Мероприятия США после событий в Йемене

События в Йемене и Ираке вновь оживили среди сообщества экспертов дискуссию на тему очередного провала американской стратегии на Ближнем Востоке. При этом часть экспертов стоит на точке зрения, что Вашингтон искусственно провоцирует развитие подобного рода ситуаций, дабы отвлечь на них силы и ресурсы основных региональных игроков в лице КСА, Катара и Ирана. При этом обозреватели ссылаются на откровения председателя крупнейшего частного разведывательно-аналитического агентства США «Стратфорд» Д.Фридмана, который стоит на той же точке зрения. Пикантность ситуации придает тот факт, что указанная компания считается официальным консультантом американского разведсообщества и высказанные ее руководством прогнозы носят характер лишенных дипломатической лакировки основных принципов внешнеполитической доктрины США. Рискнем предположить, что это не совсем так, поскольку «теория управляемого хаоса», на которую упирают сторонники этой версии, в общем и целом не работает.

Вернемся к йеменской ситуации. В бытность президентства А.А.Салеха и особенно А.М.Хади американское разведсообщество и силовики серьезно усилили свое присутствие в этой стране. Американские инструкторы приложили массу сил и средств для того, чтобы обучить и оснастить так называемые «специальные силы», сейчас с успехом воюющие на стороне А.А.Салеха; создали крупнейшую базу радиоэлектронной разведки под Саной и базу беспилотников; реанимировали базу для обслуживания кораблей ВМС на Сокотре; а также даже дислоцировали на йеменской территории подразделения морской пехоты с тяжелой техникой. Ценой серьезных усилий со стороны ЦРУ США удалось сместить со своего поста, практически бессменного при всех режимах, начальника политической разведки Г.аль-Гамиши, который «поддерживал сомнительные связи» с исламистами, а, попросту говоря, «сливал» планируемые американцами операции против джихадистов последним. При А.М.Хади, который взял курс на полное подчинение американским интересам, это силовое присутствие Пентагона и ЦРУ США стало всеобъемлющем. После всего этого утверждать, что Белый дом решил пожертвовать всем, с таким трудом «наработанным», багажом ради призрачной, и, что самое главное, непредсказуемой перспективы преднамеренного устройства «регулируемого» регионального конфликта, на наш взгляд, было бы, неоправданной натяжкой.

Вопрос здесь в данном случае лежит в несколько иной плоскости. Сразу же условимся, что мы не будем серьезно рассматривать версию «большого стратегического таланта» людей, которые сидят в Белом доме. Пока действительно важен момент новой внешнеполитической концепции США по участию в локальных конфликтах, что стало прямым следствием иракской и афганской эпопеи. Руководство Пентагона и ЦРУ воочию убедилось в том, что классическое военное присутствие в той или иной стране не приводит к желаемому результату. Современная, даже самая боеспособная армия не в состоянии решить проблему окончательного решения кризиса, и с неизбежностью – после разгрома сил повстанцев-исламистов или неугодного правительства в прямом военном столкновении – упирается в латентную партизанскую войну со всеми обязательными в таких случаях рисками и издержками без достижения главной цели. Архитектором и локомотивом новой военной доктрины участия американцев в локальных конфликтах стал бывший директор ЦРУ США и глава Пентагона Р.Гейтс, который сделал ставку на операции спецназа, беспилотников при безусловной опоре на местное население. В случае с Ираком – это опыт с привлечением местных суннитских племенных милиций к нивелированию влияния «Аль-Каиды» в провинции Анбар в период второго американского вторжения. В Йемене – это режим  президента А.М.Хади, на базе которого американцы планировали создать универсальный инструмент своего присутствия на юге Аравийского полуострова. По крайней мере, эту идею активно продвигал нынешний директор ЦРУ Д.Бреннан, считающийся основным специалистом в ведомстве по ближневосточным вопросам. Нынешнюю ситуацию в Йемене можно с полным основанием отнести к его персональной большой профессиональной неудаче. В том числе и потому, что он в запале антиисламистской борьбы «закрыл глаза» на стремление А.М.Хади и Эр-Рияда руками хоуситов уничтожить влияние йеменского филиала движения «Братья мусульмане» в лице партии «Ислах», которые на тот период времени возглавляли заклятые с некоторого периода времени враги Эр-Рияда и бывшего президента страны А.Салеха в лице братьев аль-Ахмаров и сводного брата А.А.Салеха  Мохсена аль-Ахмара. Д.Бреннана в данном эпизоде внутрийеменской борьбы волновал принципиальный момент разрушения инфраструктуры салафитов на севере Йемена, и в этой связи даже были неофициальные контакты представителей ЦРУ США с руководством хоуситов в декабре прошлого года. Поражение партии «Ислах» и эмиграция еу наиболее влиятельных руководителей нарушило баланс сил в стране, что и предопределило бегство А.М.Хади и дальнейшую экспансию зейдитов. Полагать, что аналитики ЦРУ США просчитывали такой сценарий и сознательно на него пошли, было бы наивным.

Хоуситам,  после визита их делегации в Вашингтон решили, что американцы закроют глаза на их экспансию на юг под предлогом борьбы с «Аль-Каидой» и пожертвуют теряющим влияние А.М.Хади. Возможно, что так бы и произошло, особенно на фоне усиления в Белом доме тенденции по сближению с Тегераном в рамках решения с его помощью части региональных конфликтов. Например, в том же Ираке, чему уже есть совершенно документальные свидетельства. Но в данном случае перевесили соображения о сохранении альянса с КСА. Тем не менее, Вашингтон по-прежнему делает упор на развитие сегмента спецопераций. В этой связи командование спецсилами США приняло решение создать собственные дипломатические каналы для развития этого сегмента за рубежом. Во время слушаний в Комитете вооруженных сил Сената США командующий US Special Operations Command (USSOCOM) Д.Вотель заявил о намерении основать за рубежом сеть своих представительств. Согласно этому замыслу будет создан аппарат Special Operations Liaison Officers (SOLO), представители которого будут работать под дипломатическим прикрытием в 15 посольствах США за рубежом. При этом основной упор будет сделан на «исламистски опасные» направлениях таких как Кения, Турция и КСА. При этом партнеры американцев из этих стран будут иметь своих офицеров по связи в центре управления спецоперациями в Тампе (штат Флорида). В январе с.г. Д.Вотель уже созывал совещание со своими партнерами из двенадцати стран Азии и Африки с участием всех стран НАТО с целью усиления координации прежде всего в рамках обмена развединформацией в отношении активности исламистов.

52.29MB | MySQL:103 | 0,555sec