Ситуация в Сомали: февраль 2015 г.

В Сомали февраль начался с очередной атаки американского ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) по одному из лидеров исламистского движения «Аш-Шабаб». Об этой атаке Пентагон объявил 3 февраля. Как сообщил его представитель контр-адмирал Джон Кирби, по цели – месту нахождения полевого командира движения «Аш-Шабаб» Юсефа Диика в районе населенного пункта Динсор в 270 км к западу от Могадишо — были выпущены несколько ракет «Хеллфайр». Как утверждал представитель Пентагона, Ю.Диик является «командующим внешними операциями (то есть за пределами Сомали), ответственным за планирование разведывательных и контрразведывательных операций». Именно он, судя по всему, был организатором показательного нападения в сентябре 2013 г. на торговый центр «Вестгейт» в столице Кении Найроби, в результате которого погибли около 70 человек.

Первоначально американцы ничего не могли сказать относительно итогов операции.

Двумя днями ранее сомалийские власти и свидетели сообщили о бомбардировке с воздуха одного из районов на юге Сомали.

По американским данным, в настоящее время в Сомали находятся до 100 американских военных советников, главным образом – из числа «зеленых беретов». США поддерживают действующие власти Сомали атаками БПЛА и действиями подразделений сил специальных операций.

Предыдущий американский авиаудар в Сомали был совершен 29 декабря прошлого года. Тогда был уничтожен Тахлиль Абдишакур, идентифицированный как начальник разведки движения «Аш-Шабаб».

Уже 6 февраля власти Сомали объявили, что в результате американского удара с воздуха Ю.Диик был уничтожен вместе с несколькими другими боевиками. Пострадали также несколько гражданских лиц. Одновременно они предложили боевикам движения «Аш-Шабаб» сдаться, пообещав в противном случае их уничтожение.

9 февраля движение «Аш-Шабаб» взяло на себя ответственность за убийство Абдулахи Кайяда Барре — очередного депутата парламента Сомали, погибшего от рук исламистов, напомнив в очередной раз, что все депутаты являются для него приоритетными целями. Депутат был расстрелян в момент, когда он выходил из собственного дома.

В 2014 г. исламисты убили пять депутатов парламента. Боевики движения «Аш-Шабаб» назвали депутатов парламента  своими приоритетными целями после того, как парламент проголосовал за иностранное военное вмешательство в Сомали.

В настоящее время в стране развернут 22-тысячный контингент миротворцев Африканского союза (Amisom), в состав которого вошли воинские формирования от Уганды, Бурунди, Джибути, Кении и Эфиопии.

Случайно или нет, очередной депутат парламента Сомали был убит в день, когда парламент голосовал за доверие новому правительству страны. Несмотря на убийство, голосование было проведено. В новый кабинет вошли 26 министров и столько же их заместителей. За доверие новому кабинету проголосовали 191 депутат из 220 присутствовавших на церемонии, сообщил спикер Национальной ассамблеи Мохаммед Осман Джавари. Его глава – Омар Абдирашид Али Шармарке – был назначен еще в декабре прошлого года после того, как парламент выразил недоверие его предшественнику на этом посту Абдивели Шейху Ахмеду, вступившему в открытый конфликт с президентом Хасаном Шейхом Мохамудом.

В середине января депутаты отвергли первый состав правительства, предложенный новым премьером, что отразило борьбу кланов за места в кабинете.

В середине февраля командование Amisom развернуло очередной батальон из Джибути в центральной части Сомали в регионе Хиран. На местном аэродроме, на который прибыли два транспортника с солдатами, заблаговременно были предприняты повышенные меры безопасности, поскольку ранее исламисты несколько раз обстреливали его из минометов.

11 февраля стало известно, что в районе населенного пункта Гурсьел в 400 км к северу от Могадишо произошло боестолкновение между сомалийскими военными и местным милицейским формированием суфийского толка. В результате боя погибли по меньшей мере 16 человек, 14 получили ранения.

В тот же день в ходе боя между африканскими миротворцами и боевиками движения «Аш-Шабаб» в районе г.Бараве на юге Сомали были убиты 10 джихадистов. Такое боестолкновение является в целом исключением из правила – обычно исламисты в Сомали избегали «классических» боев с оснащенными бронетехникой миротворцами.

20 февраля боевики движения «Аш-Шабаб» совершили очередной показательный теракт, атаковав в Могадишо отель «Центральный», в котором в тот момент находились депутаты парламенты и члены правительства. В результате атаки погибли по меньшей мере 25 человек, десятки получили ранения. Атака развивалась по многократно опробованной ранее схеме. Сначала у въезда в отель смертник подорвал автомашину, затем – когда к месту взрыва сбежались охранники – привел в действие пояс смертника еще один боевик. После этого боевики пошли на штурм отеля и они смогли ворваться в него. Атака была совершена сразу после пятничной молитвы.

