О положении езидов в современном Ираке

С началом активной террористической деятельностью «Исламского государства» (ИГ), в Ираке обострилась проблема национальных меньшинств, существование которых оказалось под угрозой. Речь идет о езидах и христианах, как представителей иных верований, а также о национальных меньшинствах, таких как туркоманы, мандеи, сабеяне, халдеи и другие. Еще до событий последних лет эти народы находились в дискриминационном положении. Во времена Саддама Хусейна преследования по национальному или религиозному признаку не достигали таких масштабов, как последние десять лет. За исключением нескольких карательных операций, осуществление которых тщательно скрывалось, национальные меньшинства достаточно свободно передвигались, работали и учились. После вторжения западной коалиции в 2003 году ситуация начала меняться. Был необходим новый политический курс, прообразом которого должна была служить американская модель демократии – мирного сосуществования различных этносов, которые смешались бы в «плавильном котле» и на выходе представили бы новую иракскую нацию. В то же время, притесняемые долгое время шииты, курды и оппозиционные предыдущему режиму сунниты, требовали особого отношения и уважения их прав, как большинства по сравнению с другими этносами и религиозными общинами. Поскольку идея создания иракской нации, предложенная американцами, не увенчалась успехом, отдельные политические силы Ирака решили ограничиться созданием арабо-мусульманской нации, из которой было необходимо исключить другие этносы и конфессии путем политического ограничения и уничтожения предметов их культуры, языков, традиций. Политическая дискриминация частично коснулась значительной по размерам общины курдов, а также многочисленных малых народов.

Курды Ирака исповедуют ислам, христианство и езидизм. Иракские курды, исповедовавшие ислам шиитского толка, были уничтожены или изгнаны Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах, в настоящее время часть их вернулась обратно. Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка. Есть также курдские христиане, которые жили достаточно спокойно во времена Саддама Хусейна. Наибольшему гонению в последние годы подвергся народ, называющий себя езидами. В мире их проживает по разным оценкам от 1 до 2 миллионов. По словам самих езидов, езидизм является первой монотеистической религией, культом поклонения божественному Солнцу (за что его часто сравнивают с зороастризмом). Письменных источников о езидизме практически нет, так как езиды строго охраняют свои традиции и не допускают в свои ряды представителей других верований. Существует два религиозных источника о культе езидов – Книга откровения и Черная книга (одно название которой также вызывает ассоциации с поклонением сатане). Религиозные предписания передаются устно из поколения в поколение религиозными главами и существуют уже более пяти тысяч лет. Езиды, по мнению исследователей, являются этнически близкими курдам, а, по мнению самих езидов, отдельной религиозно-этнической группой. В частности, шииты, обвиняют их в поклонении сатане и в убийстве сторонников имама Хусейна халифом Язидом ибн Муавией (от которого, по мнению их противников, произошло название конфессии). В августе 2007 года более 200 человек погибли в результате теракта в двух езидских селах.

Езидов обвиняют в поклонении сатане, так как они почитают падшего ангела Малака Тавуса (ангела-Павлин) и не считают, что он является воплощением абсолютного зла. По легенде, когда Бог сказал ангелам преклониться перед Адамом, один из ангелов отказался это делать, мотивируя это тем, что он преклоняется только перед Богом и будет почитать только его, за что был изгнан и поставлен управлять Адом. Несколько тысячелетий ангел-Павлин проливал слезы глядя на мучения грешников, и в тоге Бог простил его, и поставил его над другими ангелами. По другой версии, Бог сразу оценил преданность ангела Малака Тавуса и поставил его на первое место в иерархии ангелов. Езиды считают, что от Бога не может исходить зло, и что изгнанный ангел, в конце концов, заслужил прощение Бога и вернулся в его обитель. Малак Тавус воплотился в солнце, как источнике света и добра (здесь просматривается связь с зороастризмом). Таким образом, помимо обвинений в поклонении сатане, езидов также обвиняют в практике языческих обрядов и отрицании единого Бога.

