Ситуация внутри и вокруг Йемена

На протяжении всего периода военной операции «Буря решимости» официальные лица государств ССАГПЗ, в первую очередь Саудовской Аравии и Египта продолжают убеждать мировое общественное мнение с помощью арабских и западных СМИ в том, что имеются как минимум четыре крайне веские причины для вооруженного вторжения в Йемен.

1.Мятежные повстанцы-хоуситы захватили столицу страны, свергли законного президента и, нарушив все договоренности, устанавливают свою власть на территории всего Йемена.

2.За хоуситами стоит Иран, который стремится создать враждебное по отношению к КСА кольцо сил, проходящее через Ирак, Сирию, Ливан, и замыкающееся через Йемен.

3.Разгром хоуситов позволит вернуться к переговорному процессу и урегулировать ситуацию в Йемене.

4.Военная операция необходима для противодействия террористической угрозе, которую олицетворяет «Аль-Каида».

В действительности эти мотивы не имеют под собой основы, т.к. ситуация в Йемене существенно отличается от картины, которую создает пропаганда стран коалиции, и с помощью которой аргументируется необходимость военного вмешательства в дела Йемена. Само по себе движение хоуситов не является повстанческим и не свергало законное правительство. Оно возникло в середине 1990-х гг. как реакция зейдитских племен на агрессивную политику ваххабитского прозелитизма, которую поддерживала КСА и тогдашний президент Йемена А.А.Салех. Цель движения – возрождение зейдитской культурной традиции. Следует подчеркнуть, что зейдиты составляли основу йеменской государственности на протяжении 1000 лет вплоть до республиканской революции, свергнувшей имама-короля в 1962 году.

Хоуситы в 2000-х гг. резко критиковали всех арабских правителей за то, что они отдали борьбу с исламскими радикалами из «Аль-Каиды» на откуп США, а сами устранились. Они считали, что арабские правительства должны сами воевать с экстремистами, и прямо заявляли, что США, создав «Аль-Каиду», получили сильные рычаги влияния на все арабские режимы. В 2004 г. А.А.Салех объявил хоуситам войну, поскольку они мешали развитию стратегического военного сотрудничества официального Йемена с США. По сути дела, это была карательная акция против диссидентов. В ответ А.А.Салех получил сопротивление племен, поддерживающих клан аль-Хоуси. Война длилась до 2010 г., в результате чего на территории зейдитских племен наступила гуманитарная катастрофа. Особенностью войны с хоуситами было то, что кроме армейских частей в ней участвовали ополчения самого крупного йеменского племенного объединения Хашед во главе с шейхом Х.аль-Ахмаром и йеменские «Братья-мусульмане» в лице партии «Ислах». В 2010 г. на Лондонской конференции президент Салех объявил о переносе борьбы с севера на юг страны для уничтожения «Аль-Каиды Аравийского полуострова» (АКАП), провозглашенной главной угрозой не только для Йемена и КСА, но и для США. На самом деле, в результате «контртеррористических» действий правительства численность боевиков АКАП в Йемене выросла с нескольких десятков в 2001 г. до нескольких десятков тысяч в 2010 г.

После официального окончания войны с хоуситами продолжались неуправляемые конфликты между племенами зейдитов и салафитами  Поэтому с самого начала революции в феврале 2011 г. хоуситы влились в ряды протестующих и заявили себя в качестве лидирующей силы, стремящейся провести в стране радикальную реформу власти. Они потребовали равенства для всех религиозных школ ислама на территории Йемена, а также прекращения салафитской пропаганды, которая по сути расколола правительственную армию.

В 2015 г. хоуситы не свергали президента А.М.Хади. Он заявил о своей отставке в результате конфликта на переговорах между ним и хуситами по вопросу о федерализации Йемена. После бегства Хади в Аден и фактического развала государства хоуситы стали создавать местные органы власти – народные комитеты, которые пользуются поддержкой значительной части населения Йемена. В Адене йеменский президент А.М.Хади объявил, что он не намерен уходить в отставку, обвинил хоуситов в государственном перевороте и призвал Саудовскую Аравию оказать помощь в «восстановлении законной власти». Последовало стремительное признание его легитимности ведущими мировыми и региональными державами. Очевидно, сценарий был заготовлен заранее. Между тем, в Сане продолжался переговорный процесс под эгидой СБ ООН с целью проведения реформы высших органов власти и решения внутренних йеменских конфликтов. Надо заметить, что после заявлений об отставке президента Хади и главы кабинета Бахаха единственным легитимным органом власти в Йемене оставался парламент, располагавшийся в Сане.

