силу узкого кругозора полагают, что военные методы являются единственно возможными. При этом ими слабо учитывается боевой потенциал отрядов хоуситов и способность остальной части страны консолидироваться перед лицом зейдитской экспансии. Нынешний нейтралитет большинства племенной группы Хашед и вынужденная эмиграция руководства исламистской партии «Ислах» в лице братьев Ахмаров и сводного брата бывшего президента А.А.Салеха Али Мохсена аль-Ахмара — вещь временная и может очень быстро трансформироваться в зависимости от военных успехов хоуситов. Если таковые, конечно, будут. Таким образом, наш предыдущий вывод о причастности к последним убийствам представителей «мирного крыла» хоуситов бывшего президента А.А.Салеха (а он, безусловно, настроен именно на разжигание полномасштабной гражданской войны) имеет не просто право на жизнь, а является наиболее логичной версией происходящего. Добавим только, что абсолютно не удивимся, если они были спланированы с участием еще и хоуситов- «ястребов». Борьбу за власть и политическое убийство, как самое доступное и радикальное средство достижения политических целей, в Йемене никто еще не отменял. Индикатором дальнейшего вектора развития ситуации будут возможные наступательные действия хоуситов на Мариб и особенно Таиз. Последний, бесспорно, имеет принципиальное стратегическое значение для противоборствующих сторон, так как расположен на пересечении стратегических путей по оси «север-юг» и теоретически дает возможность контролировать Баб-эль-Мандебский пролив, через который идет основной поток грузопотока из Персидского залива. Захват хоуситами Таиза, который произошел  22 марта с.г., пока укладывается в эту логическую схему   и свидетельствует о победе в стане зейдитов «партии войны».

Причем здесь действия американцев и их эвакуация? Она фактически означает признание со стороны Вашингтона провала своей стратегии на юге Аравийского полуострова, включавшую в себя последовательное развитие партнерских отношений с режимом А.М.Хади и движением хоуситов в рамках противодействия исламистской джихадистской идеологии и усиления, условно говоря, «аль-каидовского» присутствия в Йемене. С ликвидацией «соглашателей» в движении «Ансар Аллах» стало очевидно, что точек опоры в руководстве зейдитов у американцев не осталось. Или почти не осталось. Единственным способом наладить диалог с хоуситами или принудить их пойти на мирный диалог с другими участниками процесса внутрийеменского урегулирования осталось налаживание взаимодействия с Ираном, с которым пока не удается договориться по теме его ядерной программы. Военный разгром хоуситов при поддержке «законного правительства» А.М.Хади, конечно, возможен в теории, но чреват иными рисками. Он однозначно приведет к резкому усилению в стране тех сил, которых принято считать «джихадистскими». Прямо скажем, неутешительная перспектива. Отсюда фактическое дистанцирование Вашингтона от происходящего и пауза, призванная понаблюдать за происходящим со стороны в рамках определения своей дальнейший тактики.

52.31MB | MySQL:103 | 0,561sec