О реакции Ирана на йеменский кризис

Операция «Буря решимости», начатая Саудовской Аравией и ее союзниками против хоуситов Йемена вызвала определенный шок в Тегеране. Судя по всему, в иранском истеблишменте не ожидали такого разворота событий, как и решительных на грани авантюризма действий Саудовской Аравии. В то же время в Тегеране отдают отчет в том, что Йемен является второстепенной площадкой для Ирана. Основные стратегические интересы ИРИ сосредоточены в Сирии, Ираке и Ливане. Иранцы ожидают, что Эр-Рияд, увязнув в Йемене, ослабит внимание к сирийскому фронту, что будет способствовать утрате саудовских позиций на Ближнем Востоке.

28 марта с заявлением по поводу йеменского кризиса выступил министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф. В интервью арабоязычной газете «Аль-Алам» он призвал Саудовскую Аравию прекратить боевые действия в Йемене. «Мы требуем немедленно прекратить саудовскую военную операцию в Йемене. Она не принесет выгоду ни одной из стран региона, и только усилит напряженность», — заявил министр. Зариф подчеркнул, что дальнейшая эскалация кризиса сыграет на руку «Исламскому государству» и «Аль-Каиде».

29 марта официальное заявление иранского МИД было озвучено пресс-секретарем министерства Марзие Афхам. В нем она отвергла обвинения в предоставлении иранского оружия хоуситам Йемена. Подобные обвинения М.Афхам назвала «лживыми и сфабрикованными». По мнению иранского МИДа, они призваны оправдать саудовскую агрессию в Йемене. По словам М.Афхам, иранские самолеты, летавшие из Тегерана в Сану, перевозили гуманитарную помощь и лекарства жителям Йемена, страдавшим от гражданских конфликтов. Эти операции проводились под эгидой иранского Общества Красного полумесяца. Пресс-секретарь иранского МИДа призвала все страны мира остановить военные действия в Йемене.

В свою очередь заместитель министра иностранных дел ИРИ Муртаза Сармади призвал к немедленному прекращению авиаударов и началу диалога между противоборствующими сторонами в Йемене. Высокопоставленный иранский дипломат назвал саудовскую военную операцию в Йемене агрессией и стратегической ошибкой. «Чем дольше будет продолжаться война, чем больше невинных людей будет погибать в Йемене, чем больше будет разрушаться йеменская инфраструктура, тем больше ненависти, терроризма и экстремизма будет распространяться в регионе», — отметил дипломат.

В оценке действий КСА как стратегической ошибки с ним согласился другой заместитель министра иностранных дел Ирана Хусейн Амир Абдоллахиян, курирующий регион Ближнего Востока. «Неприемлемо, что Саудовская Аравия атакует народ и инфраструктуру этой страны, это может привести к дальнейшему ухудшению обстановки в регионе и в исламском мире в целом», — констатировал Абдоллахиян. Он отметил, что это уже не первый случай саудовской агрессии. Первым прецедентом агрессивного поведения Эр-Рияда была оккупация Бахрейна в 2011 году. При этом он посоветовал саудитам не полагаться слишком на одобрение этой акции со стороны Соединенных Штатов.

Ясно, что военные действия просаудовской коалиции в Йемене ставят окончательный крест на попытках нормализации ирано-саудовских отношений. Это признал даже такой умеренный деятель иранского религиозного истеблишмента как руководитель Совета по целесообразности принимаемых решений аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Напомним, что в 1990-е годы он был одним из инициаторов ирано-саудовского сближения. В последние годы Рафсанджани, пользующийся авторитетом в Эр-Рияде, предпринимал усилия по окончанию холодной войны между региональными сверхдержавами. Иранский политик отменил свой визит в Саудовскую Аравию, который должен был состояться в начале апреля. Об этом объявил его официальный представитель Кудратулла Алихани. Рафсанджани заявил 30 марта: «К сожалению, некоторые арабские страны совершили грубую и опасную ошибку, начав бесцельные бомбардировки Йемена. В действительности они начали игру с огнем». Он подверг резкой критике действия Лиги арабских государств. Рафсанджани сказал: «За 50 лет эта организация не предприняла ни одного самого робкого шага для прекращения оккупации Аль-Кудс (Иерусалима), но сейчас ее члены  объединили свои усилия против мусульманской страны. Это достойно сожаления». Отметим, что с мнением Рафсанджани совпадает оценка деятельности ЛАГ его политическим противниками – иранскими консерваторами, связанными с М.Ахмадинежадом. В близкой к бывшему президенту газете «Ватан –э-эмруз» помещена статья под названием «Создание общих вооруженных сил ЛАГ радует Израиль».

Депутаты иранского парламента, активные в вопросах внешней политики, не смогли пройти мимо действий КСА в Йемене. С заявлением по поводу йеменских событий выступил заместитель председателя Комитета по национальной безопасности и внешней политике Мансур Хагигатпур. В данном комитете парламента доминируют представители консервативной фракции и сторонники аятоллы Мохаммеда Таги Месбаха Йазди, отличающегося антиамериканской и антисаудовской направленностью. Поэтому и их оценки существенно резче, чем оценки иранского МИДа. М.Хагигатпур выразил надежду, что Йемен «станет кошмаром для агрессоров». По его мнению, «Саудовская Аравия начала азартную игру, в которой она потерпит поражение. Вы станете свидетелями силы йеменского народа, а Эр-Рияд должен быть готов заплатить высокую цену за свое отвратительное поведение». Он выразил уверенность в том, что КСА начала военную операцию в Йемене по согласованию с Соединенными Штатами. «Безусловно, они (саудиты-авт.) начали свою войну в координации с Америкой. Но и Эр-Рияд, и Вашингтон должны понимать, что времена односторонних агрессивных мер прошли. Это наглядно показал провал подрывных усилий Америки и ее союзников в Ираке и в Сирии», — отметил иранский парламентарий.  Вместе с тем, большая группа депутатов иранского Меджлиса направила обращение в Движение неприсоединения с предложением к этой организации осудить саудовскую агрессию в Йемене.