Хоуситы ведут борьбу с радикальной исламистской суннитской группировкой «Аль-Каида Аравийского полуострова», уже очистили от нее двенадцать северных провинций и намерены расправиться с этой организацией окончательно. Декларация коалиции о борьбе с хоуситами в рамках противодействия терроризму – неприкрытая ложь. Хоуситы не являются радикальными исламистами, значительная часть местного населения воспринимает их, скорее, как националистическое течение, что объясняет их беспрепятственное продвижение по районам, населенным племенами суннитов шафиитского толка.

Прекращение КСА финансовой помощи Йемену после прихода хоуситов в Сану в сентябре 2014 г. вынудило их заключить торгово-экономическое соглашение с Ираном, которое предусматривало среди прочего воздушное сообщение между странами и реконструкцию порта Ходейда иранцами. На основании этого руководство КСА декларирует, что шиитское движение хоуситов «Ансар Аллах» является агентом Ирана на юге Аравийского полуострова. Иран отрицает, со своей стороны, военную помощь хоуситам, но признаёт их морально-политическую поддержку. Иранские СМИ объясняют антишиитскую «истерику» саудовцев их страхом перед примером Ирана как модели «правильного исламского государства». В то же время независимые западные наблюдатели подчеркивают, что Иран умело использует в своей внешнеполитической пропаганде страхи арабских правителей, ничего при этом не делая на йеменском направлении. Руководство ИРИ не рассматривает хоуситское движение шиитов Йемена в качестве стратегического партнера в отличие от движения «Хизбалла» в Ливане, например. Приоритетом для Ирана на данном историческом этапе является успешное завершение переговоров по ядерной программе и в их итоге – снятие международных экономических санкций, поэтому Иран старается не раздражать, в первую очередь, Запад своим вмешательством в йеменские дела.

Следует отметить, что уже в ходе военной операции поменялась риторика руководителей КСА. Теперь основными виновниками того, что соседняя страна «втягивается в хаос», называются не хоуситы и Иран, а бывший президент А.А.Салех. В пресс-релизе штаба коалиции от 4 апреля с.г. «свергнутый президент» Салех и его вооруженные силы поставлены в один ряд с «Аль-Каидой», захватившей порт Мукалла, как фактор дестабилизации положения в Йемене.

В настоящее время силы коалиции с помощью авиаударов по объектам военной и гражданской инфраструктуры Йемена, а также артиллерийских обстрелов опорных пунктов зейдитов, прилегающих к саудовской границе, пытаются принудить хоуситов и сторонников экс-президента А.А.Салеха перейти к переговорам с марионетками КСА в статусе побежденных. Уничтожено несколько крупных арсеналов оружия и боеприпасов, а заодно и ряд объектов социальной инфраструктуры. При этом под удары попали лагеря беженцев и жилые кварталы, что повлекло жертвы среди мирных жителей. Исходя из опыта сирийского конфликта, можно предположить, что число жертв будет расти, а репутация членов коалиции, в первую очередь, Саудовской Аравии, будет падать. Арабские СМИ продолжают настаивать вслед за представителем командования операцией генералом Ахмедом Асири, что целью «Бури решимости» являются йеменские ВВС, военные базы, баллистические ракеты, склады тяжелого вооружения, а не гражданские объекты. Их взрывают якобы сами хоуситы, чтобы вызвать у населения симпатию к себе и враждебность к силам коалиции.

По данным ООН за последние десять дней в Йемене погибли более 500 мирных граждан, около 2000 ранены, десятки тысяч йеменцев уже покинули страну. Следует отметить, что с началом операции «Буря решимости» в объединенный штаб управления войсками коалиции сразу вошли представители ВС США. Определение целей военной операции в Йемене и наведение на них авиации стран коалиции находится, таким образом, в руках американцев.