Позднее стало известно, что в результате нападения погиб заместитель мэра Могадишо, двое депутатов парламента, секретарь премьер-министра,  ранения получили вице-премьер-министр Мохаммед Арте, министр транспорта и министр портовой инфраструктуры и морских ресурсов. Тогда же стало известно, что оба смертника имели двойное гражданство и подданство – они имели голландские паспорта. Первый из них – Исмаил Муса – подорвал автомашину у въезда в отель, одновременно смертница Лула Ахмед Дахир – привела в действие «пояс шахида» внутри отеля в ходе пятничной молитвы. Смертница до этого в течение четырех месяцев работала в отеле и возможно, являлась женой И.Мусы.

Ответственность за этот теракт тут же взяло на себя движение «Аш-Шабаб». После него число убитых депутатов парламента достигло восьми.

23 февраля движение «Аш-Шабаб» распространило видео-обращение, в котором пригрозило атаковать торговые центры в США и Западной Европе по примеру того, что оно сделало в сентябре 2013 г. при нападении на торговый центр «Вестгейт» в столице Кении Найроби, в результате которого погибли около 70 человек. Немедленно последовала реакция США – министр внутренней безопасности Дж.Джонсон призвал американцев к осторожности и бдительности. Он использовал эту угрозу и для того, чтобы надавить на Конгресс и одобрить бюджет его ведомства, заблокированный республиканцами по политическим мотивам. Таким образом, видео-угроза джихадистов подоспела как нельзя вовремя.

В видео-обращении представитель движения «Аш-Шабаб» Али Махмуд Раги также предупредил, что «война (с Западом-авт.) только началась». «»Вестгейт» – это только капля в океане. Атаки будут продолжены», — сказал он. Среди возможных целей он назвал, в частности, торговые центры Forum des Halles и 4 Temps в Париже, Mall of America в Миннесоте и Oxford Street в Лондоне.

Судя по всему, на Западе всерьез восприняли угрозу движения «Аш-Шабаб». Тем более что реализовать ее вряд ли составит большую проблему с учетом больших диаспор сомалийцев, и в первую очередь – в таких странах, как Канада, США и Великобритания. Именно среди тамошних диаспор движение «Аш-Шабаб» активно рекрутировало новых бойцов в последние годы.

25 февраля США впервые за четверть века назначили своего посла в Сомали. Этот пост заняла Катрин Данани. Ее резиденция будет находиться в Найроби. В Вашингтоне этот шаг назвали признаком «углубления отношений между США и Сомали», а также «прогресса, достигнутого сомалийцами в деле вывода страны из 20-илетнего конфликта».

Как бы в ответ на «достигнутый прогресс» 26 февраля исламисты обстреляли из минометов сильно охраняемые окрестности президентского дворца в Могадишо. По меньшей мере 4 мины упали на паркинге дворца. Погиб один из его охранников.

Однако самый серьезный удар по Сомали в феврале нанесло не движение «Аш-Шабаб», а США, блокировавшие работу банка Merchants Bank of California, с помощью которого сомалийцы из диаспор через систему «хаваля» делали денежные переводы своим родственникам в Сомали при том, что в этой стране никакой банковской системы не существует вообще. На этот банк приходилось до 80% трансфертов в Сомали. Это решение было принято под вполне обоснованным предлогом борьбы с финансированием терроризма. Как тут же предупредила базирующаяся в Найроби неправительственная организация Adeso, это решение будет иметь катастрофические последствия для населения Сомали, которое ежегодно получало через такие денежные переводы до одного миллиарда долларов ежегодно (это примерно сопоставимо с уровнем международной помощи), в том числе до 200 млн долларов – из США. «Эти переводы являлись становым хребтом «экономики» (если уместно использовать это слово-авт.) Сомали», — отметила директрисса Adeso Даген Али.

Уже 8 февраля Сомали заявило, что «активно пытается» предотвратить закрытие канала трансферта денежных средств из США, предупредив, что последствия этого шага могут быть катастрофическими для страны, поскольку за счет этих переводов живут миллионы сомалийцев.

Система «хаваля» практически не оставляет бумажных и электронных следов, именно поэтому за нее взялись в последнее время американцы, хотя о ее существовании было известно достаточно давно. Установлено точно, что через нее финансировались террористические сети, и в частности, обеспечивались теракты 11 сентября 2001 г. в США.

В целом, ситуация в Сомали остается далекой от стабильной. Беспокоит то, что движение «Аш-Шабаб» все больше расширяет зону своей активности. А это значит, что приходится ждать повторения трагедии «Вестгейта».

52.25MB | MySQL:103 | 0,468sec