О китайских военных поставках в Южный Судан и Судан

Южносуданские партизаны из  Суданского народно-освободительного движения (оппозиция), которые подчиняются бывшему вице-президенту Южного Судана Р.Машару, заявили о том, что «они располагают исчерпывающими документальными доказательствами» о продолжающемся снабжении Китаем Джубы летальным вооружением через территорию Эфиопии. «Мы подтверждаем факт того, что китайское торговое судно «Да Дан Хиа» доставило на днях военную амуницию и оружие в порт Джибути. В самое скорое время оно будет переправлено через территорию Эфиопии на территорию Южного Судана», — завил представитель СНОД-О Петер Мабиор Риини. Указанное вооружение включает в себя головки для наведения ракет класса «земля-земля», артиллерийские системы, и миллион детонаторов для мин и снарядов. Также утверждается, что Джуба сумела договориться с Аддис-Абебой о транзите указанного вооружения и заплатила за это 3.5 млн долларов США. При этом, испытывая крайний дефицит наличной валюты, Джуба расплачивается с китайцами сырой нефтью, которая поступает в распоряжение нефтяных государственных компаний КНР непосредственно в самой Эфиопии. Опровержений от официальных лиц в Джубе не последовало, однако было заявлено, что «каждое государство имеет суверенное право укреплять свою обороноспособность путем закупки вооружения у третьих стран». Многие эксперты расценили этот комментарий как косвенное подтверждение факта поставок оружия из Китая. Тем более, что Пекин только в прошлом году продал Южному Судану оружия на 38 млн долларов, расплата за которое проходила по аналогичной бартерной схеме. Разгружалось оно в кенийском порту Момбаса. Заметим, что в период посещения делегации повстанцев из СНОД-О во главе Р.Машаром  Пекина в сентябре прошлого года ей были даны клятвенные заверения о том, что поставок вооружения в Южный Судан больше не будет. Эфиопия при этом является главой регионального объединения ИГАД и главным посредником в мирном урегулировании внутрисуданского кризиса. Но в данном случае все вопросы политического характера уступают место интересам чисто экономическим. Особенно с учетом того, что Китай является одним из ведущих экономических партнеров Эфиопии.

Что касается Пекина, то в данном случае также не стоит его сильно подозревать в излишней любви к С.Кииру. Китайцы действительно были одними из основных покупателей суданской нефти еще в те времена, когда Хартум и Джуба жили в неком переходном периоде совместного сосуществования, что, кстати, всех в принципе устраивало. Основные месторождения страны остались после получения Южным Суданом независимости на территории последнего, и Пекин, после некоторых попыток, прекратил добиваться некоторого примирения сторон, в свете разгоревшегося между ними кризиса, свернул все инфраструктурные проекты в этой отрасли. Но, как оказывается, продолжает осуществлять бартерные сделки с сырой южносуданской нефтью. Причем в обмен на вооружение и боеприпасы. Отметим, что продолжает работать «оружейное эмбарго», действующее со стороны США и стран Запада. В данном случае мы имеем дело с обыкновенным «практицизмом» в действиях Пекина на африканском векторе, который предусматривает возможное максимальное дистанцирование от политических приоритетов своих партнеров, делая упор исключительно на экономическую прибыль. При этом «любовь» к С.Кииру объясняется крайне прозаично. Дело в местоположении основных нефтяных месторождений и перспективах возобновления ее транзита либо через Судан, либо альтернативным путем через территорию Южного Судана в кенийский порт Момбаса. Пекин уже подрядился построить там нефтеперерабатывающий терминал. Так же в расчетах китайских аналитиков присутствует и вывод о том, что титульная нация Южного Судана динка (к которой относится и С.Киир) при всех вариантах развития событий сохранит влияние в стране.

Если же оценить факты поставок вооружений южносуданской армии с точки зрения нарастания напряженности в самом Южном Судане, что может привести к более глобальной дестабилизации в регионе, то в данном случае будем сохранять оптимизм. Появилась информация, что Хартум готов снять с южносуданского направления  шесть тысяч военных для переброски их в Йемен в рамках запланированной саудитами наземной операции по наведению «конституционного порядка» в этой стране. Это косвенно свидетельствует о том, что в суданском руководстве убеждены в том, что чисто внутриюжносуданский конфликт не выйдет за границы страны, даже несмотря на все поставки китайского оружия. Дело в том, что как показывает история событий в том же Йемене, обилие современного вооружения совершенно не гарантирует успех на поле боя. Южносуданский конфликт носит чисто внутриэтнический характер и не имеет видимых перспектив для экспансии на другие территории. В том числе  непосредственно в Судан. При этом перспективы мирного компромисса (пусть и временного) между сторонами выглядят все-таки более вероятными, нежели чем продолжение гражданской войны до полной победы одной из сторон: динка и нуэр просто не на что больше воевать, и бартерные сделки с китайцами или кем-либо еще эту ситуацию кардинальным образом не исправят.

Возвращаясь к теме поставок оружия из Китая, то, по некоторым данным, они будут продолжены. Естественно не на регулярной основе, а от случая к случаю. Причем не только в Южный Судан, но и в Судан. По крайней мере, договоренности об этом были достигнуты еще в прошлом году во время визита в КНР советника президента  Судана Нафи Али Нафи. Суданскую сторону волнует, прежде всего, техническое обслуживание поставленных ранее учебно-тренировочных самолетов. Но на повестке дня — также поставки танков и запчастей к ним. Вопрос только в том, чем за все это оружие Хартум будет расплачиваться. Не исключено, что саудовскими кредитами, если правильно будет вести себя в рамках разгорающегося йеменского кризиса.

52.18MB | MySQL:103 | 0,434sec