Информация в арабской прессе не позволяет говорить о военных успехах коалиции. Официальные заявления ВС КСА о результатах авианалетов позволяют сделать вывод о том, что спустя почти две недели средства ПВО йеменцев не подавлены. На кадрах видеохроники видно, что применяются зенитные орудия, предназначенные для борьбы с низколетящими целями, в первую очередь – вертолетам, что, безусловно, актуально в условиях наземной операции. По имеющимся данным, используются и другие средства ПВО, в частности ПЗРК «Стрела». Можно констатировать, что удары ВВС коалиции пока слабо влияют на боевую активность хоуситов. По сводкам они восстановили за время авиаударов контроль над международным аэропортом Адена и продолжают вести позиционные бои в городе со сторонниками президента А.М.Хади. Кроме того, сообщается, что силы хоуситов вышли на побережье Баб-эль-Мандебского пролива, захватили военную базу и создали потенциальную угрозу для судоходства. По этому поводу официальный представитель движения «Ансар Аллах» обратился 4 апреля с.г. к «братскому египетскому народу и его правительству», которых он призвал к прямым переговорам по ситуации в проливе для обеспечения безопасности международного судоходства. Одновременно он предостерег египтян от участия в «пролитии крови их йеменских братьев».

Развитие ситуации можно прогнозировать следующим образом. Авиаудары будут продолжаться. Противоборствующие стороны продолжат противоборство на рубежах Адена, поскольку силы коалиции явно намереваются высадить десант в этом ключевом пункте, а пока подбираются к островам в Баб-эль-Мандебском проливе.

Поскольку в штабах государств коалиции понимают, что наземная операция в Йемене может с большой вероятностью привести к большим потерям и даже поражению, основной задачей является создание вооруженной силы в противовес хоуситам непосредственно внутри самого Йемена. Саудовская Аравия сейчас активно снабжает вооружением АКАП, базирующуюся в провинции Хадрамаут, что позволило её отрядам уже захватить порт Мукалла.

Саудовская армия имеет большой технический потенциал для ведения дистанционной войны, но не для непосредственного соприкосновения с противником. Вглубь Йемена её сухопутные части не пойдут, т.к. не могут сравниться с противником в военном отношении. Йеменцы, как и афганцы, как любые горцы сплотятся против чужаков. Пассионарность населения и количество оружия самого разного типа, имеющегося у жителей этой страны, определяет боеспособность йеменской армии и племенных ополчений. Ещё до начала боевых действий коалиции обсуждался вопрос наземной операции. Был сделан вывод о необходимости усилить поставки вооружений просаудовским силам в Йемене, но армейские части на территорию этой страны не вводить. В качестве аргументов против вторжения приводились также высокие финансовые издержки и большие потери среди личного состава саудовской армии. В качестве решения «йеменской проблемы» рассматривалось сочетание морской блокады побережья с авиаударами.

На заседаниях совета министров и консультативного совет КСА, прошедших в последние дни, были озвучены такие цели операции: уничтожить военную технику, чтобы она не попала в руки тем, кто «ведет страну к анархии», и принудить все стороны конфликта в Йемене, включая хоуситское движение, к переговорам в Эр-Рияде.

Руководители государств ССАГПЗ, продолжая заверять КСА и собственных подданных в поддержке военной операции и приверженности арабской солидарности, говорят о необходимости возврата к переговорам и поиску мирного решения конфликта. В кувейтской прессе в то же время появились сообщения о раскрытых в стране подпольных ячеек хоуситов, состоящих их йеменских иммигрантов. Вообще в странах Залива спецслужбы усилили контроль за многочисленной йеменской диаспорой. Также усилена охрана границ в ожидании беженцев из Йемена. В целом, роль малых  государств Персидского залива в текущей военной кампании не является решающей.