Стоит отметить, что езидская община является достаточно закрытой и малодоступной для изучения. Есть лишь несколько трудов, посвященных религии и будничной жизни этой общины, которая редко контактирует с чужаками. Лишь в последние годы езиды сами заговорили о своей общине, так как им потребовалось общественное признание геноцидом массовых убийств езидов в Ираке со стороны ИГ. Езиды строго охраняют свою самобытность, им запрещено менять веру и даже связывать себя узами брака с иноверцами. По традиции езидом также нельзя было стать, можно только родиться. Внешне они значительно отличаются от арабской части населения, у некоторых из них светлые волосы и голубые глаза.  Почитая ангела-Павлина, они подражают его внешности в одежде, выбирая яркие ткани, что тоже резко контрастирует с одеждой арабов, предпочитающих сдержанные цвета. Таким образом можно с первого взгляда отличить езидов от арабов и мусульман, что делает их положение уязвимым. Конфликты между ними и другими народами, связанные с бытовыми и религиозными вопросами, возникали и раньше. Зачастую конфликты на религиозной почве приводят к кровной мести в отдельно взятых селах, как это случилось в 2007 году, когда несколькими радикальными езидами была насмерть забита камнями девушка-езидка, собиравшаяся выйти замуж за мусульманина-суннита. В ответ на это несколько членов местной «Аль-Каиды» убили 23 езида, так как, по их мнению, девушка уже стала членом мусульманской общины, и они были обязаны отомстить за ее смерть.

Тем не менее конфликты в отдельных селах не угрожали существованию езидской общины, и иракским езидам удавалось сохранить свою самобытность, в основном за счет того, что они старались держаться в стороне от других общин. Их безопасность оказалась под угрозой после установления власти ИГ на части территории Ирака. Руководство ИГ заявляет своей политической целью установление исламского государства на завоеванной территории, на которой могут проживать только мусульмане, исповедующие ислам исключительно в интерпретации ИГ. Если шиитов и христиан еще обращают в ислам насильно, то против езидов террористы объявили войну и поставили целью их полное уничтожение, так как, по их мнению, езиды не являются монотеистами (в отличие от других мусульман и христиан), поклоняются языческим Богам и, следовательно, обращение их в ислам не искоренит в них языческие или атеистические наклонности. Причем стоит отметить, что ИГ стремится уничтожить езидов как нацию, не женясь на езидках и запрещая им рожать, даже если они забеременели от самих террористов. Одна из невольниц террористов, 19-летняя беременная езидка, рассказала, что подвергалась насилию со стороны одного из террористов ИГ в течение двух месяцев, а затем, когда оказалась беременна, ее сожитель сел ей на живот со словами «этот ребенок должен умереть, так как он – атеист, а я могу иметь только детей-мусульман». В августе 2014 года террористы напали на несколько деревень, населенных езидами. Все, кто на тот момент находились в деревнях, были жестоко убиты или проданы в рабство. Тем езидам, которым удалось бежать (около 70000), пришлось надолго застрять на горе Синджар (провинция Найнава на севере Ирака), где они находились несколько дней без еды и воды, не имея возможности двигаться дальше из опасений быть схваченными террористами. Более 200 детей, множество стариков и инвалидов погибли на горе от обезвоживания. Гуманитарной помощи, сброшенной с воздуха, не хватило на всех. Позднее, когда им удалось двигаться дальше, они перебрались на территорию Турции при поддержке Рабочей партии Курдистана.

По данным на 27 марта 2015 года около 420 тысяч езидов являются внутренне перемещёнными лицами вследствие преследования со стороны ИГ. Мужчин-езидов убивают, женщин насилуют и продают в рабство, детей используют в качестве «пушечного мяса». Некоторых насильно обращают в ислам (записывая пропагандистские видео таких массовых «обращений»), однако, по некоторым данным, позднее их все равно убивают. Девочки-езидки продаются на рынке невольников за 18 долларов или преподносятся в качестве «подарков» членам ИГ. 30 марта 500 женщинам-езидкам удалось сбежать из плена ИГ, еще около 3500 остаются в плену по данным Виан Дакхил — куратора вопроса защиты прав женщин в комитете обороны в курдском парламенте.

Негативное отношение к езидам усиливается и в местах их традиционного проживания, среди арабов и курдов. 24 марта 2015 года в лагере для беженцев в Дохуке около 25 езидов были арестованы за демонстрацию в поддержку проходившей в тот момент конференции в Брюсселе, на которой представители езидов требовали признать убийства иракских езидов геноцидом. Несколько тысяч езидов поддержали демонстрацию, однако курдская полиция начала разгон протестующих ввиду того, что у них не было разрешения на проведение демонстрации. Несколько десятков демонстрантов получили тяжелые ранения в результате использования дубинок и водометов. Стоит отметить, что демонстрация началась спонтанно, без участия каких-либо политических и религиозных деятелей из числа езидов.

Таким образом, в настоящее время езидская община Ирака находится под угрозой уничтожения, что было официально признано со стороны ООН, которая недавно назвала массовые убийства и насилие в отношение езидов геноцидом. В нынешних условиях информационная поддержка и распространение сведений об этой общине становятся особенно актуальны с целью привлечения внимания к проблеме этого религиозного меньшинства.

52.24MB | MySQL:103 | 0,577sec