Саудовский министр иностранных дел: выступление в консультативном совете

30 марта 2015 г. глава саудовского внешнеполитического ведомства сразу же после возвращения из египетского Шарм-аш-Шейха, где проходил очередной саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), выступил на заседании национального Консультативного совета с изложением задач внешнеполитического курса государства. Встречи членов правительства и членов Совета уже стали частью саудовского внутриполитического процесса.

Естественно, что первое, о чем говорил министр, было связано с развитием ситуации в Йемене. Саудовское видение этой ситуации, если отталкиваться от слов министра, состоит в том, что в этой стране «вооруженные формирования хоуситов и сторонников бывшего президента (Абдаллы Салеха – Г.К.) при поддержке Ирана разрушают Йемен». Это означает, как замечал С.аль-Фейсал, что «происходит деформация конституционной законности и отказ от каких-либо форм мирного решения кризиса», — ныне существующая ситуация «ведет Йемен к анархии, когда перед страной возникают опасности, последствия которых сегодня невозможно предвидеть». Означает ли это, что Саудовская Аравия рассматривает военные действия как единственный путь к преодолению этого положения? Нет, подчеркивал глава саудовского внешнеполитического ведомства: «Мы не поборники войны, но, если раздадутся барабаны войны, то мы к ней готовы. Безопасность Йемена – неотъемлемый элемент безопасности королевства, Залива и арабской национальной безопасности». В силу этого обстоятельства, как заявлял С.аль-Фейсал, «когда страна-сосед, отчаявшийся народ и законное руководство обратились с просьбой о помощи, защите от тех, кто ввергает Йемен в анархию, кто отказывается сохранять законность, национальное единство, независимость, суверенитет и региональную безопасность», Саудовская Аравия «создала коалицию для защиты законности в Йемене и была благословлена и широко поддержана арабо-мусульманской нацией и миром».

Сирия стала вторым вопросом, рассматривавшимся С.аль-Фейсалом в его выступлении перед членами Консультативного совета. Для Саудовской Аравии речь идет о «беспрецедентной для современного мира трагедии, жертвой которой стала арабская страна»: «Ее экономика разрушается, а народ уничтожается руками тех, кто, казалось бы, должен был все это защищать». В этой связи саудовская позиция исходит из следующего: «Осознавая глубину страданий арабского сирийского народа, королевство поддерживает любые действия, направленные на то, чтобы пробудить совесть арабов и всего мира и положить конец продолжающейся гуманитарной катастрофе. Королевство поддерживает принципы Декларации “Женева — 1”, предусматривающей создание переходного органа управления с широкими политическими и военными полномочиями, а также полномочиями в сфере безопасности. Асад, а также те, чьи руки запятнаны кровью сирийцев, не станут членами этого органа». Наконец, как считал важным заявить саудовский министр иностранных дел, «необходимо добиться такого соотношения сил на полях сражений, которое заставило бы дамасского палача пойти на мирное решение».

Разумеется, С.аль-Фейсал говорил и об Ираке. Характеризуя время правительства Нури аль-Малики, он подчеркивал: «Подталкиваемая внешними силами, правившая в Багдаде хунта сеяла анархию и разделяла граждан страны, совершая преступления и внедряя ненависть в жизнь общества». Ныне положение, тем не менее, изменилось. С.аль-Фейсал выразил оптимизм в связи с формированием правительства Хайдара аль-Абади и провозглашенным им курсом на «созидание патриотического Ирака при участии представителей всех этноконфессиональных групп, борьбой с терроризмом и изживанием конфессиональных вооруженных формирований. По его словам: «Этот позитивный курс получил нашу полную поддержку, что позволило развивать отношения в направлении возобновления работы посольства королевства в Багдаде и взаимодействия с международной коалицией для борьбы с террористами из ИГИЛ».