Большие надежды руководство КСА возлагает на военную помощь двух государств – Египта и Пакистана. ВВС и ВМС Египта активно участвуют в йеменской кампании с самого её начала. Египетские военные корабли совместно с саудовскими обеспечивают охрану Баб-эль-Мандебского пролива и блокаду йеменских портов. Египетские генералы во главе с президентом А.Ф.ас-Сиси не стремятся участвовать в наземной операции, помня печальный итог боевых действий египетской армии против зейдитов в 1960-х гг. Официальные заявления президента Египта, публикуемые в прессе на протяжении последних дней, готовят, тем не менее, общественное мнение страны к возможному участию египетской армии в наземной операции. Декларируется верность арабскому единству, долг Египта защищать мусульманские святыни в Саудовской Аравии и страны Залива, навести порядок и установить законность на территории «братского» Йемена и т.п. Египтяне также напоминают всем о том, что идея объединения арабских армий в борьбе против ИГ, которая нашла свое воплощение в коалиции против хоуситов, была выдвинута президентом А.Ф.ас-Сиси ещё за месяц до саммита ЛАГ. Причины активной военной пропаганды, направленной преимущественно на собственное население, очевидны. Отказаться от отправки сухопутных войск в Йемен Египет не сможет, т.к. его бюджет почти полностью зависит от дотаций КСА и других стран ССАГПЗ.

Другим боеспособным союзником Саудовской Аравии является Пакистан. КСА ждет от Исламабада воинский контингент и боевые самолеты для непосредственного участия в операции «Буря решимости», а также поддержку со стороны ВМФ Пакистана. Премьер-министр Наваз Шариф 26 марта с.г. обещал безоговорочно предоставить в распоряжение коалиции «все ресурсы пакистанской армии» для наземной операции. Это было эмоциональное высказывание, связанное с его чувством личной благодарности по отношению к правящему дому Саудов, который буквально спас его самого и его семью от смерти после военного переворота в 1999 г. Тем не менее, официально Исламабад решение об участии в военной операции в Йемене еще не принял. Очевидно, что военные, которые фактически определяют внешнюю политику Пакистана, следуют своим интересам, балансируя между Саудовской Аравией и Ираном. К осторожности в йеменских делах правительство Н.Шарифа призывают со страниц местных СМИ и различные эксперты. Они указывают на вероятность негативных последствий участия Пакистана в йеменском конфликте для межобщинных отношений в своей стране, где около 80% населения составляют сунниты и 20% — шииты.

Следует учитывать, что на данный момент в КСА уже находится две категории пакистанских военных: до 500 советников-инструкторов и 292 элитных спецназовца, подготовленных для ведения операций в горной местности. Если первый контингент присутствует в Саудовской Аравии уже несколько лет, то об отправке второго официально нигде объявлено не было.

В случае участия Пакистана в операции «Буря решимости» серьезное политическое и экономическое давление на него окажет официальный Тегеран, который уже заявил о вероятности пересмотра условий сотрудничества в строительстве своего газопровода, проходящего по территории Пакистана в Индию.

Сценарий развития ситуации в Йемене позволяет предположить, что при продолжающемся разрушении страны обе противоборствующие стороны (хоуситы и сторонники А.А.Салеха, с одной стороны, и силы, лояльные А.М.Хади, с другой стороны) будут ослаблены, в то время как АКАП, которая базируется в южных районах Йемена, останется в выигрыше. Имея «спящие» ячейки во всех городах и провинциях страны, эта экстремистская организация окажется победителем.

Российские эксперты прогнозируют, что при любом развитии событий будет невозможно сохранить единство Йемена. Разделение произойдет, возможно, не только на Север и Юг, но на несколько частей. Поскольку удары коалиции наносятся не только по хоуситам, а по всей военной инфраструктуре страны, по частям спецназа, предназначенным для борьбы с «Аль-Каидой», можно предположить, что по окончании операции «Буря решимости» в Йемене не останется сил, способных противодействовать исламистам.

В случае продолжения налетов авиации и, тем более, проведения наземной операции будут разрушены древние, тысячелетние ирригационные сооружения, обеспечивающие продуктивное сельское хозяйство. Наступит продовольственная катастрофа, которая повлечет социально-политические катаклизмы внутри Йемена и мощные миграционные потоки во все стороны. Уже сейчас арабские СМИ сообщают о катастрофической нехватке продовольствия и медикаментов в стране в результате морской блокады йеменских портов.

52.27MB | MySQL:103 | 0,488sec