Саудовская военная операция в Йемене вызвала массу откликов у иранских экспертов и аналитиков. Отметим только двух из них: бывшего министра иностранных дел ИРИ и советника верховного лидера по вопросам внешней политики Али Акбара Велаяти и бывшего представителя Ирана в ООН, а затем посла во Франции Садега Харрази. Оба являются влиятельными иранскими дипломатами и учеными, однако с различными подходами и карьерными судьбами. Велаяти, возглавлявший иранскую внешнюю политику в сложнейший период ирано-иракской войны и впоследствии сыгравший немалую роль в выводе страны из международной изоляции в 1990-е годы, является консервативным прагматиком, настороженно относится к политике США и Запада в регионе. По-прежнему сохраняет огромное влияние на иранский внешнеполитический курс (едва ли не большее, чем президент Х.Роухани и глава МИДа М.Д.Зариф). С.Харрази известен как близкий соратник бывшего президента ИРИ Мохаммеда Хатами, вместе с которым они разрабатывали доктрину «диалога цивилизаций». Является сторонником сближения Ирана с Западом, хотя и не в ущерб национальным интересам. В настоящее время находится в опале, что не мешает ему возглавлять научно-исследовательский центр и вести популярный сайт «Иранская дипломатия».

А.А.Велаяти в интервью, помещенном на его собственном сайте, затронул проблему Йемена. По его мнению, движение хоуситов является ярким примером «исламского пробуждения», начавшегося в ходе «арабской весны».  При этом он выделил три фактора, делающие эту революцию исключительной. Во-первых, она является исламской революцией, во-вторых, национально-освободительной, в-третьих, общей шиитско-суннитской, объединяя хоуситов Саады, зейдитов Саны, суннитов Адена. В операции «Буря решимости» он видит «повторение сценария США, Саудовской Аравии и сионистов по уводу революции от истинных целей в сторону конфессиональных конфликтов». Однако, по его мнению, «этот сценарий уже потерпел крах в Сирии, Ливане, Ираке, потерпит крах и в Йемене. Благородный и свободолюбивый народ Йемена разгромит оккупантов, если те начнут наземную операцию». Затронув роль других участников коалиции, иранский дипломат отметил: «Негоже во имя сиюминутных интересов предавать дело исламской уммы и бросаться камнями, сидя в стеклянном доме». По его убеждению, конфликт будет затяжным и приведет к появлению долговременного очага нестабильности на юге Аравии.

В свою очередь С.Харрази оценил движение хоуситов в Йемене как «народную революцию и исламское пробуждение». По его мнению, в третьем тысячелетии геополитические и другие интересы государств не достигаются путем агрессии, поэтому саудовской победы в йеменском конфликте не будет. «Йемен может стать саудовским Вьетнамом. Недалекий и реакционный саудовский режим не понимает превосходства мягкой силы над агрессией», — отметил Харрази. «История знает немало примеров, когда справедливые войны выигрывались партизанами, даже против превосходящего противника. Например, военная победа «Хизбаллы» над Израилем в 2006 году. Йеменские партизаны нанесут Эр-Рияду такой ущерб, что Саудовская Аравия вынуждена будет просить Иран о посредничестве в урегулировании конфликта», — констатировал он. Отвечая на вопрос журналистов о мотивах, побудивших союзников КСА (Египет, Пакистан) присоединиться к коалиции, иранский аналитик отметил, что эти причины лежат в экономической плоскости и финансовой зависимости этих государств от КСА. Между тем, египтяне и пакистанцы должны были бы внимательно подумать, прежде чем ввязываться в драку. Египтяне имеют собственный негативный опыт войны в Йемене в 1962-1968 годах, а пакистанская армия не может справиться с повстанцами-талибами в своих северных провинциях.

Между тем, одним из последствий начала военной операции в Йемене явилось резкое ухудшение ирано-турецких отношений. 26 марта с.г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, объявив о поддержке Турцией операции «Буря решимости», сделал ряд скандальных заявлений. Он призвал Иран «убрать террористов-хоуситов и свою агентуру из Йемена, равно как из Сирии и Ирака». По его мнению, «Иран действительно борется с «Исламским государством» на Ближнем Востоке, но только чтобы занять его место». Заявления турецкого президента прозвучали тем более удивительно, что в начале апреля он намеревался посетить Тегеран с официальным визитом.  На это заявление сразу же прореагировал иранский Меджлис в лице председателя Комитета по национальной безопасности и внешней политике Алаеддина Боруджерди. Консервативный депутат отметил, что Турция несет главную ответственность за братоубийственную войну, раскол и гибель мирных людей в Сирии. «Визит Эрдогана будет бесполезен. Меджлис настоятельно рекомендует его отменить», — сказал Боруджерди. Руководствуясь этим мнением или какими-либо другими соображениями, иранский МИД действительно заявил о нежелательности посещения Р.Эрдоганом Ирана.

52.32MB | MySQL:103 | 0,447sec