Вместе с тем, основное место в выступлении главы саудовского внешнеполитического ведомства в Консультативном совете занял анализ современных саудовско-иранских отношений. Возвращаясь к истории, он подчеркивал: «Когда произошла иранская революция, мы надеялись на то, что она будет развиваться на основе духа ислама, что она станет поборником проблем арабского и исламского мира, помогая нам в их решении, укрепляя мир и безопасность в регионе. Но мы столкнулись с курсом на экспорт революции, подрывом безопасности и открытым вмешательством в дела государств региона, где пытались сеять рознь между сынами одной и той же веры (единого ислама – Г.К.). Этот курс заставил нас ставить вопросы о том, в чем состоит интерес Ирана, который следует курсом раскола арабо-исламского мира, стремясь подтолкнуть его к бездне, из которой нельзя подняться».

Экскурс в историю был необходим С.аль-Фейсалу для того, чтобы перейти к настоящей эпохе. Говоря о нынешнем состоянии саудовско-иранских отношений, он отмечал: «Сегодня мы не судим Иран, но и не оправдываем его в связи с выдвигаемыми в его адрес обвинениями. Мы испытываем его намерения, оставаясь готовыми к тому, чтобы протянуть ему руку как соседнее мусульманское государство и открыть новую страницу [в наших отношениях]. Если мы убедимся, что Иран цивилизованное государство, а мы считаем его и его народ цивилизованными, то тогда его долгом станет созидание цивилизации, которая будет направлена на то, чтобы созидать безопасность и мир в регионе, а не подрывать его. Поскольку Иран исламское государство, а Книга Господа и Сунна Его Пророка требуют служить делу мусульман, а не разделять их, постольку Иран должен понять, что призыв [Господа] к исламской солидарности был не только ниспослан, но и должен быть воплощен в реальность. В интересах Ирана содействовать этому воплощению, а не проводить курс того, что он называет экспортом революции».

Естественно, что С.аль-Фейсал не мог не говорить и об иранской ядерной программе. По его словам, «“группа 5+1” должна, прежде всего, добиться согласия между Ираном и арабскими странами, а не уходить в сторону от интересов государств региона». Как он заявлял: «Государства-посредники не должны предлагать Ирану выгоды, воспользоваться которыми он сможет только в том случае, если начнет сотрудничать с государствами региона». Эта позиция, по словам главы саудовского внешнеполитического ведомства, исходит из того, что «иранская ядерная программа – опаснейший вызов безопасности и благополучию региона, поскольку, если в регионе появляется оружие, то оно всегда используется». Далее он продолжал: «Исходя из этого, мы всегда призывали к мирному решению, основывающемуся на гарантии права Ирана и государств региона на мирное использование ядерной энергии на основе норм и принципов Международного агентства по ядерной энергетике и под его контролем. Это отвечает и позиции Лиги арабских государств, заключающейся в том, что регион Ближнего Востока и Залива должен быть свободным от всех видов оружия массового поражения, в том числе и ядерного».

В центре внимания саудовского министра иностранных дел находился и вопрос борьбы с терроризмом. Он отмечал, что позиция его страны состоит в том, чтобы «расширять задачи международной коалиции, борющейся против “Исламского государства”». Смысл такого расширения состоит в том, что «коалиция должна стать подобием международной полиции, борющейся со всеми без исключения террористическими организациями, где бы они не находились». При этом, по его словам, «идейное противостояние терроризму не менее важно, чем противостояние ему в сфере безопасности», что в равной мере относилось и к необходимости «перекрытия всех каналов финансирования террористов».

Наконец, палестинский вопрос. С.аль-Фейсал считал необходимым подчеркнуть, что этот вопрос – «основной приоритет внешней политики королевства, основанной на стремлении к справедливому, всеобъемлющему и прочному миру, лежащему в основе арабской мирной инициативы». Решение этого вопроса, саудовский министр иностранных дел провозглашал задачей, которую «королевство стремится решить, обращаясь как к двусторонним, так и многосторонним форматам».

52.2MB | MySQL:103 | 0,618sec